Сигизмунда, барона, в Герберштейне, Нойперге и 9 страница
Рассказ Г. о расселении славянских племен передает текст Ермолинской и сходных летописей (ПСРЛ. — Т. 23. — С. 1; Т. 28. — С. 13, 167). Источником не могла служить Уваровская летопись, где вместо “норцы” ошибочно читается “новерци”. В Львовской здесь заимствование из свода 1479 г., поэтому судить о том, как читалось это место в основном источнике свода 1518 г., нельзя. Имеющееся у Г. дополнение, что поляки получили наименование от польского князя Леха, взято из польских хроник. Б. К.
60. В средневековой Западной Европе за Чехией и чехами закрепились названия “Богемия” и “богемцы”, которые восходят к латиноязычным терминам III — I вв. до н. э., когда территорию позднейшей Чехии населяло кельтское племя боев. Г. М.
61. Хорваты, белы — правильно читается в своде 1479 г. и Ермолинской летописи: “хорвати белии”. Ошибка, возможно, допущена Г. илиже была порождена чтением Прилуцкой и Уваровской летописей: “хорвати и бели”. Б. К.
62. Хорутане — ныне словенцы. Б. К.
63. Поморье — историческая область Польши, расположенная вдоль южного берега Балтийского моря, с XI в. до 1637 г. — вассал Священной Римской империи с местной династией во главе.
64. Гостомысл — легендарный предводитель новгородских словен, в летописях — “старейшина”. Предание о Гостомысле впервые было занесено в общерусский летописный свод перв. пол. XV в. (отразившийся в Новгородской IV и Софийской I летописях) и попало в московские своды последующей традиции. В цикле памятников, повествующих о происхождении династии Рюриковичей от римского императора Августа, Гостомысл фигурирует в качестве “воеводы”, завещавшего новогородцам призвать князей из “Прусской земли”. Б. К.
65-65. Кто вначале правил... в памяти. — О существовании каких-то видов письмa у славян в дохристианский период сообщают “Сказание о письменах” черноризца Храбра и арабские путешественники Х в. Дата 6406 г. (т. е. 898 г.) миссии солунских братьев Кирилла и Мефодия, посланных по просьбе Великой Моравии византийским императором Михаилом III, взята из русского летописного источника. На самом деле путешествие братьев в славянские земли имело место в 863 г. (Сказания о начале славянской письменности. — М., 1981). Братьями была изобретена славянская письменность и сделаны первые переводы текстов на славянский язык. После изгнания из Моравииих учеников (886) центр славянской образованности переместился в Болгарское царство. Б. К; Г. М.
66-66. Согласно этим летописям... и варяги. — О взимании дани со славянских племен хазарами и варягами сообщается в Ермолинской и сходных летописях под 858 г. Б. К.
67. ...дань беличьими шкурками — можно понять и как форму натуральной дани, но скорее всего речь идет о так называемых “меховых деньгах”, имевших широкое хождение на Руси, в Булгаре и др. странах средневековой Вост. Европы, о чем имеются сведения у аутентичных восточных авторов (Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 — 922 гг. — Харьков, 1956; Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. — М., 1967. — Т. 2,. Путешествие Абу Хамида-ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 — 1153 гг.). — М., 1971). В некоторых тюркских языках, в той или иной мере связанных в прошлом с Восточной Европой, обозначения самой маленькой денежной единицы ” белки звучат примерно одинаково, в татарском они — абсолютные омонимы: тийин (орфографически — тиен). М. У.
68. Хазары — тюркоязычный народ, образовавший государство на Нижнем Поволжье и Северном Кавказе (VII — Х вв.) (Артамонов М. И. История хазар. — Л., 1962; Плетнева С. А. Хазары. — 2-е изд. — М., 1986). М. У.
69. Варяги — древнерусское название жителей Скандинавии. Б. К.
70. Варяжское море — это название Балтийского моря читается в историко-географическом обзоре, содержащемся в летописях старшей поры (Радзивилловской, Лаврентьевской) и летописных памятниках XV — XVI вв. — Софийской I и Новгородской IV, своде 1479 г., Львовской и др. В Ермолинской, Прилуцкой и Уваровской данного текста нет. Скорее всего это название Г. мог узнать из источника типа Московского свода 1479 г. или из русского Пролога второй редакции (под 30 ноября — стать” о путешествии апостола Андрея по русским землям).
