Формирование морали, нравственное самоопределение

Волевые процессы.

По сравнению с подростковым возрастом, возрастает уровень сознательного самоконтроля, хотя именно старшеклассники наиболее часто жалуются на слабость воли, зависимость от внешних воздействий, а также капризность, обидчивость и т.д.

Речь

Наблюдается взаимопроникновение мышления и речи. В старших классах школьники уже способны составлять план речи на определённую тему и следовать ему. Их словарный запас достаточно велик.

IV Формирование личности в старшем школьном возрасте

Центральное новообразование юношеского возраста в данной сфере имеет форму личностного самоопределения и определяется на разных уровнях.

1. Самосознание (характеризуется ориентацией не на настоящее, а на будущее).

Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к своей личности, понимание уникальности собственной индивидуальности, своих мыслей, переживаний, оценок. Основное приобретение юности – открытие собственного внутреннего мира. Внешний, физический мир теперь – только одна из возможностей получения субъективного опыта, центром которого является «Я» старшего школьника.

Процесс открытия собственного «Я» сложный и противоречивый. Несоответствие внутренних личностных свойств и внешних поведенческих проявлений, размытость собственного «Я» в этом возрасте вызывают чувство встревоженности и внутренней пустоты, которую необходимо чем–то заполнить.

Представление школьников о себе формируются в сравнении с определённым групповым образом «Мы» (образ типичного представителя своего возраста и пола). Исследования показали, что в целом юноши считают себя менее стильными, менее коммуникабельными и жизнерадостными, чем сверстники, зато более добрыми и понимающими других людей. Девушки тоже приписывают себе меньшую общительность, зато большую искренность, справедливость и верность (И.С. Кон, В.О. Лосенков).

Развитие самосознания затрагивает определённые аспекты личности старшего школьника, среди которых – личностная идентичность, чувство взрослости и самооценка.

1) Личностная идентичность (по Э. Эриксону) – это чувство индивидуальной тождественности и целостности («Я – и это я, мне известны свои характеристики; я знаю, чего я хочу» и т.д.). Юность, по Эриксону, это кризис идентичности. Справившись с главной задачей данного периода – личностным самоопределением, – юноша переходит от поиска себя к практике самореализации. Неразрешённость этой задачи обуславливает формированиеу молодых людей неадекватной идентичности по следующим направлениям: отказ от психической близости; неспособность строить жизненные планы; страх взросления, страх изменений; выбор негативных образов для подражания и т.д.

В других исследованиях (Дж. Марша) выделяется ряд этапов в развитии идентичности, обусловленных уровнем профессионального, религиозного и политического самоопределения молодых людей:

а) «неопределённая, размытая идентичность» (отсутствие чётких убеждений, пропрофессиональных планов; кризис идентичности ещё не наступил);

б) «преждевременная идентификация» (выбор, сделанный человеком, определяется не его волей, а влиянием примера или авторитета);

в) «мораторий» (кризис самоопределения, выбор из множества вариантов собственного пути);

г) «зрелая идентичность» (завершение кризиса идентичности, переход к практической самореализации).

2) Чувство взрослости в данном возрасте принимает вид либо мужской, либо женской взрослости (половая самоиндефикация). Интенсивно развивается восприятие себя как особы определённого пола с характерными потребностями, ценностями, отношениями, моделями поведения.

3) Самооценка в ранней юности меняется по мере приближения дня окончания школы:

- в 10 классе самооценка обычно относительно высокая, бесконфликтная и устойчивая, без повышенной тревожности;

- в 11 классе по уровню самооценки контингент учащихся «расслаивается» на следующие группы:

* с оптимистической, адекватной самооценкой;

* с неадекватно завышенной самооценкой (подмена действительное желаемым);

* с неадекватно заниженной самооценкой (тревожность, неуверенность).

Формирование морали, нравственное самоопределение

Для школьников раннего юношеского возраста становятся открытыми и более понятными многие вопросы, обычно интересующие взрослых. Внимание старших школьников привлекают морально–нравственные проблемы, которые волнуют юношей и девушек не сколько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений. К данной категории вопросов относятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности Современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростковый негативизм. Нынешнему поколению молодых людей присущ разумно–практический взгляд на жизнь, гораздо большая, чем прежде, независимость и самостоятельность. Это и более непредвзятый и смелый взгляд на мир, и включение в обсуждение таких социально–политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем недавно считались идеологически не оправданными (вопросы религии, бизнеса, секса, поведения учителей, родителей, политиков и т.д.).

