Лекция 14 русская культура xvii века
П Л А Н
1 Раскол в русской православной церкви и его значение для развития культуры.
2 Искусство XVII века.
Значение событий XVII века для развития русской культуры трудно переоценить. Не зря Н. Бердяев в работе "Русская идея" считает, что XVII век потрясает всю русскую жизнь, меняет народную психику.
Общность тенденций в развитии русской и западноевропейской культуры XVII века не может не обращать внимания. И в Западней Европе и в России это время становления абсолютистских государств, укрепления централизованной государственной власти, укрепления позиций третьего сословия, появления предпосылок для становления личностной автономии и индивидуализма, эта время назревшей необходимости реорганизации церкви. XVII век как для Европы, так и для России стал временем становления национальных культур, создания условий для превращения народностейв нации.
XVII век стал веком окончания Смутного времени, что создала условия для интенсивного экономического развития страны, привело к возникновению национальных связей. Укрепление экономических связей повлекло за собой создание единого российского национального рынка, образование которого означало преодоление замкнутости отдельных территорий и их слияние в единую экономическую систему. Во второй половине XVII века изменился характер ремесла, которая все больше ориентируется на рынок, превращаясь в товарное производство, развиваются кустарные крестьянские промыслы, также сориентированные на рынок. Возникают крупные мануфактуры.
Рост общественного разделения труда сопровождается специализацией отдельных районов страны.
Если в XIV – XVI вв. местные рынки были изолированными, то теперь они оказывались тесно связанными друг с другом или через посредство других рынков. Так, например, Тихвин торговал с 45, Псков - более чем с 50 городами. Возникают торговые ярмарки - Московская, Архангельская, Свенская, Ирбитская, Макарьевская и др. Развитие связей между территориями приводит к изживанию местных диалектов, возникает языковое единство русской нации, складывается единая национальная культура.
Рост торговых связей с другимистранами, а Россия торгует с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Польшей, Персией, Китаем, размыкает культурную изолированность страны, делает возможным появлениеновых культурных влияний. Расширение связей с Западней Европой меняет образ жизни, традиционное общественное мировоззрение.
Новая экономическая ситуация, складывание национальной культуры, потребности Новоговремени предъявляют требования к характеру власти. Складывается абсолютистская монархия. Итогом завершения этого процесеа становится "Соборное Уложение", которое законодательно закрепило изменение характера государственной власти, усилило роль государственных чиновников (думных дьяков и думных дворян). Соборное Уложение окончательно закрепостило крестьян, и содействовала укреплению самодержавия. Появляются труды, теоретически обосновавшие необходимость становления абсолютизма. Ю.Крижанич и С.Полоцкий в своих трудах считают, что только единоличная власть способна навести порядок внутри страны, и обеспечить решение внешнеполитических задач.
Реформы, проводимые царем Алексеем Михайловичем, не могли не затронуть оплот духовной жизни России - церковь. Патриарх Никон, заручившись содействием царя, провел церковно-обрядовую реформу. Он видоизменил некоторые традиционные обряды, а богослужебные книги подверг смелому редактированию, взяв за образец греческие.
Следует иметь в виду, восприняв христианство от Византии в Х веке вместе со всеми церковными обрядами, необходимой богослужебной и религиозно-философской книжностью, русская православная церковь стремилась сохранить это наследие без изменений. В книгах в процессе неоднократной переписки накопилось огромное количество ошибок, что конечно, было недопустимо. Церковь несколько раз пыталась провести мероприятия по исправлению книг путем сличения их с греческими образцами. Но, несмотря на поддержку властей, эти начинания не стали обязательными для всех церквей России. В условиях становления абсолютизма такая практика становилась нетерпимой, так как отсутствие единого управления в церкви делало её неспособной выполнять идеологические функции по обслуживанию самодержавия. Поэтому реформа ставила своей целью унификацию богослужений по всей стране, Централизацию церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской, в связи с воссоединением Левобережной Украины с Россией.
Академик Д.С.Лихачев так оценивает церковную реформу XVII века: " Скороспелые и легкомысленно задуманные церковные реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона привели к расколу русской культуры, единством которой было пожертвовано ради церковного, чисто обрядового единения России с Украиной и Белорусией"1.
Значительная часть крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, а также некоторые аристократы восприняли реформу как крушение русской истинной старой веры, как новую ересь. Особенно чувствительным и неприемлемым для всех противников реформы было изменение традиционного греко-византийского двоеперстного крестного знамения, обряда, сохраняющегося на Руси со времени её крещения, на троеперстное знамение по образцу, введенномув самой греческой церкви в более позднеевремя. Возник церковный раскол. Идейным лидером раскола стал протопоп Аввакум. Сторонники реформы стали называть его врагов раскольниками, а те их никонианами. Раскол оказал огромное влияние на русскую культуру, меняя отношение к власти и церкви. В 1174 г старообрядцы, недовольные церковной реформой и методами её проведения, разорвали связи с государством, перестали молиться за царя, объявили официальную власть властью антихриста. "Раскольники почуяли измену в церкви и государстве, они перестали верить в святость иерархической власти в русском царстве. Сознание богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола"2. Для католика такое отношение к власти невозможно, так как католическое мировоззрение не отождествляет светскую власть ни с областью сверхъестественного, благодатного, ни с преисподней областью противоестественного. Она часть естественного мира, который до поры до времени живёт по своим законам, хотя и под властью бога. Видеть в ней устроение дьявола может только еретик, но и нельзя государственную власть неумеренно сакрализовать. В отличие от западной ментальности "русская духовность делит мир не на три, а на два - удел света и удел мрака; и ни в чем это не ощущается так резко, как в вопросе о власти. Божье и антихристово подходят друг к другу вплотную, без всякой буферной территории между ними; все, что кажется землей и земным - на самом деле рай или ад, и носитель власти стоит точно на границе обоих царств. То есть это не просто значит, что он несет перед богом особую ответственность - такая тривиальная истина известна всем. Нет, сама по себе власть, по крайней мере власть самодержавная, - это нечто, находящееся либо выше человеческого мира, либо ниже его, но во всяком случае в него как бы и не входящее.1 Русское сознание бинарно: если не свято, то от дьявола. Усомнившись в святости власти, объявив государственную власть властью антихриста, поправшего истинную веру, раскол создает идеологическое обоснование для сопротивления власти. Раскол не мог оказать влияние на сознание руководителей крестьянских восстаний, многие из которых вышли из раскольничьей среды. Бороться с властью активно или пассивно, уходя в пустошь, становится возможным, т.к. эта власть, власть царя и патриарха, не от бога, а от дьявола.
Русская культура в XVII веке испытывает потребность в активной, независимой личности. Такая личность может сформироваться только при условии признаний права личности на автономность. Вся западноевропейская духовность пронизана обоснованием права индивида не автономность. Индивиды - "падшие", грешные, потому им нужно защитить друг от друга; вокруг каждого должна быть зона дистанции, создаваемая вежливостью, а их отношения регулируются договором. В католических книгах по моральной теологии подробно оговариваются права ближнего на свои личные секреты, не подлежащие разглашению под страхом греха, и тому подобные загородочки вокруг территории индивидуального бытия. Российская духовность не признает права личности на автономию, деспотический характер государственной власти не признает этого права ни за группами, ни за личностями. Только выход из государственной жизни мог в условиях России сформировав независимую личность. Раскол выводит за пределы официальной государственной жизни часть людей, что позволяет создать предпосылки для формирования гражданского общества, заставляя искать духовный идеал именно в гражданском обществе. Меняются приоритеты духовной жизни: нельзя найти идеалы в государственной сфере, ведь государство - это сфера антихриста, поэтому доминантой общественной жизни может стать напряженное стремление верующего старообрядца к нравственному совершенству. Государство - враг, на него нельзя полагаться, опору можно найти только в самом себе. Эта покинутость государством перемещает активность старообрядчества на достижение мирского благополучия, повышает их активность и деловитость. Обретение спасения возможно только за пределами официальной церкви и государства, а значит этот путь лежит через активную трудовую деятельность. Эта "деловитость от покинутости" (Г. Флоровский) формирует активную независимую личность, отвечая на потребности Нового времени.
В среде раскольников складываются совершенно новые этические нормы, особый характер отношения к труду, утверждается значимость личного успеха. И хотя конкретные формы развития протестантской и старообрядческой этики были различны, но следствия их сходны. Главным в них является неистовое трудолюбие и принципиальная честность. Материальное обогащение перестает быть грехом, оно результат постоянного труда. Приобретение денег становится благим делом, так как только материальное укрепление старообрядческой общины могло обеспечить ей автономию государства. Поэтому для старообрядческих общин, особенно для старообрядцев-беспоповцев, развитие хозяйственной деятельности позволило утвердить свою самостоятельность и выступить по отношению к государству независимой силой, с которой власть должна была считаться. Именно из старообрядцев-федосеевцев вышли основатели знаменитых купеческих династий: Морозовы, Прохоровы, Рябушинские. Впоследствии именно на старообрядцев, вынужденных осваивать необжитые земли, опирался Петр I, страстно ненавидевший раскольников, при создании металлургии на севере страны.
Сам факт противопоставления " большого мира" нечестия и зла малому миру старообрядческой общины делало её экономически и духовно независимой частью общества, способного заявить о себе как о самостоятельной силе. Невозможность для раскольников рассчитывать на протекционизм со стороны государства превращало старообрядческие общины в костяк свободного предпринимательства.
Все это создает новые нормы отношений как в сфере предпринимательства, так и в бытовой жизни людей. Честность, столь несвойственная купечеству XVII в., является одной из важнейших добродетелей раскольников. Государство своими поборами, произволом чиновников, откровенно разорительными повинностями провоцировало купечество прибегать к обману. Только старообрядчество позволило вернуться к прежним кормам, восстановить значимость купеческого слова.
Старообрядчество существенно скорректировало идеал трудовой деятельности в русской культуре. Раскольники со своей потребностью в постоянном труде, как средстве спасения души, были ближе к ровному, умеренному, постоянному труду, отвечающему потребности нарождающегося фабричного производства.
Таким образом, несмотря на завесу традиционализма, под знаменем сохранения старой, истинной веры формируется гражданское общество, новый характер отношений, соответствующий возникшим потребностям Нового времени.
Развитие национального рынка, интенсификация связи с другими странами способствуют усилению светских элементов в культуре XVII в. Несмотря на страх перед чрезмерным проникновением "латинства", в России распространяется образование. Развитие городов, рост чиновничьего аппарата, расширение международных связей ставили на повестку дня вопрос о распространении просвещения. Потребность в образовании могла быть удовлетворена за счет того, что в Москву приехало достаточно много образованных людей из Украины и Белоруссии.
Они переводили иностранные книги, обучали иностранным языкам. Повысился уровень грамотности населения. Так, соседи помещиков уровень грамотности составил 65%, среди купечества - 96%, среди посадских людей - 40%. Как ни остро стоял вопрос о том, опасно ли приобщаться к европейской культуре, не вредит ли она благочестию, тем не менее процессы общественного развития требовали расширения школ, в которых обучали и иностранным языкам. Киев, являвшийся в то время центром просвещения, направил в Москву ученых монахов для организации школ.
Светские начала в культуре проявились и в появлении новых литературных жанров,таких, как: повесть, сатира. Новая литература дала о себе знать проявлением интереса к переживаниям человека, попыткой проникнуть во внутренний мир героев. Такие бытовые повести, как: "Повесть о Горе-злосчастьи", "Повесть о Савве Грудцыне", разительно отличались от средневековой литературы вниманием к человеку и его жизни.
Подвергается изменению и традиционный средневековый жанр житийственной литературы. Особое место в этом ряду занимает "Житие протопопа Аввакума". Аввакум прекрасно был знаком с агиографиями святых, жанром широко распространенным на Руси. Целью этой литературы было прославление христианских подвижников, о которых писали благочестивые монахи с трепетом в душе. Но Аввакум сам пишет свое житие, не зря современникам "Житие" было воспринято как "гордость", сурово осуждаемая христианством. Несмотря на традиционность формы, во многом придерживаясь агиографической традиции, Аввакум в то же время наполняет её каноны новым содержанием. Вместо создания образа идеального святого, Аввакум создает реальный образ, наполняя его четкими характеристиками, он честно и откровенно описывает обстоятельства своей жизни и быта. Искренность автора, его честность, подкупающая откровенность роднят это произведение с более поздними литературными исповедями. "Житием" восхищались И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. Бердяев называл Аввакума "величайшим русским писателем допетровской эпохи".
Можно считать, что с протопопа Аввакума начинается русская публицистика. Полемика мятежного протопопа выходит за пределы богословия, обретая социальный характер. "Обличитель вам буду всегда", - грозился протопоп в адрес своих идейных противников.
Интерес к развитию светской культуры проявился и в создании придворного театра при дворе царя Алексея Михайловича. Первые театральные представления состоялись 1672 г. Источником первых драматургических произведений были библейские и античные сюжеты... Основоположником русской драматургии был С. Полоцкий. Его пьесы "Комедия притчи о блудном сыне", "Трагедия о Навуходоносоре царе" поднимали важные вопросы политики и нравственности. Комедия "Блудный сын" была направлена против молодых людей, которых родители посылали учиться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. С 1660 г. стали приглашать в Москву немецких актеров, организация спектаклей была поручена Грегори, который поставил комедию "Эсфирь". Все пьесы придворного театра носили политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства.
Основные культурные тенденции XVII в : усиление светских элементов в культуре, знакомство с искусством Западной Европы -не могли не найти отражения в живописи России. Живопись этого времени, как и вся культура XVII века, - борьба традиционализма и новаторства. Вплоть до середины XVII в. для изобразительного искусства характерна борьба двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Это противостояние "годуновской" и "строгановской" школ. Годуновская школа тяготела к монументальным традициям прошлого и была попыткой возродить дух великого искусства путем ортодоксального следования древнему канону. Строгановская икона тяготеет к декоративности, наряду с религиозно-символической функцией она несет усиленное эстетическое начало. Выдающимся мастером Строгановской школы был П.Чиркин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность, изящество поз.
Но время выдвигает на первый план не идеального, совершенного Рублевского человека, а конкретного, эмансипированного, живущего активной жизнью. Такая задача не могла быть быстро решена, так как для выражения новых идеалов нужно было найти новые средства.
В самом деле, желание изобразить всю полноту жизни - красочные исторические события, баталии, архитектуру, бытовые сцены, пейзажи - могло найти применение в любом жанре, кроме персонального. И в иконописи художник XVII в. не мог не чувствовать несоответствия старых средств новым задачам.
Переоценка ценностей началась задолго до того, как появились первые эстетические трактаты, обосновывающие новый подход к живописи. Немалое значение имел украинский и белорусский портрет, опередивший поиски русских художников в этом направлении. К середине XVII в. появились первые парсуны царя Федора Иоановича Скопина-Шуйского.
Живопись постепенно освобождалась от догм, осваивала приемы гуманистической культуры Запада. К середине XVII века резко возрос интерес к портрету. И. Владимиров и С. Ушаков обосновывали новый подход к писанию ликов. Их взгляды нашли отражение в трактатах, посвященных вопросам теории искусства ("Послание Иосифа Владимирова Симону Ушакову"). Царские изографы Ушаков и Владимиров основным условием высокого искусства считали соответствие правде жизни. Но и у них шла речь об индивидуализации лица. Тем не менее портретная живопись активно развивалась. Ее пропагандировал С.Полоцкий. Портретные тенденции XVII века привели к тому, что во второй половине века этот жанр занял суверенное место среди других жанров искусства.
Почти сразу после окончания смутного времени общий подъем страны вызвал интенсивное строительство, преимущественно в посадском жанре, рядом с которым стала набирать силу и гражданская (палатная) архитектура. Именно в этих жанрах появилась тяга к архитектурно-декоративной пластике фасадов. При этом и в культовом и гражданском зодчестве архитекторы руководствовались общими эстетическими принципами, так что главным признаком храма стали купола, апсиды и колокольни. Вообще же архитектурно-художественный язык храмов, боярско-княжесяих, купеческих и архирейских палат был единым.
Существенными эстетическими качествами этого языка было понимание главного архитектурного объёма как кубической клети, к которой могут механически примыкать несколько других клетей по принципу деревянного зодчества.
Дальнейшее функциональное разделение архитектуры совершалось добавлением к храмовому объёму глав, апсид и колоколен. Но последующая затем декоративно-пластическая "одежда" построек в вице различного рода колонок, карнизов, кирпичных кладок и окраски стен как бы стилистически уравнивала все виды архитектуры. Но это не главное.
Главное состоит в том, что и в сочетании архитектурных объемов, и в архитектурно-пластическом декоре полностью господствовал принцип дифференцированности и слагаемостн. Архитектурный облик слагался из множества отдельных крупных и мелких частей, но не за счет их взаимослияния, а за счет того, что каждый элемент этой архитектуры может быть вычленен и рассмотрен отдельно, изолированно от другого. Характерные памятники этого типа широко представлены архитектурой Москвы (храмы в Путинках, Хамовниках, Никитниках, Останкине), а также тех городов, которые в XVII веке выдвинулись на первый план благодаря торговле (Ярославль. Кострома, Муром). Этот архитектурный стиль, сложившийся в XVII в, называют "московским барокко".
ЛИТЕРАТУРА
1 Бердяев Н.А. Русская идея.// Вопросы философии.-1990.-№1.
2 Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. - М.:
Искусство, 1993.
3 Житие Аввакума и другие его сочинения. - М.: Сов. Россия,1991.
4 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М.: Просвещение, 1990.
5 Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. -М.: Искусство, 1983.
6 Очерки русской культуры XVII в. - М.: МГПИ,1979. Ч.1-2.