Вагры — племя полабских славян, населявшее область между Балтийским морем, рекой Травой и озером Феморн (так называемую Вагрию). Около 1140 г. Вагрия была захвачена графством Гольштейн, вагры были истреблены или онемечены. Б.К.
71-71. Итак, однажды... в городе Изборске. — Легенда о происхождении Рюрика от Августа-кесаря представлена в цикле памятников (“Сказание о князьях владимирских” и др.), а с сер. 20-х гг. XVI в. начинает включаться в летописные памятники официального происхождения. Летописец, сходный с Воскресенской летописью и содержащий легенду об Августе, известен по рукописи ГИМ. Син. № 939 — текст в нем доведен до 1528 г., но можно предполагать, что его протограф оканчивался статье”! 1526 г. — именно до этого года текст летописца сходен с так называемым Продолжением Хронографа (ПСРЛ. — Т. 22. — Ч. 1. — Спб., 1911. — Прил. II). С другой стороны, имеется список (ЦГАДА. — Ф. 181. — № 63), также содержащий легенду об Августе и в сокращении передающий текст Синодального летописца, но изложение в. нем доведено до 1525 г. Рассказ Г. представляет контаминацию легенды об Августе с летописным текстом о призвании варягов. Указание, что Рюрик сел на княжение в Ладоге, содержится только в летописях старшей поры (Радзивилловской, Ипатьевской, Летописце Переяславля Суздальского). Как раз летопись типа Ермолинской с дополнениями из Радзивилловской использована в Львовской (своде 1518 г.). Но статья. 862 г. с рассказом о призвании варягов изложена в Львовской по своду 1479 г. Поэтому можно предположить, что Г. был известен не сам свод 1518 г., а его основной источник — летопись типа Ермолинской, дополненная по Радзивилловской.
Легенда о призвании варяжских князей впервые была внесена в киевскую летопись в кон. XI — нач. XII в. и имеет тенденциозный характер. Братья Рюрика — Синеус и Трувор — явно мифического происхождения. Сам же Рюрик, правивший сначала в Ладоге, не был призван “из-за моря”, а захватил власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Русская государственность, бесспорно, существовала до Рюрика и явилась результатом развития классовых отношений в славянском мире (Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. — М., 1982). Б. К.
72-72. Если верить... между друзьями и слугами. — О происхождении Рюрика “от римлян” рассказывается в легенде об Августе (Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М., 1955); остальные факты содержатся в Ермолинской и др. летописях. Б. К.
73-73. Умирая, он... отчего и умер. — Все факты изложены по летописи типа Ермолинской за 879 — 912 гг. Б.К.
74-74. По его смерти... и похоронили. — Краткое изложение содержания летописи типа Ермолинской за 903, 913 — 944 гг. (по др. летописям, Игорь убит в 945 г.). Гераклея (в русских летописях “Ираклия”) — город в Вифинии на северном побережье-Малой Азии. А. Н. Никомидия — современный Измит, город в Турции, в древности, столица Вифинии, резиденция римских императоров. Мальдитт — по русским источникам имя древлянского князя — Мал. Не исключено, что здесь виной ошибка, допущенная Г. при позднейшей расшифровке своих записей (вместо “Mal dict [us]”, т. е. “по имени Мал”). Коресте — Игорь был убит у города Коростеня, близ позднейшего” Овруча. Б. К.; А. Н.
75-75. Святослав, сын его... вернулись в Киев. — Известия о начале правления Ольги и ее мести древлянам изложены по летописи типа Ермолинской за 944 — 946 гг. Но индивидуальная особенность Ермолинской, отличающая ее от сходных летописей (об убийстве князя Мала), не нашла отражения в “Записках” Г. (Лимонов. — С. 157). Б.К.
76-76. В 6463 году... она не смогла. — Известие о путешествии Ольги в Константинополь в 6463 г. (т. е. 955) и ее крещении изложено по русским летописным источникам откуда взято и имя византийского императора — Иоанн Цимисхий (на самом деле в это время правил Константин VII Порфирородный). Анализ рассказа о крещении Ольги приводит к выводу, что Г. не мог извлечь его из летописи типа Ермолинской, где текст статьи 955 г. предельно лаконичен. Флоровский предположил, что в качестве источника Г. использовал проложное житие Ольги (Флоровский А. В. Указ. соч. — С 73). Но и в проложном житии отсутствуют некоторые сведения, например, об отказе Святослава креститься. Между тем у Г. в рассказе о крещении Ольги содержится прямая ссылка на русские летописи. Комплекс известий Г. полностью соответствует текстам “подробных” летописей как старшей традиции, так и поздней, московской: Софийской I, своду 1479 г., своду 1518 г. (Львовской). Б. К.
