Лекция 5.1. Государственная экономическая политика
Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.
Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политики.
Даже в рыночной системе, которая в принципе регулирует себя сама, государство должно выполнять определенные функции, поскольку свободный рынок не имеет механизмов, способных обеспечивать стабильность экономики.Особая функция государства состоит в борьбе с экономическими спадами и инфляцией, которые могут серьезно угрожать экономической и политической устойчивости общества.
Основоположником теории и практики государственного регулирования экономики является английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Имя Джона Мейнарда Кейнса связывают с революцией в экономической науке. Главный вклад Кейнса в развитие всемирной экономической мысли — его работа "Общая теория занятости, процента и денег"(1936). Общий вывод, сделанный Кейнсом, и рекомендуемая им экономическая политика были ясны всем. Кейнс доказывал, что рыночная система не всегда может самостоятельно выходить из экономических спадов. Эту задачу должно решать государство, увеличивая совокупный спрос своими усилиями. Тяжелый и затяжной экономический спад, поразивший западные страны в начале 30-х годов, подтверждал точку зрения Кейнса. Эти выводы Кейнса оказали огромное влияние на развитие макроэкономической теории и государственной экономической политики западных стран (в первую очередь "Нового курса" президента США Рузвельта). Кейнс был также выдающимся теоретиком и практиком в области денег и банков. По его рекомендациям осуществлялись банковские реформы в Англии и других странах. За заслуги перед родной страной Дж.М.Кейнсу был присвоен титул лорда.
Государственное регулирование – это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка: спрос и предложение, ценовую реализацию, качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию.
Экономическая теория выделяет три основные функции государства:
1. обеспечение эффективного функционирования производства. Здесь большое значение имеют антимонопольная деятельность, активизация конкуренции, создание условий для рыночного механизма;
2. перераспределение доходов через налоги, поддержка нетрудоспособных, престарелых. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через установление минимальной зарплаты;
3. поддержание экономической стабильности.
Основными направлениями государственного регулирования экономики являются правовые, административные и экономические меры.
Правовое регулирование обеспечивает защиту деятельности общества в целом и отдельных его членов, оно диктует правила рынка, экономических отношений, охватывает все рыночное пространство (сферы – товарную, финансовую, рабочей силы) и все отношения в этом пространстве. Необходимость такого регулирования вытекает из недостатка рыночной системы, такого как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Цель правового регулирования – обеспечение цивилизованных рыночных отношений , соблюдение интересов их участников. Правовое регулирование подразумевает разработку и введение в действие законодательных и нормативных актов.
Административное регулирование основано на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения или вынужденные меры. В отличие от экономических методов, оно ограничивает свободу выбора в принятии решения. Одновременно административные регуляторы носят экономический характер, так как они влияют на поведение хозяйствующих субъектов и состояние экономической системы. Административное регулирование в условиях рыночной экономики необходимо в тех областях, в которых полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений может привести к тяжелым последствиям для других субъектов или общества в целом. К административным мерам относятся: контроль за стандартом продукции; установление квот, установление таможенных пошлин на импорт и экспорт; развитие функций местного самоуправления и др. Практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, ведущего к деформации социально-экономической системы. Но административные меры, применяемые в разумных рамках, оправданы в сфере формирования и развития рынка.
Экономическое регулирование заключается в воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребности общества.
Экономическое государственное регулирование включает меры прямого воздействия на экономику – целевое финансирование, систему государственных закупок, а также косвенные регуляторы - бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политику.
Главными составляющими государственной экономической политики Великобритании, которая направлена на повышение уровня занятости и экономического роста, являются: поддержка экономической стабильности как базы для экономического роста в долгосрочном периоде; повышение производительности труда с помощью механизмов поощрения капиталовложений и предпринимательства; создание новых рабочих мест; создание более однородного и справедливого общества.
Казначейство Ее Величества является государственным органом, который осуществляет денежную и фискальную политику государства. Оно также отвечает за экономическую политику, которую претворяет в жизнь вместе с другими министерствами: торговли и промышленности, образования и занятости, окружающей среды, транспорта и регионов.
Антимонопольная деятельность, активизация конкуренции, создание условий для рыночного механизма. Монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Признаки монополии: монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей; производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары- заменители); вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров; сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Выделяются несколько последствий монополизации, как-то: недопроизводство товаров; завышение цен; неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
Особенности монополии в России. Монополии существует во всём мире, но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры.
Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.
Причины для концентрации такого типа: 1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. 2. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями.
Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях.
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Возникла необходимость разрабатывать антимонопольную политику.
Становление антимонопольной политики в России. Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:
· приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
· принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
· малый бизнес так и не получил должного развития.
Методы антимонопольной политики в России.Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.
А что такое недобросовестная конкуренция?
Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией
конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.
Государственное регулирование естественных монополий. Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. Примером естественных монополистов в России можно уверено считать прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения.
Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г.
По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России») — российская энергетическая компания, существовавшая в 1992—2008 годах. Монополист на рынке генерации и энерготранспортировки России. Компания объединяла практически всю российскую энергетику. Штаб-квартира РАО «ЕЭС России» находилась в Москве. После реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.
ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом. РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».
ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз - приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона - в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основные направления деятельности ФАС России. На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы, представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:
1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.
Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.
Консультативные органы при ФАС России. При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности, Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции, Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.
Бюджетно-налоговая политика.Политика изменения государственных расходов и доходов (главным образом для борьбы с экономическими спадами) получила название бюджетной или фискальной политики .
Государственные расходы. На что можно потратить государственные средства, так чтобы это помогло увеличить совокупный спрос и занятость? Государство может само организовать за свой счет общественные работы, например строительство дорог, мостов и прочих нужных обществу объектов. Это позволит дать хоть какую-то работу многим людям, ее потерявшим, и увеличить их доходы, а значит, и потребительский спрос. Такого рода меры использовались в западных странах для выхода из Великой депрессии. Но в современных условиях, когда экономические спады стали не такими длительными, эти чрезвычайные меры более не применяются. Лишившийся работы квалифицированный рабочий или служащий, получающий к тому же временное пособие по безработице, вряд ли захочет бросить свою специальность и стать дорожным рабочим.
Существует и другой метод воздействия государственных расходов на увеличение совокупного спроса и занятость. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы. Например, оно выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это означает, что множество фирм, связанных с разработкой и производством авиационной и космической техники, получают крупные государственные заказы, т. е. правительство закупает часть их продукции. Эти фирмы нанимают новых рабочих и в свою очередь заказывают сырье и оборудование на других фирмах. В результате производство, занятость и инвестиции начинают увеличиваться во всей экономике.
Государственные доходы. Другим направлением бюджетной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т.е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные деньги будут направляться на потребительские расходы и инвестиции, а не сберегаться, хотя полной уверенности в этом быть не может. (Здесь происходит не рост государственных расходов, а сокращение доходов.)
Все перечисленные меры очень дорого стоят. В то же время в период спада государству приходится особенно нелегко. Основной источник его доходов — это налоги, которые представляют собой определенную долю от доходов населения и прибыли фирм. Но во время спада доходы снижаются (особенно у тех, кого увольняют с работы, но не только у них), а прибыли иногда и вовсе сменяются убытками. Поэтому общая сумма налоговых платежей, которую получает государство, сильно сокращается. Кроме того, может быть принято специальное решение о снижении ставки налогов, т. е. изымаемой государством доли дохода или прибыли. Неизбежно возникает превышение государственных расходов над доходами, т. е. дефицит государственного бюджета.
В этой ситуации у правительства есть только один выход: если оно хочет проводить бюджетную политику, оно должно взять деньги в долг. Как это сделать? Обычно правительство занимает деньги, выпуская и продавая новые государственные облигации. Их охотно покупают многие люди, потому что это самые надежные, хотя и не самые выгодные, ценные бумаги. Кроме того, правительство продает свои облигации центральному банку страны и другим банкам. (В нашей стране в таких случаях раньше просто печатались новые деньги) Предполагается, что во время экономического подъема, когда государственные доходы от налогов возрастут, а государственные расходы можно будет сократить, правительство будет в состоянии расплатиться по своим долгам. Вместе с тем это сокращение государственных расходов в стадии подъема позволит несколько "притормозить" подъем и не допустить слишком большого роста цен. Как правило, чем резче подъем, тем глубже может быть спад. Итак, бюджетная политика направлена на сглаживание экономических колебаний.
Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой войны и первых послевоенных десятилетий (40—60-е годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако бороться с инфляцией средствами бюджетной политики оказалось очень трудно. Дело в том, что тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось гораздо легче, чем делать обратное в ходе подъема: нельзя отменить многие начатые государственные программы (хотя бы космические) только потому, что спад уже закончился.
Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит государственного бюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70 — 80-е годы, когда главной опасностью стала инфляция, бюджетная политика уступила пальму первенства кредитно-денежной политике.
Кредитно-денежная политика.В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно сражаться то со спадом, то с инфляцией. Суть кредитно-денежной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.
С помощью кредита можно существенно расширить потребительский и инвестиционный спрос, вывести его за рамки имеющихся у потребителей и фирм в данный момент денежных средств. Но при этом важнейшее значение имеет ставка процента. Если она очень высока, обращаться за кредитом будет невыгодно.
Представим себе, например, издательскую фирму, которая хотела бы выпустить новую книгу, норма прибыли от продажи которой (процентное отношение чистой прибыли ко всем затратам) должна по расчетам через год составить 20%. Но процентные ставки очень высоки: банк готов предоставить ей кредит только по процентной ставке 25% годовых, поскольку сам платит по срочным вкладом 20% годовых. Понятно, что издательство не возьмет кредит для издания книги, так как это даст ему в итоге не прибыль, а убыток. Но даже если издательству достаточно своих денег и не обязательно прибегать к кредиту, оно все равно предпочтет не издавать книгу, а вместо этого положит свои свободные деньги в тот же банк на срочный вклад. Это принесет ему не меньшие деньги, чем книгоиздание, а хлопот и риска в данном случае будет гораздо меньше. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо было бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах — ссуды выдают частные банки, ему не подчиняющиеся. Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на этот процесс. И в России, и в США это делается примерно одинаково.
Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк может уменьшать или увеличивать количество денег, которые банки могут дать взаймы. Если, например, в стране экономический спад, то Центральный банк может снизить норму с 15 до 10%. Тогда банк, имеющий вкладов на 200 млрд. руб., сможет выдать взаймы уже не 170, а 180 млрд. руб. Предложение займов возрастет, значит, и цена их, т.е. процентная ставка, должна будет уменьшиться, а это будет способствовать росту совокупного спроса и приведет к оживлению экономики. Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается, например до 20%. Мы знаем, что, чем выше норма обязательных резервов, тем меньше размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы денег в обращении, что и требуется нам для борьбы с инфляцией.
Есть и другие, менее жесткие способы, которыми государство может влиять на частные банки. Иногда собственных резервов (вкладов) у банка не хватает, а дать взаймы хорошим заемщикам очень хочется (каждый заем — это дополнительный доход для банка). Тогда банки имеют право взять кредит у Центрального банка для того, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы своим клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому в принципе денежную политику (воздействие на величину денежной массы) и кредитную политику (воздействие на уровень процентных ставок) можно отделить друг от друга. На практике же они неразличимы, потому что денежная масса и ставка процента неразрывно связаны.
Центральный банк может повысить или понизить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам (в России эта ставка называется ставкой рефинансирования) и таким образом повлиять на процент, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.
Наконец, самый мягкий, косвенный способ денежной политики — это покупка или продажа правительством своих ценных бумаг — государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, чтобы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать на рынке свои облигации. Их держатели (а это, как правило, специализированные фирмы, торгующие ценными бумагами) продают их, в результате на их счетах в банках появляются новые деньги, часть из которых банки могут дать взаймы.
Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на их счетах в банках, так что возможность банков давать новые кредиты и создавать новые деньги уменьшается.
Таким образом, кредитно-денежная политика бывает жесткой (противоинфляционной) или стимулирующей экономический рост.
Денежная политика может быть более гибкой, чем бюджетная, потому что основные меры денежной политики принимает Центральный банк, ни у кого не спрашивая разрешения, в то время как любое изменение расходов или доходов бюджета требует долгих обсуждений в парламенте.
Контрольные вопросы
1. Что такое госполитика и госрегулирование экономики?
2. Каковы основные функции государства в осуществлении экономической политики?
3. Каковы основные направления госрегулирования экономики?
4. Что такое монополия, ее признаки и последствия?
5. Каковы особенности монополий в России?
6. Каковы методы антимонопольной политики в России?
7. Что такое недобросовестная конкуренция?
8. Как осуществляется государственное регулирование естественных монополий в РФ?
9. Какова структура ФАС РФ ?
10. Каковы основные направления деятельности ФАС России?
11. В чем суть бюджетно-налоговой политики?
12. В чем суть кредитно-денежной политики?