Современная российская культура.
В современной российской культуре прокладывают себе дорогу новые, постсоветские явления. После многих лет жесткой секуляри зации и атеизации вновь повсеместно — от повседневной жизни до торжественных церемоний, от личных духовных переживаний до теоретических исканий — в жизнь вошла религия в разных конфессиональных одеждах. Нынешнее российское поле культуры являет собой водоворот культурных потоков, соединяющихся в причудливых очертаниях. Но идут и другие процессы: возникают черты новой культуры, могущей стать доминантной в наступившем веке. Эти черты смутны, они не обрели еще определенных форм. Но эта культура открыта свежему взгляду на мир, склонна к культурным поворотам. Теоретики культуры сегодня говорят о конце «моностилистической» культуры и о становлении ее «полистилистического» образа. Основные проблемы российской культуры. Какие проблемы стоят перед современной российской культурой?
Первая проблема связана с тем, что в результате идеологических и политических катаклизмов последнего десятилетия подвергались сомнению многие идеалы советского периода, но их место не заняла определенная, признаваемая большинством народа конструктивная идея. Речь идет не о возврате к идеологизированному состоянию культуры, о поиске идеи, выражающей духовный облик России. Наивно было бы думать, что такую общую идею в культуре можно сочинить и милостиво преподнести покорному народу от какого-либо новоявленного пророка. Объединяющая идея должна вызреть в толще народного сознания и выразить момент необходимого единения, стать стержнем многообразия российской культуры.
Вторая проблема развития российской культуры состоит в резком сокращении ее материального и финансового обеспечения, падении престижа творческой деятельности. Это ведет к оттоку из страны деятелей культуры. Сегодня культурная элита постарела, молодежь все чаще идет в бизнес, сферу поп-культуры. Третья проблема связана с тем, что в нашу страну хлынули потоки иноземных культурных влияний. С одной стороны, они нас обогащают, помогая нашему взаимодействию с мировой культурой, неся с собой многие позитивные ценности. С другой стороны, они подавляют нашу собственную многовековую культуру, что ведет к деградации национальных ценностей. Большой проблемой становится в нашей стране противостояние элитарной и массовой культур, профессиональной и высокой традиционной «корневой» культуры. Массовая культура пронизана популистскими упрощениями, ориентирована на примитивные вкусы и привлекательна доступностью без духовных взлетов и терзаний, кос мополитичностью в худшем смысле этого слова. Элитарная культура ориентирована на «высоколобых», на индивидуалистический снобизм, крайне зашифрована и замысловата. Народная культура тесно связана с идущими из далекого прошлого устойчивыми традициями. Профессиональная «высокая» культура, напротив, антитрадиционна, резко инновационна. В ней наряду с тонкими прозрениями и удивительными находками есть немало авантюрного оригинальничания. Все это наблюдается и в мировой культуре, но у нас проявляются подчас в заостренной, болезненной форме. Однако надо сказать, что в нынешней российской культуре есть и немало обнадеживающего. Прежде всего нельзя не отметить ее высокую устойчивость: культура живет, несмотря на духовную неразбериху, политические зигзаги, экономические потрясения, организационные перестройки, не исчезли энтузиасты, подвижники и защитники культуры. Библиотекари и академики, певцы и живописцы, хранители народных промыслов и музееведы, учителя и воспитатели детских садов — все они, невзирая ни на что, действуют, творят. Проходят научные симпозиумы и фестивали искусств, обретает новые черты система образования, страна компьтеризировалась и включилась в Интернет. Грядущий тип культуры, и мировой, и российской, связан с глубинными изменениями в мире, принятием коэволюционной стратегии отношения природы и культуры. Его основу составит принцип комплиментарности (дополнительности) вековых традиций и дерзких новаций, общеродовых и этноспецифических моментов, личностного и коммунитарного, интеллектуального и эмоционального, рационального и внерационального.