77-77. Святослав отличался… она умерла. — Изложены события 964 — 969 гг.по летописи типа Ермолинской.
Паволока — шелковая или бумажная ткань. Б.К.
78. Ольга канонизирована не Владимиром, а позднее, во 2-й пол. XII в. Неточность Г. объясняется текстом Пролога, где рассказывается о перенесении мощей Ольги князем Владимиром в Десятинную церковь. Русская редакция Пролога, где под 11 июля отмечен день памяти Ольги, составлена в 60 — 70-х гг. XII в. и связывается с именем Кирилла Туровского. Б. К.
79-79. Правивший по смерти матери... и родила Владимира. — Известия о сыновьях Святослава заимствованы из статьи 970 г. Ермолинской или сходной летописи. Святослав Игоревич (ок. 942 — 972) — кн. киевский, полководец, проведший значительную часть жизни в походах. Разгромил Хазарский каганат, воевал с волжско-камскими булгарами, победил ясов и касогов. В союзе с булгарами и венграми воевал с Византией; в 971 г. заключил мир с императором Цимисхием. Добрыня — дядя кн. Владимира Святославича по матери; у Г. ошибочно назван женщиной. Калуфча Малый — у Г. неправильно переданное имя Малка Любечанина (отца Добрыни и Малуши). Б. К.
80-80. Позаботившись о сыновьях... огромной данью. — Известие о войнах Святослава в Булгарии и Византии передано в согласии с летописью типа Ермолинской (под 970 г.). Домыслом является только фраза: “И мы желаем быть под таким царем, который не золото любит более, а оружие”, в Ермолинской другое: “И реша греки царю своему: имися по дань, сей бо мужъ хотеть зол быти, о богатьстве не брежеть, а оружие любить”. Б. К.
81-81. В конце концов в 6480 году... потерял свое”. — Об убийстве Святослава в6480 (т. е. 972) г. сообщают все летописи, но указание о надписи на чаше — особенность, свойственная только Ермолинской и сходным летописям. Б. К.
82-82. После смерти Святослава... на ней женился. — Фрагмент соответствует тексту Ермолинской и сходных летописей под 973 — 977 гг. Рогволод — по летописям, был князем полоцким, а не псковским. Городок Родня в устье реки Рось располагался ниже Киева. В Ермолинской летописи пропущено название реки, самое близкое чтение к тексту Г. дают Прилуцкая и Уваровская летописи: “Роден на усть Урси”. Б. К.
83-83. В Киеве Владимир... двести. — Текст о языческих богах и другие извести” соответствуют Ермолинской и сходным летописям под 980 г. Перун — глава древнеславянского языческого пантеона, бог грома и молнии. Услад — имя появилось в результате неправильно переданного чтения летописи: “ус злат” (при описании деревянной статуи Перуна). Хорс — языческий бог солнца. Даждьбог — бог солнца и света, податель благ. Стрибог — бог ветров. Симаргл — языческое божество, священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. Мокошь — покровительница ткачества, богиня плодородия. Б. К.
84. Заслав — неправильно переданное имя Вышеслав. В перечне сыновей Владимира у Г. пропущены Мстислав, Судислав, Позвизд. Б. К.
85-85. После того как... в христовой, вере. — Рассказ о выборе вер и крещении Владимира в 988 г. изложен близко к тексту Ермолинской и сходных летописей. Известие о прибытии в Корсунь греческих царей заимствовано из польских хроник (Я. Длугош). Б. К.
86. Владимир Святославич (ум. 1015) — кн. киевский, значительно расширил территорию Древнерусского государства. Он завоевал Червенские города и Перемышль, совершил успешные походы на вятичей, ятвягов и радимичей. Упорно боролся с печенегами, укрепил южную границу, построив по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле цепь городов и оборонительных валов. Стремясь усилить свою власть и объединить государство, Владимир предпринял попытки утверждения единой религии: сначала в виде единого пантеона языческих богов, а затем — христианства. Б. К.
