Тема 1. Предмет политологии

Политология. Методические указания по организации учебного процесса на основе модульного принципа и рейтинговой оценки знаний и умений студентов /Под ред. И.Е. Тимерманиса. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008.

Учебная программа по курсу «Политология»

Тема 1. Предмет политологии

Предмет политологии. Многозначность понимания политики как явления общественной жизни. Структура и функции политики. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы. Политика как объект гуманитарного знания. Современные модели объяснения политики. Политическое знание и политическая наука. Политология как научная дисциплина: этапы становления и развития. Особенности и структура политической науки. Интегративный характер политологии: соотношения ее с философией, историей, экономической теорией, социологией, юридической наукой и другими отраслями знаний. Актуальные проблемы политической науки в современной России: проблема определения, выбора и перспективы.

Методологические основы и функции политологии. Основные функции политической науки. Фундаментальный и прикладной аспекты политологии. Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики. Методы политических исследований: количественный, качественный, персоналисте кий, институциональный, рациональный, бихевиористский, структурно-функциональный, исторический, социологический, психологический, антропологический, системный и др. Особенности современного этапа исследования политики и новые методы изучения: теория «рационального выбора», постмодернистский и неоинституциональный подходы. Понятия, категории и принципы политической науки. Роль традиций в изучении политики: теория и практика национальной политической системы.

Основные парадигмы и школы политологии. Природа парадигматического мышления. Теологическая, натуралистическая, социоцентристская и рационально-критическая парадигмы. Основные направления современной зарубежной политической науки. Американская, европейская, российская и другие политологические школы. Особенности развития политической мысли в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Семантическая универсализация категориального аппарата политологии как средство рационализации профессиональной коммуникации научных школ.

Политология как учебная дисциплина. Институционализация политологии как учебной дисциплины в современной России. Место и роль дисциплины «политология» в системе гуманитарного и социально-экономического образования. Университетская политология как основа профессиональной деятельности. Основные требования к содержанию образовательной программы по дисциплине. Профессиональная деятельность и политика. Политическая культура современного специалиста. Политическая наука в системе профессиональной подготовки специалиста.

Наши рекомендации