Тема 3. происхождение государства и права
3.1 Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе: основные признаки, этапы развития
Большинство авторов считают, что государство и право появляются не вместе с возникновением человеческого общества, а на определенной ступени исторического развития. Наука утверждает, что существовал длительный период, когда не существовало ни государства, ни права (по данным современной науки человеческое общество возникло примерно сорок тысяч лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысячелетиях до н. э.). Догосударственное общество называют первобытным, а существовавший в нем срой – первобытнообщинным (родообщинным, родоплеменным). Он тянулся, по разным оценкам, более тридцати тысячелетий и прошел в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения.
1. Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат.
Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.
Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. Данная периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права и сейчас, но подвергается критике.
2. Базируясь на экономической стороне:
- период присваивающей экономики
- период производящей экономики, с ней связывается разложение первобытнообщинного строя и возникновения государства
3. Иные периодизации первобытного общества различают три периода - ранний, средний и поздний:
- ранний – это период становления первобытнообщинного строя (соответствует форма организации общества – локальная группа охотников, собирателей, рыболовов);
- средний – период зрелости (собственно родовая община, племя)
- поздний – период распада первобытного общества (соседская община, вождество).
Базируясь на формах организации первобытного общества, различают периоды:
- первобытного человеческого стада
- родовой общины
- соседской общины
Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.
Род (родовая община) является исторически первой устойчивой формой объединения людей. Это семейно-производственный союз, основанный на кровном илипредполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общейсобственности и социальном равенстве.
Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя – это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными факторами, в том числе совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.
Фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов.
Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными, но однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.
Власть и управление в период зрелого первобытного общества. Власть присуща любому обществу. Она возникает вместе с ним и является его непременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Общественная власть - это публичная власть, хотя нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной (от лат. potestas – сила, власть, мощь), присущи следующие черты.
1. Осуществлялась самим обществом либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены.
2. Не имела специального аппарата управления, все члены общества участвовали в производстве материальных благ.
3. Она не была оторвана от общества и не стояла над ним.
4. Опиралась на общественное мнение и авторитет выборных лиц.
5. Принуждение исходило от всего общества - рода, племени и т.д., каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., не было.
Власть в родовой общине.1. Высший орган власти – общее собрание (родовое собрание)всех взрослых членов рода. Его решения обязательны для всех. Общее собрание решало наиболее важные вопросы жизни первобытного общества: вопросы войны и мира, осуществление наказания, выборы и перевыборы старейшины, вождя, жреца.
Старейшина –руководил повседневной деятельностью: организацией коллективных работ, разрешением конфликтов, распределением продуктов труда и т.д.
Военный вождь избирался на период военных действий.
Жрецотвечал за связь родовой общины (племени, союза племен) с духовным миром: духами, богами, покровительствовавшими данной группе людей.
В целом организация власти в первобытном обществе характеризуется как первобытная демократия:
- самоуправление (совпадение субъекта и объекта власти) – общее собрание рода принимало решения и весь род, все его члены исполняли эти решения;
- власть распространялась только по кровно-родственному признаку, т.е. только на членов данного рода;
- представители власти, т.е. выборные лица (старейшина, вождь, жрец), наравне с другими общинниками участвовали в повседневном труде;
- осуществляли функции управления на общественных началах и не получали за это дополнительного вознаграждения;
- принуждение, если в нем возникала необходимость, носило общественный характер, т.е. решение принималось на общем собрании и осуществлялось всеми взрослыми членами рода.
Организация власти в племени:
- Основным органом власти и управления: совет старейшин (вождей), иногда наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа.
- Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого не отличалось от положения старейшины или вождя рода, он считался первым среди равных.
Организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и другие органы первобытной демократии.
Выводы. Первобытное общество основано на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила общественный характер и строилась на началах самоуправления. Отсутствует специальный аппарат управления и принуждения, все вопросы решались самим обществом.