87. О крещении Владимира в 990 г. сообщают польские хронисты (Я. Длугош, М. Меховский). 5. К.
88. По летописям, Анна умерла в 1011 г., Владимир — в 1015 г. Б. К.
89. Город Владимир на Клязьме основан не Владимиром Святославичем, а Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Г. здесь следует своему летописному источнику типа Ермолинской. Легенда занесена в летописи в XV в. (Софийская I, свод 1479г.). Возвышение г. Владимира относится к кон. XII в. Б. К.
90. 15 июля, как день памяти кн. Владимира, значится в русском Прологе (древнейшая редакция которого появилась во 2-й пол. XII в.). Б. К.
91. Святополк Окаянный — сын Владимира Святославича, кн. туровский, затем киевский, зять польского кн. Болеслава Храброго. Готовил заговор против отца, после его смерти, убив братьев Бориса, Глеба и Святослава (за что и получил свое прозвище), овладел киевским столом. Позднее вел борьбу с Ярославом Владимировичем (Мудрым), потерпел окончательное поражение в 1019 г., бежал в Польшу, где и погиб. Б. К.
92. Давид и Роман — имена в крещении Глеба и Бориса; у Г. допущена неточность.
24 июля — день памяти только Бориса; у Г. неточность, объясняемая чтением Пролога (где под 24 июля рассказывается об убиении Бориса и Глеба). Б. К.
93. Владимир Всеволодович Мономах (1053 — 1125) — сын Всеволода Ярославича от греческой царевны (из рода Мономахов), княжил в Чернигове и Переяславле, выдающийся полководец, писатель. В 1113 г. был призван местным боярством на киевский великокняжеский стол. Княжение Мономаха было временем политического и экономического усиления Руси, различных социально-экономических реформ. В начале XVI в. утвердилась легенда, связывавшая происхождение регалий, символизировавших власть русских великих князей, с личностью Владимира Мономаха. Б. К.
94. Георгий (Юрий) Всеволодович (1188 — 1238) — вел. кн. владимирский, сын Всеволода Большое Гнездо. Разбит войсками Батыя на р. Сити в 1238 г., погиб в сражении. Б. К.
Василий (Василька) Константинович (1208 — 1238) — кн. ростовский, участвовал в сражении на реке Сити в 1238 г., взят в плен монголами и после отказа перейти на их сторону убит. Б. К.
95. Батый — Бату-хан. Саин-хан (1208 — 1255), внук Чингис-хана, сын Джучи (yм. 1227). При Бату монголами были осуществлены завоевания стран и народов Восточной Европы, Руси; с его именем связано образование государства Джучиев улус (позднее — Золотая Орда) и основание стольного города — Сарая (Сарай-Бату, Старый Сарай). М. У.
96. Василий III Иванович (1479 — 1533) — великий князь всея Руси с 1505 г., продолжал объединительную политику отца — Ивана III: к Русскому государству в 1510г. присоединен Псков, в 1514 — Смоленск, в 1520/21 — Рязань, в 1522 — Новгород-Северское княжество. Говоря о данничестве русских вплоть до княжения Василия III, Г. передает мнение своих русских собеседников. Освобождение Руси от иноземного ига в 1480 г. современниками не воспринималось в качестве окончательного, тем более что в 1502 г. в сложных условиях войны с ВКЛ в Большую орду в последний раз была направлена дань. Даже после распада этой последней Иван III в своем завещании предусматривал возможность сбора денег “в выходы в ординские” (ДДГ. — № 89. — С. 362), как и его сыновья Василий и Юрий в докончании от 16 июня 1504 г. (Там же. — № 90. — С. 365, 367). Именование Василия III “нынешним” свидетельствует о написании фрагмента до 1533 г.
97. Так, в 1341 г. в результате политической акции Орды было создано Нижегородское княжество — путем передачи территории Нижнего Новгорода и Городка, входивших в состав Владимирского великого княжения, суздальскому кн. Константину Васильевичу (Кучкин. — С. 199 — 231). Б. К.
98. Дмитрий Александрович (ум. 1294) — сын Александра Невского, кн. переяславский и вел. кн. владимирский.
Андрей Александрович, (ум. 1304) — кн. Городецкий и вел. кн. владимирский. Вел борьбу за великое княжение со своим старшим братом Дмитрием Александровичем, неоднократно приводил ордынские рати, опустошавшие Северо-Восточную Русь. Б. К.
