Волков М. Я. Отмена внутренних таможен в России // История СССР, > 1957, № 2. С. 78—96
Новое, реформаторское начало в деятельности Шувалова состояло в том, что главным принципом фискальной политики стал переход от прямых налогов и сборов к системе косвенного обложения. Именно с такими целями была осуществлена и таможенная реформа; при временных льготах в уплате подушной подати постоянно повышались цены на соль и другие продукты первой необходимости.
В общем плане политика Шувалова основывалась на уже ставящих к тому времени общепринятыми принципах петровской государственной доктрины. Расхожие идеи «общего блага» в различных вариантах варьировались в многочисленных проектах Шувалова, хотя мысль там была довольно проста — благо народа есть благо государства, и наоборот.10
Елизаветинское царствование не было в истории России малозначительным. Это были годы относительного благополучия и стабильности положения страны; ими были в немалой степени подготовлены преобразования екатерининской эпохи.
10 Корякина Е. П. Идеология абсолютизма и политические взгляды П. И. Шувалова // Вестник МГУ. 1991. Сер. 8. История. С. 25.
Глава 3 РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II
Реформаторство Екатерины II и идеи Просвещения. — Совет и Сенат при Екатерине II. — Областная реформа — Дворянская политика екатерининского царствования. — Экономическая политика второй половины XVIII в. — Церковь и государство при Екатерине II. — Крепостное право и крестьянский вопрос. — Проект свода законов Екатерины II.
Екатерининское царствование (1762—1796 гг.) стало временем непрерывных преобразований. Они были вызваны не только теми причинами, которые принято называть объективными (рост значения государства в жизни общества, реформирование несовершенных государственных и общественных структур, а впоследствии — и влияние на политику восстания Е. Пугачева, событий Французской революции), но и субъективными. Речь идет и о вполне естественном желании новой императрицы укрепить свою личную власть, и о присущей Екатерине II потребности, ее глубоком желании воплотить в жизнь новые, передовые и популярные в европейской «интеллектуальной державе» — сообществе i ученых, писателей и политиков — взгляды на отношения власти, и общества. Они строились на основах идеологии Просвещения. Использование понятий и принципов Просвещения было не толь-' ко демагогической уловкой «Тартюфа в юбке» (чего тоже отрицать \ полностью нельзя), но и важной частью мировоззрения, идеологии i Екатерины II.
Личность русской императрицы, несомненно, достойна восхищения — столь глубоки ее познания, смелы реформаторские за- , мыслы, основательно их исполнение. Объяснять реформаторство ЕкатериныП только тактическими расчетами умной императрицы было бы слишком примитивно. В основе всей деятельности Екате- ; рины II лежала не просто определенная философия власти, а некая вера, высокое стремление к достижению общих, абстрактных . идей создания совершенного строя, общества в России. В этом смысле она была таким же, как Петр I, «государственным мечтателем». Естественно, Екатерину II, как и Петра I, упрекали еще при жизни в очевидном противоречии между высокими словами и довольно прозаичными и даже малодостойными поступками и скверными пристрастиями.
Естественно, что уроки царствования Петра III Екатерина II учла вполне. Как женщина умная, она принимала во внимание общественное мнение, умело формировала его, направляла в нужное для себя русло. Между тем, придя на престол в результате заговора, свергнув законного императора, Екатерина II оказалась в сложном положении. Проблема укрепления власти, завоевание
авторитета как правителя в первые годы было для нее задачей первостепенной. Довольно скоро Екатерина II уяснила, что необходимы преобразования высшего звена управления.
С одной стороны, мало сведущая в государственных делах императрица нуждалась в квалифицированной помощи опытных советников, а с другой — ее не удовлетворяла главенствующая роль Сената в системе управления времен Елизаветы и Петра III. Екатерину беспокоили потенциальные возможности Сената как некоего правового, имеющего возможность оппонировать самодержавию центра власти, корпорации.1 Идея будущей реформы Сената видна уже в манифесте 6 июля 1762 г., где сказано о необходимости того, чтобы «каждое государственное место имело свои пределы и законы и соблюдение доброго во всем порядка».2 Нужный императрице результат — усиление императорской власти при ослаблении Сената — достигался, по ее мнению, во-первых, созданием специального совета доверенных сановников-порученцев по типу уже существовавших при ее предшественниках «советов при особе государя» и, во-вторых, — реформой собственно Сената.
Замысел образования Совета прошел определенную эволюцию. Вначале Екатерина II явно разделяла мысль о создании Совета как четко поставленного на основе законов и бюрократических принципов учреждения.3 Составить проект создания Совета императрица поручила графу Н. И. Панину, занявшему в начале ее царствования видное место в системе управления империи.
Проект Панина получился совершенно не таким, как хотела Екатерина П. В нем отразилось «аристократическое прочтение» русскими консерваторами просветительских идей о государстве. Панин, разделяя идеи И. И. Шувалова о необходимости введения в России неких фундаментальных, «непременных» законов, не выступал открытым противником самодержавия. Он лишь искал правовые гарантии от неизбежного в системе самодержавия произвола, господства — в ущерб государству и подданным — «случайных и припадочных лиц», когда «в производстве дел действовала более сила персон, нежели власть мест государственных». Это была действительно серьезная политическая проблема — вереница всевластных фаворитов прошла у современников перед глазами, да и у новой государыни сразу же появился «припадочный» Григорий Орлов с братьями. Но предложение Панина создать Императорский совет — «государственное верховное место законодавца» — не понравилось императрице не только потому, что удар Панина метил в ее фаворита.
В проекте Панина было предложено для улучшения системы управления «разумно» разделить власть государыни «между некоторым малым числом избранных к тому единственно персон», что позволило бы «оградить самодержавную власть от скрытых иногда
1 Иконников В. С. Правительствующий Сенат при Екатерине Великой // РА.
1888. Т. 1.С. 27.