Также нравственное развитие в ранней юности характеризуется отсутствием максимализма, принятие относительности и противоречивости при трактовке таких понятий, как честность, порядочность, справедливость.

Вместе с тем, современных старшеклассников иногда характеризуют инфантилизм, размытость нравственного самоопределения, позиция вседозволенности.

3. Становление мировоззрения

Мировоззрение – (система взглядов человека на мир и своё место в нём) – это одно из основных новообразований личностного развития ранней юности. Мировоззрение включает устойчивые взгляды на нравственные, социально – политические, экономические, научные, культурные, религиозные вопросы. К окончанию школы мировоззрение молодого человека можно назвать достаточно сформированным. В его основе лежат не всегда правильные, но довольно стабильные взгляды.

В наше время отсутствие единого для всех идеологического, мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно мыслить и принимать решения. В условиях перенасыщенности разнообразной, а часто и противоречивой информацией далеко не все дети способны самостоятельно решать сложные мировоззренческие вопросы. Не справившиеся с этим юноши и девушки задерживаются в своём личностном и социальном развитии, остаются инфантильными долгие годы жизни. В связи с этим очень важно включать в школьную программу такие предметы, как право, экономика, курсы по различным видам искусства. Обогащая свою эрудицию, школьник может гармонизировать систему собственных взглядов на неоднозначные проблемы экономики и культуры, науки и религии.

4. Акцентуации характера

В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. В юности чаще, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые смены настроения. Юноши и девушки бывают чрезмерно обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям и непродуманным поступкам. К окончанию школы многие противоречия сглаживаются, эмоциональный фон улучшается.

V. Коммуникативное и поведенческое развитие в ранней юности

В ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снимается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими. Многие проблемы, однако, сохраняются.

Общение с взрослыми

Проблема перестройки взаимоотношений со взрослыми и смены значимых личностей сохраняет своё значение и в период ранней юности. Старшеклассники добиваются большей автономии от родителей и учителей в трёх основных сферах:

а) поведенческой (право самостоятельно решать свои проблемы);

б) эмоциональной (право иметь свои собственные вкусы, симпатии);

в) нормативной (право на свои собственные нормы и ценности).

Прежде всего, обычно достигается относительная автономия поведения, особенно в области досуга. Молодые люди всё больше проводят его вне дома и школы в общении со сверстниками.

Эмоциональная автономия достигается с большими трудностями и вызывает в ранней юности больше конфликтов с родителями, чем дисциплинарные вопросы. Это связанно с тем, что взрослеющему старшекласснику необходимо разорвать эмоциональную зависимость от родителей, стать более самодостаточным, зрелым. Родители, как правило, болезненно реагируют на такое охлаждение со стороны своих детей, жалуются на их чёрствость и равнодушие. Однако обычно эмоциональный контакт с родителями возобновляется после завершения кризисного периода на качественно новом уровне.

Юноши и девушки ревниво охраняют своё право на собственные убеждения и ценности (нормативная автономия), занимая подчёркнуто максималистские позиции. Однако в серьёзных, жизненно важных вопросах зависимость от взрослых (иногда не осознаваемая) достаточно велика.

В старших классах продолжается период эмансипации от родителей. У школьников появляются другие авторитеты. В семейном общении наблюдаются многие противоречия. Любящие родители всё ещё видят ребёнка таким, каким он был несколько лет назад, причём собственное мнение кажется им непогрешимым. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочее формально–ролевые вопросы, тем суше становятся их отношения с детьми. Старшеклассники, в свою очередь, не внимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощённые собой, они видят родителей довольно односторонне, стереотипно, не замечая их любви и заботы. Зато все недостатки и противоречия в поведении старших воспринимаются остро и болезненно. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые тем давно известны.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Вместе с тем, согласно проведённым исследованиям (Институт психологии АПН, 1987), потребность в неформальном (доверительном) общении с родителями у старшеклассников удовлетворяется меньше чем на половину. Решение возникающих в данном возрасте проблем требует и от родителей, и от детей внимательности друг к другу, готовности выслушать и понять.

Отношения к учителям в старших классах очень избирательны. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем, старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя друга и советчика.

Общение со сверстниками

Психология общения в старших классах строится на основе переплетения двух противоречивых потребностей:

- с одной стороны, в обособлении: желание уединения для того, чтобы самостоятельно обдумать важный вопрос, разобраться в себе, потребность в неприкосновенности своего личного пространства;

- с другой стороны, в принадлежности к группе (аффилиации) – неутомимая жажда общения и группирования со сверстниками, потребность иметь авторитет в их среде.