99-99. равным, образом... смертной казни. — Речь идет о соперничестве московских и тверских князей за великое княжение в 1-й четв. XIV в. У Г. приведены основные факты, содержащиеся в большинстве летописей.
Дмитрий Михайлович (1299 — 1325) — по прозвищу Грозные Очи, вел. кн. тверской, сын замученного в Орде Михаила Ярославича.
Георгий (Юрий) Данилович — внук Александра Невского, кн. московский и вел. кн. владимирский. Вел длительную борьбу с тверскими князьями за великое княжение, в 1325 г. убит в Орде Дмитрием Михайловичем. Б. К.
100. Узбек — Гийас ад-дин Мухаммед Узбек-хан (1312 — 1341), правитель государства Джучидов в период его наивысшего военно-политического могущества. М. У.
101-101. Был также спор... не платил. — У Г. в искажении переданы известия 1342 г. Ермолинской и сходных летописей о поездке в Орду Симеона Гордого и митрополита Феогноста. Вопрос о тверском княжении тогда не стоял, а требование годовой (“полетной”) дани было выставлено по отношению к митрополиту, который откупился, “розсулив” 600 рублей.
Симеон Иоаннович Гордый (131'8 — 1353) — вел. кн. владимирский и московский.
Джанибек — хан Орды (1341 — 1357), сын Узбека. При нем начался процесс феодального дробления и междоусобиц в государстве Джучидов. Б. К.; М. У.
102-102. Затем в 6886 году... миль. — Речь идет о сражении на р. Воже и битве на Дону в 1378 и 1380 гг. Известие, что земля была завалена трупами более чем на 13 тысяч шагов, соответствует тексту Ермолинской летописи: “И соидошася обе силы великия, покрыша поле яко на 13 връст... и паде множество трупу обоих” (ПСРЛ. — Т. 23. — С. 125 — 126). Во Львовской: “Яко на тридцати верстах”. Источником Г. не мог служить ни один из видов компиляции 1477 г.: Прилуцкая, Уваровская летописи и Лихачевский летописец дают чтение, совпадающее со сводом 1479 г.: “...яко на 10 верст”. Б. К.
Дмитрий Иванович Донской (1350 — 1389) — вел. кн. владимирский и московский. Проводил политику укрепления княжества, упрочения его международного престижа. Московское княжество при нем одержало победы в борьбе с Тверью, Рязанью, Ордой, упрочило свое влияние в Волжско-Камской Булгарии. См. комм. № 130.
Мамай — беклярибек (высший чиновник, ведавший ордынской дипломатией, армией и судопроизводством) Ак-Орды (улуса Бату со столицей в городе Сарай-ал-Джедид на левом берегу Волги). Позднейшие русские источники именовали это государство Золотой Ордой. Мамай был женат на дочери хана Мухаммеда Бердибека (1357 — 1359), но сам не принадлежал к представителям династии Джучидов — потомков хана Джучи, поэтому не мог претендовать на ордынский “стол”. Весной 1361 г. Мамай поднял мятеж против нового хана Махмуда Хызра, а затем его преемника Тимур-ходжи, переправился на правый берег Волги и объявил ханом своего ставленника Абдуллу. Начиная с этого времени Ак-Орда дробится на два противоборствующих государства: Орду со столицей в Сарае-ал-Джедид и Мамаеву Орду, кочующую между Волгой и Доном, контролирующую Северный Кавказ, Причерноморские степи и Крым. Мамаевой Ордой единовластно правил всесильный Мамай, однако при нем состояли марионеточные ханы — Абдулла, юноша, сын хана Узбека (август 1361 — июнь 1370 г.) и Мухаммед Бюлек (осень 1370 — сентябрь 1380 г.). Войска Мамаевой Орды были разбиты объединенными русскими дружинами на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., сам Мамай бежал, его поредевшие войска встретились “на Калках” (на р. Калке?) с отрядом хана Токтамыша, захватившего Сарай-ал-Джедид еще весной 1379г., мамаевы “князья” принесли присягу Токтамышу, а бежавшего Мамая захватили воины нового хана и убили. Г., вопреки действительным событиям, называет Мамая “великим царем татарским”, — возможно, эта характеристика восходит к русскому источнику — Пространной летописной повести 1418 г., сохранившейся в составе Софийской I и Новгородской IV летописей (“Мамай... мнев себе аки царя...”). А. П.