3.2 Возникновение государства: основные пути и формы
Политогенеза
Генезис государства и генезис права произошли в глубокой древности, процессы генезиса крайне сложны и недостаточно изучены, а представления об этих процессах дискуссионны. Тем не менее, ученые постоянно обращаются к изучению возникновения и государства и права, поскольку генезис во многом определяет их сущность.
Ученые едины в том, что образование государства и права есть объективно необходимые процессы развития человеческого общества, стремящегося к своей более совершенной организации. Глобальные неблагоприятные изменения климата на земле повлияли на переход человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. неолитическую революцию. Переход от присваивающей экономии к производящей, появление избыточного продукта, возникновение отношений собственности – эти и другие обстоятельства потребовали нового более высокого уровня упорядочения отношений между людьми. Усложнение общественной жизни привело к тому, что традиционные структуры первобытного самоуправления (общее собрание, старейшины, вожди, жрецы) и нормативное регулирование (мифы, обряды, ритуалы, обычаи) уже не могли решать задачи обеспечения функционирования и развития, т.е. осуществлять адекватное новым условиям управление обществом. Поэтому возникает новая организация социального управления и новый нормативный порядок регулирования общественных отношений. Из общества выделилась специальная группа людей, занимающаяся вопросами эффективного управления, обычное регулирование замещается правовым. Таким образом, государство и право возникают объективно, в силу внутренних потребностей общества.
Под генезисом (возникновением) государства понимают следующие процессы:
- возникновение государства как новой в истории формы организации человеческого общества;
- возникновение государства в результате политико-правовых революций, когда происходит смена общественного (конституционного) строя и смена формы государства формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима), а также смена названия государства (Россия в 1917 г.);
- возникновение нового государства в результате цессии (возникновение США в 1787 г. в результате объединения 13 бывших колоний Великобритании);
- возникновение нового государства в результате мирной сецессии (распад Чехословакии на Чехию и Словакию) или военной сецессии (распад Югославии, начиная с 1991 г.);
- возникновение нового государства в колониальной стране, освободившейся от власти государства-метрополии.
Первый из названных вариантов первичный и основной, подлежащий рассмотрению ниже; остальные – вторичные и производные, поскольку совершаются на фоне уже существующей государственной организации.
В юридической литературе различают факторы и причины право- и политогенеза. Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; факторы влияют на государство и право опосредованно, через другие явления. Причины непосредственно вызывают к жизни государство и право. Многофакторный подход рассматривает генезис государства как результат влияния многих факторов и причин.
1. Природные факторы (географические, климатические, экологические, космические и другие):
а) глобальные изменения климата, похолодание, оледенение, наводнения, наступление пустыни и т.д., повлекшие движения материков, исчезновение одних частей суши и появление других вынуждало людей изменить образ жизни, перейти от собирательства, рыболовства, охоты к производящей экономике;
б) географический фактор (расположение на определенной территории) и тесно с ним связанные природно-климатические факторы. Известно, что исторически первые государства возникли в регионах с благоприятными для земледелия и проживания людей условиями, в долинах рек – Нила, Инда, Ганга, Тигра, Евфрата, Янцзы.. Эти факторы влияют на формирование определенного образа жизни, рода занятий, использования определенных орудий труда и способ производства материальных благ в крупных сообществах людей. Климатические условия (субтропический климат) влияли на возможность занятия земледелием, на необходимость сооружения крупных ирригационных сооружений, создание агрокалендарей (письменные источники, регулирующие производственную деятельность общины, строго обязательные для исполнения). Здесь возникли ранние государства с доклассовой структурой общества в форме деспотических монархий. У народов, живших в Центральной и Восточной Европе, в Центральной Азии с умеренным климатом (германцы, славяне, монголы), при разложении первобытнообщинного строя образовались феодальные государства;
в) экологические, астрономические, космические сейсмические и т.д факторы влияли на формирование государства и права через мифы, религию, ритуалы, обычаи;
2. Демографический фактор. Увеличение численности и плотности населения в результате перехода к оседлому образу жизни, увеличения рождаемости и выживаемости людей, миграции в местности с благоприятным климатом, либо с близко расположенными торговыми путями, это влечет необходимость интенсифицировать сельское хозяйство. Следствие - совершенствование системы управления, дифференциация социального положения людей, увеличение социокультурной сложности и генезис государства.
