Занятость и социально-трудовые отношения
Труд относится к так называемым «фиктивным товарам», а трудовые отношения не вписываются в товарно-денежные отношения и требуют дополнительных, нерыночных методов регулирования. Отношения между трудом и капиталом, наёмным работником и работодателем неизбежно включают социальную составляющую. Именно поэтому данные отношения называются не просто трудовыми, а социально-трудовыми.
К случаям «фиаско рынка» относится неспособность рынка обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Главная цель современной рыночной экономики заключается в росте эффективности производства, извлечении и капитализации прибыли, которая образуется за счёт добавленной стоимости, создаваемой трудом. Таким образом, рынок «потребляет» рабочую силу и не способен её воспроизвести, не может её приватизировать или капитализировать.
Процесс производства, или формирования, рабочей силы, то есть подготовки работника, начинается со школы, продолжается в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях, при подготовке на рабочем месте, при повышении квалификации, переподготовке и стажировках. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трёх участников социального партнёрства – работодателей, наёмных работников и государства, а также непосредственно на предприятии (подбор, наём, ротация, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы предполагает эквивалентный обмен на её цену, то есть заработную плату. Потребление, или использование, рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда, которое сопровождается производством товаров и услуг.
Все три процесса не обходятся без нерыночных способов регулирования в рамках социальной политики. В процессе производства рабочей силы поддерживается и развивается система профессионального образования, ориентированная на потребности рынка труда. При распределении и обмене рабочей силы проводится политика:
· мониторинга рынка труда;
· регистрации и информирования участников рынка труда о спросе (вакансиях) и предложении (безработных);
· обеспечения занятости и снижения безработицы;
· переобучения, переподготовки и социальной поддержки безработных;
· установления и развития системы социального партнёрства и т.д.
В процессе потребления рабочей силы политика в социально-трудовой сфере включает вопросы:
· социального страхования от рисков, связанных с производственной деятельностью;
· социальной поддержки занятых;
· охраны труда;
· определения минимальных обязательств и их соблюдения участниками трудовых договоров;
· регулирования трудовых споров и конфликтов между работниками и работодателями и т.д.
В рамках различных систем и институтов социального партнёрства ответственность в социально-трудовой сфере распределяется между государством, работодателями и общественными организациями, или представителями интересов наёмных работников – профсоюзами.