103-103. На второй год... 3000 рублей. — Москва была взята Токтамышем в 1382 г. У Г. искажен текст Ермолинской и сходных летописей, где читается: “...и повелеша телеса мертвых погребати и даваша от 80 мертвецов по рублю, и выиде того 300 рублев”. Число 3000, возможно, ассоциировалось у Г. с суммой выкупа, взятой Едигеем с москвичей в 1408 г. Б. К.
Токтамыш — Гиас ад-дин Токтамыш-хан (1376 — 1395), пресек внутренние смуты и сумел восстановить единство Орды. В 1382 г. взял Москву, добился восстановления даннических отношений. Позднее потерпел поражение от Тимура (1395), свергнут с престола другим Джучидом — Тимур-Кутлугом (1395 — 1401), убит в Западной Сибири (1405) ханом Шадибеком. М. У.
104-104. Великий князь Василий... татар. — Речь идет о походе в 1399 г. московской рати под начальством кн. Юрия Дмитриевича на волжских булгар. Б. К.
Булгарию, расположенную на Волге, — Волжско-Камская Булгария, первое феодальное государство народов Среднего Поволжья и Приуралья (X — нач. XIII в.). В 1236 г., после завоевания монголами, она вошла, сохранив некоторую автономию, в состав Джучиева улуса (Смирнов А. П. Волжские булгары. — М., 1951). М. У.
Василий I Дмитриевич (1371 — 1425) — вел. кн. владимирский и московский, сын Дмитрия Донского. При нем продолжалось объединение русских земель: в 1392 г. присоединены Нижегородское и Муромское княжества, в 1397 — 1398 гг. — Бежецкий Верх, Вологда, Устюг, земли коми. Б. К.
105. Жена Василия Дмитриевича — Софья (1371. — 1454), дочь вел. кн. литовского Витовта Кейстутьевича. Версия относительно жены Василия I, которую рассказывает Г., неизвестна русским источникам.
Возможно, Г. перепутал по имени Софью Витовтовну с Анастасией Васильевной, дочерью Василия I, женой киевского князя Олельки (Александра) Владимировича. Б. К; А. X.
106. Георгий (Юрий) Дмитриевич (1374 — 1434) — сын Дмитрия Донского, кн. галицкий и звенигородский. Возглавлял успешные походы московских войск на новгородские владения в 1392 г., на земли волжско-камских булгар в 1399 — 1400 гг., на суздальско-нижегородских князей в 1414 г. В 1425 г. вступил в борьбу с Василием II за великое княжение, которая шла с переменным успехом. Б. К.
107-107. Но большинство бояр... сын Василия. — Весьма вольное изложение событий 1432 — 1434, 1446 гг., читающихся в своде 1479 г. (ПСРЛ. — Т. 25. — М.; Л., 1949) и компиляции 1477 г. Поскольку последняя не могла служить источником Г., то, следовательно, был использован или свод 1479 г., или свод, построенный на его основе. К числу искажений летописного текста следует отнести сообщение, что действующим лицом в ставке хана при решении вопроса о великом княжении был Василий Васильевич — на самом деле это был боярин Иван Дмитриевич Всеволожский; захват Василия в Троице-Сергиевом монастыре организовали не “Андрей (князя с таким именем в роду галицких князей не было) и Димитрий”, а Дмитрий Юрьевич Шемяка и Иван Андреевич Можайский (именно его и назвал Г., вероятно, Андреем). Б. К.
Василий II Васильевич Темный (1415 — 1462) — вел. кн. владимирский и московский. Вел длительную борьбу с коалицией галицко-звенигородских князей во главе с Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, был ослеплен Шемякой (отсюда прозвище “Темный”), окончательную победу одержал в нач. 50-х годов XV в. При нем ликвидированы многие мелкие уделы внутри Московского княжества, усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества и Новгородской феодальной республики (походы 1441, 1456, 1460 гг.), Пскова и Вятки (походы 1456 — 1457 гг.). Б. К.
108. Василий Иванович Шемячич (ум. 1529) — внук кн. Дмитрия Шемяки, кн. Новгород-Северского, Рыльска, Радогоща. В 1500 г. передал свое княжество Ивану III и в качестве служебного князя, возможно, получил Путивль. Активно участвовал в войнах Руси против Крымского ханства и ВКЛ. Неоднократно подозревался в тайных сношениях с последним. По доносу в 1523 г. был заточен. См. также № 119, 219.
