Структура механизма правового регулирования

Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется разным характером движения интересов субъектов

1 МатузовН.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 13.



Тема 32; Механизм правового регулирования

4. Структура механизма правового регулирования




к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути; Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их право1 вого оформления, обеспечения.

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса,
правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или,
фактический состав с таким решающим показателем, как организаци­
онно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правопри­
менительный акт (факультативный элемент). V

На первой стадии формулируется правило поведения, которое на­правлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотноше­ний, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но! и прогнозируются препятствия этому процессу,; а, также возможные пра­вовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком^ элементе МПР, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Эле­ментом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязатель­но решающим. Как раз именно такого факта подчас и не хватает субъ­екту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его > удовлетворить. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического 1 факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответст­вующего акта применения права.

Например, право гражданина на! получение высшего образования неосуществимо без вынесения правоприменительного акта.; Процесс удовлетворения интересов лица прерывается (препятствуется) здесь , невозможностью предоставления в нормах права определенных юри-

дических форм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практи­чески нереально, ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить всего многообразия социальных связей, учесть их особеннос­ти, что и выступает объективной основой препятствования дальнейше­му движению интересов субъектов права и снимается только на уровне правоприменения. Получая наиболее полную информацию о ситуации, уценивая и контролируя правомерность выполнения предварительных 'условий (юридических фактов), правоприменитель находит для урегу­лирования конкретного общественного отношения соответствующие средства, воплощающиеся в индивидуальном решении.

Акт применения права представляет собой основной элемент сово­купности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии дру­гие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз (как части более общего права на получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в студен­ты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комис­сию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочия­ми применять нормы права, не выступают правоприменителями, а сле­довательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обес­печить удовлетворение своих интересов. Только правоприменитель­ный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результа­том ее действия, составит1 фундамент для нового ряда правовых и со­циальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общест­венного отношения, облеченного в правовую форму.

•Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполни­тельным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван раз­вивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплоща­ются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощ­рении,присвоении персональных званий, об установлении выплат, по­собий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или факта-




Тема 32. Механизм правового регулирования

4. Структура механизма правового регулирования




ческий состав, где функцию решающего юридического факта выполня­ет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия — установление конкретной юридической связи с
весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и
обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет
интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удов­
летворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовле­
творению (запрет), либо осуществить известные активные действия
в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае
речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права
и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа
трансформируется в конкретное правило поведения для соответству­
ющих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой ин­
дивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес уп­
равомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и
обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.
Данная стадия воплощается именно в таком .элементе МПР, как пра­
воотношение. '

Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридичес­ких обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средст­во, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Как же проявляются в них содержательные моменты — процесс
удовлетворения интересов — и что общего в этих содержательных мо­
ментах? ,' :

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собствен­ные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от об­щественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит пре­пятствий их удовлетворению.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворе­ние своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.).

При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворе­нию интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет злоупотребление правом).

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъек­тов. Здесь, в принципе, имеет значение лишь одно условие: чтобы на пути осуществления данных интересов не ставились преграды и они могли быть свободно удовлетворены. Это то общее, что их объединяет, позволяет синтезировать такие совершенно противоположные, на пер­вый взгляд, формы правореализации в одну — беспрепятственную. Без подобных препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осу­ществляется в допустимых пределах, для нее достаточно лишь право­вой нормы. Названная стадия процесса правового регулирования отра­жается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязан­ностей.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соот­ветствующая правоприменительная деятельность. Возникновение пра­воприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами нега­тивного характера, выражающимися в наличии либо реальной опаснос­ти правонарушения, либо прямого правонарушения.

С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнитель­ной правоприменительной деятельности), будет являться неудовле­творение личных интересов субъектом, а также общественных интере­сов в охране и защите. С формально-правовой же точки зрения препят­ствия различаются: если в первом случае в качестве препятствия вы­ступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором — напротив, его наступление.

Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонаруше­ние, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно повлечь за собой наступ­ление определенных юридических последствий. В частности, при не­выполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие ин­тересы обязанных лиц, трансформируются в противоправные ограни­чения (уже препятствия) осуществлению интересов управомоченного. Случившееся — основа правовой конфликтной ситуации, свидетельст­вующая, как правило, о невозможности обычными «мирными» средст­вами удовлетворить интерес управомоченного. Эти нарушения, будучи ' юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений — охранительных.



Тема 32. Механизм правового регулирования

5. Эффективность механизма правового регулирования




В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право
| на защиту, с помощью которого он (либо специальные органы) возбуж-
, дает правоприменительный процесс. Возникшее из факта правонару­
шения право на защиту содержит в себе материальное требование субъ­
екта к правонарушителю по поводу незаконного сдерживания удовле-
• творения своих интересов. Субъективное право на защиту выступает
здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов
применить в отношении обязанного лица меры государственно-прину­
дительного свойства в'целях устранения препятствий в реализации
стремлений личности. ,1 .•;'„.'• [

Нарушившая сторона в рамках 'охранительных правоотношений приобретает нойый статус, где на первом плане выделяется юридичес­кая обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть приме­нение к ней мер. принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрис-дикционный орган использует власть! с целью создать все1 необходимое для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетво­ренного интереса управомоченного. Без власти, силы, принуждения снять помехи бывает просто невозможно. Оказывая правоограничи-вающее воздействие с помощью принудительных элементов (мер за­щиты, ответственности), правоприменитель «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возмож­ность удовлетвориться интересам управомоченного субъекта. Подоб­ную форму правоприменения можно назвать охранительной, ибо она устраняет препятствия и обеспечивает укрепление законности. ,

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факуль­тативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО
' | j РЕГУЛИРОВАНИЯ |

Эффективность правового регулирования — smd соотношение
между результатом правового регулирования и стоящей перед ним
целью. Пути повышения эффективности правового 'регулирования в
современных, условиях следующие. i I ..

Совершенствованиеправотворчества, в процессе которого ri нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью > соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его

нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантирован-
ность правовых средств, действующих1 в МПР, т.е. повысить уровень
вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в
воспрепятствовании этому процессу. i

1 Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного1 регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоп­рименения; .— наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует сво­ими силами процессу удовлетворения интересов.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения не­обходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстри­ровать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без инди­видуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) — в произвол. Вот почему МПР должен выражать такую взаимосвязь различных пра­вовых средств, представляющих различные виды правового регулиро­вания, которая будет придавать управленческому процессу дополни-' тельные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулирова­нии общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каж­дой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном
механизме придает ему гибкость и универсальность; минимизирует
сбои и "остановки в его работе. «От правильного выбора правовых
средств зависит в конечном счете достижение целей правового регули­
рования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, невер­
ный выбор юридических средств,,приемов, заложенных в нормативной
основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации
права, снижению правового эффекта»1. | н'

i Повьаиениё'уровня правовой культуры субъектов права, безусловно,
повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и право­
порядка, i . •' .. . : •...'. |

Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совер­
шенствования элементов МПР, повышения их эффективности. Высту­
пая своего рода юридической технологией удовлетворения данных
интересов, механизм правового регулирования должен постоянно
быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим i
благоприятствования осуществлению законных стремлений личности,
упрочению ее правового статуса. .•, i ;

1 Сапун В.А. Инструментальная теория нрава в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992. С. 18.

1. Информационно-психологический аспект действия права




Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В.Малъко)

Наши рекомендации