В группе ровесников старшеклассники надеются найти то, в чём им отказывают взрослые – понимание, самостоятельность, эмоциональное тепло. Вместе с тем, преградой для удовлетворения этой потребности является эгоцентричность юношеского общения. Необходимость самовыразиться, раскрыть свои переживания доминирует у старшеклассников над интересом к переживаниям другого. Нередко, делясь своими проблемами или мечтами, школьники не слушают друг друга, с чем связанны напряженность их отношений, обиды и т. д.

Для общения старшеклассников со сверстниками также характерны:

а) расширение сферы общения (увеличение его продолжительности, а также – географического и социального пространства);

б) растущая индивидуализация (чёткое размежевание характера отношений с разными людьми, высокая избирательность и требовательность в общении).

Сохраняются такие трудности личностного развития старшеклассников, как застенчивость, неуверенность в себе, недостаток раскрепощённости. Некоторые школьники (особенно мальчики) стремятся скрыть свои подлинные переживания от сверстников, что придаёт им в общении неестественность и скованность.

Кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной изоляции. По мере включения в систему более широких социальных отношений, ощущение одиночества обычно притупляется.

В старшем школьном возрасте резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Общение с другом имеет исповедальный характер, ему доверяются наиболее волнительные тайны. Друг воспринимается как «Альтер эго», второе «Я».

Заметно активизируются межполовые отношения, развивается настойчивая потребность в любви, проявляются серьёзные увлечения. Многие начинают половую жизнь.

Огромное значение для личностного и социального развития в ранней юности имеет положение в группе сверстников. Для таких компаний характерен очень высокий уровень конформизма, некритичное отношение к ценностям и нормам в своей группе и её лидерам.

Роль изолированного, «отверженного» является для старшеклассника очень мучительной. Девять десятых правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних (Алемаскин 1971), были в своих школьных классах «отверженными», что вызвало их преждевременный уход из школы и связь с другой компанией. А исследователь И.С. Полонский (1970) пришёл к следующему выводу: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем он ниже в официальном классном коллективе.

К признакам, характеризующим «свою» группу и отличающим её от прочих, относятся:

- определённое место встречи (подвал, крыша, кафе);

- определённый внешний вид, жесты (длинные или цветные волосы, тату, пирсинг);

- система кличек;

- предпочтения в музыке (тяжёлый рок, попса, рэп, хип-хоп);

- предпочтение в моде (куртки–«косухи», банданы, очки…);

- лёгкость контактов внутри группы, сплочённость её членов, поддержка «своих»;

- специфический сленг.

Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные, иногда связанные с организованной преступностью (банды, хулиганские объединения). К антисоциальным относятся также группировки, возникшие на идейной основе, оправдывающей насилие, жестокость («наци», скинхеды, сатанисты).

Существует также множество стихийных или относительно организованных групп, возникших на основе общих увлечений или взглядов на жизнь:

- футбольные болельщики;

- любители определённого стиля музыки (металлисты, рокеры, рэпперы) или конкретных групп;

- поклонники определённого вида спорта («байкеры», «скейтеры» и т.д.);

- хиппи, «митьки», панки, «системщики»;

- толкиенисты, фанаты компьютерных игр.

В этих и подобных группировках формируется своеобразная юношеская субкультура, которая предполагаетспецифические обороты речи, манеру поведения, образ жизни, систему предпочтений и взглядов, моду в одежде, сфере досуга, искусства. Нередко специфика данной субкультуры отделяет молодёжь от других поколений невидимым информационном барьером, который преодолевается стремлением к взаимопониманию, терпимостью с обеих противостоящих сторон.

Поведенческое развитие

В целом старшеклассникам гораздо мене, чем подросткам, свойственны конфликтность и негативизм. Реже возникают проблемы с дисциплиной, однако настойчивее становится стремление к автономии от взрослых; отмечается больше разумности и сдержанности. Налицо выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость специфических форм мужского и женского поведения, их соответствие «взрослым» образцам.

ВЫВОД: Ранняя юность – это важнейший этап профессионального, личностного, социального самоопределения. Психическое развитие становится более стабильным процессом, чем в подростковом возрасте. Школьники готовятся к выходу в мир взрослых людей.

Наши рекомендации