3. Экономический фактор. Совершенствование орудий труда, специализация труда ведут к росту производительности труда и увеличению объема произведенного продукта. Семья обособливается от родовой общины и становится самостоятельной производственной и экономической единицей. Появляется частная собственность и экономическое неравенство, а значит, богатые и бедные, эксплуатируемые и эксплуататоры, появляются антагонистические классы. Антагонистические классы (антагонистический – с греч.- непримиримый) это большие группы людей, отличающиеся друг от друга по отношению к основным средствам производства (земля, скот, орудия труда, здания, сооружения) и находящиеся в непримиримом противоречии, это значит, что поскольку их интересы объективно не совпадали, они неизбежно вступали в непримиримые социальные конфликты. Эти конфликты могли уничтожить общество, поэтому необходима сила, подавляющая, умеривающая, примиряющая эти конфликты. Для охраны собственности, защиты интересов экономически господствующих классов, поддержания условий для эксплуатации экономически зависимых классов, возникает новая организация власти – государство. Экономические факторы возникновения государства теоретики марксизма считают самыми главными, а все остальные факторы признают несущественными.
4. Военный фактор (внутренний аспект). Угроза военных нападений со стороны других племен, необходимость организовать защиту и отражение таких нападений, вынуждала определенные народы создавать органы власти и управления, приспособленные для эффективного функционирования в военных условиях. Фактор внешней военной угрозы способствовал объединению племен в союзы, в единый народ и внутренней трансформации первобытной организации власти в государство. Первобытная демократия трансформируется в военную демократию, затем военную иерархию и в государство.
4а.Военный фактор (внешний аспект). Война становилась для некоторых народов основным занятием, способом производства материальных благ и воспроизводства социальной жизни. Произошло возрастание роли военных вождей и воинов. Обогащение за счет захваченной добычи влекло их возвышение над обществом. Власть начала передаваться по наследству, сакрализироваться (освящаться религией). Захват новых территорий и народов вел к необходимости налаживать управление ими, устанавливать отношения власти и подчинения.
5. Религиозный фактор. Религия в форме язычества или единобожия оказывала мощное влияние на образование государств. На Древнем Востоке, по существу, религия была елавным системообразующим фактором в обществе. Сакральность (божественность, святость) власти правителя способствовала беспрекословному подчинению больших масс людей. Единобожие и монорелигия являлись фактором объединения и сплочения разрозненных народов в единую социально-политическую общность - народ.
6. Юридико-правовой фактор. Необходимость поддержания правопорядка, применение организующих и принудительных мер для обеспечения норм возникающего права.
7. Психологические факторы. Свободолюбивость горских народов усложнила и отсрочила возникновение государств, психологический строй цыган во многом объясняет отсутствие у них государственности. Известно, что для жителей небольших сообществ характерен высокий уровень политической активности, отстаивание собственных интересов и блокирование антидемократических тенденций (победа афинского демоса над аристократией, римского плебса над патрициями). Для жителей равнинных аграрных обществ характерно более пассивное и покорное политическое поведение.
8. Социокультурные факторы. Среди множества таких факторов наука особенно выделяет наличие письменности и строительство городов и крупномасштабных ирригационных или культовых сооружений.
Современные исследователи, говоря о возникновении государства, выделяют своеобразный предгосударственный период – протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству. Ф. Энгельс говорил о таком предгосударственном периоде, как военная демократия. Некоторые из современных российских исследователей разделяют эту точку зрения и считают, что государству непосредственно предшествовал период военной демократии, для которого характерны военная организация племен, систематическое ведение грабительских войн, усиление в результате этих войн власти военного вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение наследственной королевской власти и наследственной знати. Другие же полагают, что государству непосредственно предшествовала не военная демократия, а так называемое вождество (чифдом), которое пришло на смену военной демократии и отличается от нее. Далее приведена таблица, в которой соотнесены признаки военной демократии и вождества.
Таблица 1.