Структура механизма правового регулирования
Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется разным характером движения интересов субъектов
1 МатузовН.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 13.
Тема 32; Механизм правового регулирования
4. Структура механизма правового регулирования
к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути; Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их право1 вого оформления, обеспечения.
Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса,
правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или,
фактический состав с таким решающим показателем, как организаци
онно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правопри
менительный акт (факультативный элемент). V
На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но! и прогнозируются препятствия этому процессу,; а, также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком^ элементе МПР, как нормы права.
На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Как раз именно такого факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его > удовлетворить. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического 1 факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Например, право гражданина на! получение высшего образования неосуществимо без вынесения правоприменительного акта.; Процесс удовлетворения интересов лица прерывается (препятствуется) здесь , невозможностью предоставления в нормах права определенных юри-
дических форм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практически нереально, ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить всего многообразия социальных связей, учесть их особенности, что и выступает объективной основой препятствования дальнейшему движению интересов субъектов права и снимается только на уровне правоприменения. Получая наиболее полную информацию о ситуации, уценивая и контролируя правомерность выполнения предварительных 'условий (юридических фактов), правоприменитель находит для урегулирования конкретного общественного отношения соответствующие средства, воплощающиеся в индивидуальном решении.
Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз (как части более общего права на получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит1 фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.
•Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении,присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.
Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или факта-
Тема 32. Механизм правового регулирования
4. Структура механизма правового регулирования
ческий состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
Третья стадия — установление конкретной юридической связи с
весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и
обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет
интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удов
летворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовле
творению (запрет), либо осуществить известные активные действия
в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае
речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права
и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа
трансформируется в конкретное правило поведения для соответству
ющих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой ин
дивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес уп
равомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и
обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.
Данная стадия воплощается именно в таком .элементе МПР, как пра
воотношение. '
Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.
Как же проявляются в них содержательные моменты — процесс
удовлетворения интересов — и что общего в этих содержательных мо
ментах? ,' :
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.).
При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет злоупотребление правом).
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. Здесь, в принципе, имеет значение лишь одно условие: чтобы на пути осуществления данных интересов не ставились преграды и они могли быть свободно удовлетворены. Это то общее, что их объединяет, позволяет синтезировать такие совершенно противоположные, на первый взгляд, формы правореализации в одну — беспрепятственную. Без подобных препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осуществляется в допустимых пределах, для нее достаточно лишь правовой нормы. Названная стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей.
Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С формально-правовой же точки зрения препятствия различаются: если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором — напротив, его наступление.
Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно повлечь за собой наступление определенных юридических последствий. В частности, при невыполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие интересы обязанных лиц, трансформируются в противоправные ограничения (уже препятствия) осуществлению интересов управомоченного. Случившееся — основа правовой конфликтной ситуации, свидетельствующая, как правило, о невозможности обычными «мирными» средствами удовлетворить интерес управомоченного. Эти нарушения, будучи ' юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений — охранительных.
Тема 32. Механизм правового регулирования
5. Эффективность механизма правового регулирования
В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право
| на защиту, с помощью которого он (либо специальные органы) возбуж-
, дает правоприменительный процесс. Возникшее из факта правонару
шения право на защиту содержит в себе материальное требование субъ
екта к правонарушителю по поводу незаконного сдерживания удовле-
• творения своих интересов. Субъективное право на защиту выступает
здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов
применить в отношении обязанного лица меры государственно-прину
дительного свойства в'целях устранения препятствий в реализации
стремлений личности. ,1 .•;'„.'• [
Нарушившая сторона в рамках 'охранительных правоотношений приобретает нойый статус, где на первом плане выделяется юридическая обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть применение к ней мер. принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрис-дикционный орган использует власть! с целью создать все1 необходимое для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетворенного интереса управомоченного. Без власти, силы, принуждения снять помехи бывает просто невозможно. Оказывая правоограничи-вающее воздействие с помощью принудительных элементов (мер защиты, ответственности), правоприменитель «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетвориться интересам управомоченного субъекта. Подобную форму правоприменения можно назвать охранительной, ибо она устраняет препятствия и обеспечивает укрепление законности. ,
Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО
' | j РЕГУЛИРОВАНИЯ |
Эффективность правового регулирования — smd соотношение
между результатом правового регулирования и стоящей перед ним
целью. Пути повышения эффективности правового 'регулирования в
современных, условиях следующие. i I ..
Совершенствованиеправотворчества, в процессе которого ri нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью > соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его
нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантирован-
ность правовых средств, действующих1 в МПР, т.е. повысить уровень
вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в
воспрепятствовании этому процессу. i
1 Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного1 регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения; .— наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) — в произвол. Вот почему МПР должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополни-' тельные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном
механизме придает ему гибкость и универсальность; минимизирует
сбои и "остановки в его работе. «От правильного выбора правовых
средств зависит в конечном счете достижение целей правового регули
рования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, невер
ный выбор юридических средств,,приемов, заложенных в нормативной
основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации
права, снижению правового эффекта»1. | н'
i Повьаиениё'уровня правовой культуры субъектов права, безусловно,
повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и право
порядка, i . •' .. . : •...'. |
Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совер
шенствования элементов МПР, повышения их эффективности. Высту
пая своего рода юридической технологией удовлетворения данных
интересов, механизм правового регулирования должен постоянно
быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим i
благоприятствования осуществлению законных стремлений личности,
упрочению ее правового статуса. .•, i ;
1 Сапун В.А. Инструментальная теория нрава в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992. С. 18.
1. Информационно-психологический аспект действия права
Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В.Малъко)