109. Дмитрий Юрьевич Шемяка (ум. 1453) — сын галицкого и звенигородского кн. Юрия Ивановича, с 1433 г. вел борьбу за великое московское княжение с Василием II. Умер в Новгороде, по одной из версий, был отравлен людьми, подосланными великим князем (Черепнин. — С. 787 — 808; Янин В. Л. Посмертная судьба Дмитрия Шемяки // Памятники культуры, новые открытия. Ежегодник. 1984. — Л., 1986. — С. 533 — 540; Он же. Очерки комплексного источниковедения. — М., 1977. — С. 193 — 203).
110. Иван III Васильевич (1440 — 1505) — вел. кн. московский и владимирский (с 1462), государь (1478) всея Руси с 1485 г. При нем завершилось сложение основной территории единого Русского государства, составлен его первый судебный кодекс (Судебник 1497 г.), пало ордынское иго, значительно возрос международный авторитет Русского государства, развернулось широкое строительство церковных и гражданских зданий в столице, защитных сооружений в пограничных районах страны (см. подробнее: Черепнин. — С. 842 — 896; Зимин. 1982).
111. Михаил Борисович (ум. до 1505) — вел. кн. тверской (1461 — 1485), первым браком женат на дочери киевского кн. Семена Олельковича Софье, вторым — на внучке Казимира IV.
Впоследствии на с. 66 у Г. правильное изложение событий, предшествовавших И сопровождавших присоединение Твери, однако в данном случае им допущена неточность: Иван III женился на Марии Борисовне в 1452 г., она умерла в 1467 г., а присоединение Тверского княжества состоялось в 1485 г. (Зимин. 1982. — С. 61 — 63, 281 — 282). Попытки Казимира восстановить Михаила Борисовича на тверском престоле были предприняты осенью 1486 г. К 5 сент. 5 индикта относится первое послание Казимира Ивану III, за которым последовало еще несколько недатированных (Krakow. Biblioteka Czartoryjskich, Teki Naruszewicza, t. 23, N 146, 151 — 155, ff. 661, 679 — 700). Новгород Великий был присоединен к Московскому княжеству в 1478 г. (в результате чего образовалось Русское государство). Ярославское княжество — в 60-е годы, вторая половина Ростовского — в 1474 г.
112. Г. не совсем точен. Два первых титула Иван III получил по наследству, третий — в 1478 г. Неясно понимание им титула “монарх”. Если это “государь”, то по отношению к Новгороду Иван III стал себя именовать так после 1478 г., а по отношению к остальным землям — с добавлением “всея Руси” — после 1485 г. (Зимин. 1982. — С. 281 — 282). Эпизодически и его предшественники пользовались титулом “осподаря” (Федоров-Давыдов Г. А. Монеты Московской Руси. — М., 1981). Если же “монарх” означает у Г. самодержца, то он прав. Официальным титулом “самодержец” стал при Василии III, хотя изредка его применяли и по отношению к Ивану III и Ивану Ивановичу Молодому, в частности, в записи на Буслаевской псалтири.
113. Иван Иванович Молодой (1458 — 1490) — княжич московский и владимирский, сын Ивана III, соправитель и великий князь с 1471 г., вел. кн. тверской с 1485 г. В начале 1483 г. женился на Елене Стефановне Волошанке. По мнению А. Курбского, был отравлен (РИБ. — Т. 31. — С. 272).
114. Мухаммед — османский султан Мехмед II (1451 — 1481), известный под прозвищем “Завоеватель”. М. У.
115. Матвей Корвин (Матиаш Хуньяди) — венгерский король (1443 — 1490), проводил политику централизации страны, вел успешную борьбу против Османского султаната, в 1468 г. начал войну против Чешского королевства, в 1485 г. овладел Веной. Основал в Пожоне (Братиславе) университет.
116. Ян I Ольбрахт (1469 — 1501) — польский король (1492 — 1501). При нем укрепилось положение шляхты, которой, согласно Пётркувскому статуту 1496 г., были предоставлены новые привилегии. В 149]7 г. потерпел поражение в Козьминском лесу от Стефана Великого. В 1498 г. в Польшу вторглись османские войска.