В Конституции РФ провозглашается свобода совести (статья 28).
Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам.
Признаки мировых религий:
1. Объединение крупной общности людей
2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Тема 16. Искусство, его формы, основные направления.
1) Искусство:
· специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительностив художественных образах;
· практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
· высокая степень мастерства.
2) Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
3) Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
4) Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
5) Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
6) Функции искусства:
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
· художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
· воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
· эстетическая(формирует эстетические вкусы и потребности человека);
· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
· предвосхищения (предвосхищает будущее);
· внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
· гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
· познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Тема 17. Мораль, ее категории.
1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
2) Развитие норм морали:табу – обычай – традиция – моральные правила.
3) Моральные требования и представления:
· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм
и др.);
· морально-психологические механизмы (долг, совесть);
· высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
4) Этика– философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
5) Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
6) Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.
Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.
Тема 18. Понятие общественного прогресса.
1) Различные взгляды на направленность общественного развития:
1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией(застоем).
2) Понятие прогресса и регресса.
Прогресс(от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс(от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса.
Традиционные критерии прогресса: | Гуманистические критерии прогресса: |
- развитие человеческого разума - совершенствование нравственности людей - прогресс науки и техники - развитие производительных сил, включая самого человека - возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. | - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др. |
4) Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса
не применимо: религия, искусство, литература и др.
5) Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Тема 19. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация.