Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
Тема 2. Русь в IX – начале XII в.
Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
2.2. Категории населения. «Русская Правда»
Международные связи Древней Руси
Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
Даты:
862 - призвание Рюрика,
862-879 - годы правления Рюрика,
879-912 - годы правления Олега,
882 - покорение Новгородом Киева, образование Древнерусского государства
907, 911 - походы Олега на Византию, русско-византийский договор
912-945 - годы правления Игоря,
941, 944 - походы Игоря на Византию,
945 - убийство Игоря древлянами,
945-972 - годы правления Святослава,
945-964 - годы регентства Ольги,
965 - покорение Хазарского каганата,
968 - победа над Волжской Булгарией,
972 – 980 - годы правления Ярополка,
980-1015 - годы правления Владимира Святого,
988 - принятие христианства,
1015 – 1019 - годы правления Святополка I Окаянного,
1019-1054 - годы правления Ярослава Мудрого,
1054 - разделение единой христианской церкви на православную и
католическую,
1054 - 1078 - годы правления Изяслава I,
1078-1093 - годы правления Всеволода I,
1093-1113 - годы правления Святополка II,
1097 - съезд в Любече,
1113 – 1125 - годы правления Владимира Мономаха
30-е гг. XII в. - распад Древнерусского государства
XI в. — первые берестяные грамоты на Руси;
середина XI в. — древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы — «Слово о законе и благодати» Иллариона;
середина XI в. — сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.
Термины и понятия:
ГОСУДАРСТВО – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
ПОЛЮДЬЕ – в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения («людей») для сбора дани.
ДРУЖИНА – Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делились на «старшую» (наиболее знатные и близкие лица – «княжие мужи») и «молодшую» - «гриди» и «отроки».
КНЯЗЬ – 1. Предводитель войска и правитель области в древней Руси и в удельный период. 2. Великий князь - в древней Руси - старейший над удельными князьями.
УРОКИ – фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Введение уроков являлось частью административной реформы, проведённой княгиней Ольгой в X веке.
ПОГОСТЫ – административно-территориальная единица на Руси, тип населённого пункта в Российской Федерации.
Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
ДАНЬ – термин древнерусского финансового права, натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов; Выплачивающий дань называется — Данник. В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства.
СМЕРД – три точки зрения:
1. все сельское население, постепенно превращающееся из свободного крестьянства в зависимое;
2. только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью;
3. особая группа полузависимого сословного населения. Положение смерда было двойственным. В отличии от раба смерд имел семью и имущество, платил штраф за проступки. Но юридически не был полноправным.
ХОЛОП – фактически рабы, т. к. виры в нем нет. За его смерть платили хозяину 5 гривен, или отдавали другого холопа. Пути поступления в холопство («Устав о холопстве»):
- самопродажа, в частности так делали изгои – люди выгнанные из общины (лучше иметь кров и пищу, чем жить в бедности);
- женитьба на рабе без ряда (договора) с ее господином;
- поступление в тиуны без ряду с князем;
- совершение тяжкого преступления, без выплаты виры государству;
- наследственное холопство.
ЗАКУП – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой классификации. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком.
РЯДОВИЧ – в Древней Руси лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), как правило попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда и вынужденные отрабатывать его у господина, используя часть своего времени; близки к закупам. Рядовичами были не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ. По «Русской Правде» за убийство рядовича назначалась такая же вира, то есть штраф, как и за убийство смерда или холопа — 5 гривен.
ИЗГОЙ – в Древней Руси XI-X11 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).
ЛЕТОПИСЬ – исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
ЗЕРНЬ – мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.
СКАНЬ – (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ – на металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается эмаль.
ФРЕСКА – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.
МОЗАИКА - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Материал к прочтению:
Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.
1. Славянская (антинорманнская).Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).
2. Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).
3. Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.