Глава четвертая 7 страница
Число последних составляло 59. Во главе администрации провинции был поставлен генеральный наместник султана — вали, который осуществлял высшие судебные, административные, финансовые, политические функции. В помощь боснийскому вали соответствующие министерства Османской империи направляли своих чиновников— директоров финансов, канцелярии, общественного* строительства, комиссара по иностранным делам и сношениям с правительствами и консульствами держав, чиновника по аграрным и торговым вопросам, верховного судью. Наряду с институтом чиновников, направляемых из Стамбула, были созданы вилайетский административный совет, а также Великое вече, в которое входило по три представителя от каждого санджака (всего 21 .человек). В конце 1875 г. Герцеговина была отделена от Боснии и был образован Герцеговинский вилайет с центром в Мостаре, но в начале 1877 г. обе области были вновь объединены в административном отношении.
В 60-е годы проблема Боснии и Герцеговины стала спорным моментом при реализации идей Балканского союза и создании; сербского и черногорского вариантов союзнического договора. Черногорский проект предполагал присоединение Боснии и части Старой Сербии к Сербскому княжеству, а Герцеговины и остальной части Старой Сербии к Черногории. Но правящие сербские круги, династия Обреновичей отвергли подобный вариант, а в 1870 г. недвусмысленно потребовали согласия Черногории на включение в состав Сербского княжества обеих земель — Боснии и Герцеговины. Однако осуществить свои плацы им не удалось.
Кульминацией крестьянского движения в Боснии и Герцеговине явилось восстание 1875—1878 гг., которое положило начало Восточному кризису 70-х годов. В целом это движение имело антифеодальную направленность, стержнем программных требований являлись аграрные преобразования. Вместе с тем антифеодальная борьба боснийско-герцеговинского крестьянства тесно переплеталась с национально-освободительным движением. Стремясь всеми силами сохранить Боснию и Герцеговину в составе империи, Порта предприняла ряд мер с целью прекращения восстания в Боснии и Герцеговине. Султанские ирадэ провозгласили проведение реформ, уравнивавших в правах собственности и наследования имущества мусульман и христиан, облегчавших покупку и продажу земель и др.33 Но частичные уступки не могли удовлетворить восставших, что повлекло за собой обострение борьбы.
В ходе восстания получила развитие идея автономии Боснии и Герцеговины, исходившая из среды повстанцев. В программных требованиях 1875—1876 гг. слово «автономия» как таковое отсутствовало, но их основной смысл заключался в введении административной автономии (местного самоуправления). С самого начала в восстании наметились два течения — буржуазное и революционно-демократическое. Революционно-демократическое крыло, возглавляемое В. Пелагичем, призывало к полному уничтожению феодальных отношений путем совместного выступления всех угнетенных независимо от национальной и религиозной принадлежности против своих угнетателей 3\ В. Пелагич и его сторонники выступали за объединение сербов, мусульман и хорватов Боснии и Герцеговины в борьбе против власти османов и за создание нового общественного порядка. Многие положения, связанные с будущим государственным развитием Боснии и Герцеговины, были разработаны В. Пелагичем в его политическом проекте —«Послание друзьям угнетенных братьев в Турции» (1874 г.), напечатанном в Нови Саде.
Еще в годы, предшествовавшие восстанию, когда формировалось революционное мировоззрение В. Пелагича, он придавал большое значение общине35. Принцип общинного самоуправления лег в основу всей его политической программы. По его мнению, община должна была стать основной ячейкой государственного строя в освобожденных Боснии и Герцеговине36. Высшая власть должна была принадлежать народной скупщине, в функции которой входило бы издание и утверждение законов. Идея созыва народной скупщины не была новой для деятелей боснийско-герцеговинского национально-освободительного движения. Об этом писал еще в период подготовки восстаний 1867 и 1872 гг. М. Любибратич. В проекте 1874 г. Пелагич предполагал возможность конституционной монархии, «если бы этого потребовал народ»37. Монарх имел право подписывать все решения народной скупщины, но его подпись носила бы формальный характер. В развитие принципа общинного самоуправления должны были быть созданы местные скупщины, в функции которых входило решение всех дел в округах. Пелагич предусматривал также создание министерского совета, состоявшего из трех министров и ответственного перед народной скупщиной. В будущем государстве Пелагич предполагал ликвидировать регулярные войска, пенсии, титулы, жандармерию, тюрьмы, а также ввести полную свободу веры и просвещения. Церковь отделялась от школы и государства, вводился гражданский брак. Функции низших органов власти определялись бы законом. Данный проект политического переустройства освобожденных Боснии и Герцеговины был написан под значительным влиянием сербских социалистов, их критики государственного устройства Сербского княжества. Бесспорно, что позиция В. Пелагича была наиболее прогрессивной. Его идеи имели принципиально важное значение для дальнейшей борьбы народов Боснии и Герцеговины за свое национальное освобождение, но в то же время в условиях 70-х годов XIX в. практически были неосуществимы." Это в опре« деленной степени понимал и сам Пелагич, который позднее писал, что идеи проекта станут реальными только тогда, когда «будет ликвидирована частная собственность и все сегодняшнее несправедливое устройство»38.
В период восстания свои идеи о политическом переустройстве в Боснии и Герцеговине В. Пелагич развил в двух документах: «Проекте одного боснийца. О преобразовании Боснии и Герцеговины на современных демократических принципах» (январь 1876 г.) и «Повстанческой программе народных прав» (конец 1877 г.). Будущее балканских народов В. Пелагич, вслед за Л. Каравеловым,. С. Марковичем видел в федерации демократических республик. Но эта идея оставалась лишь в рамках его теоретических размышлений, необходимость разрешения практических задач социальной и национально-освободительной борьбы в Боснии и Герцеговине в 1875—1878 гг. отодвигала на второй план проблему дальнейшего политического и государственного развития39.
В 1875—1878 гг. получила развитие линия боснийских повстанцев на объединение Боснии с Сербией. Активными ее проводниками являлись представители буржуазного крыла, ориентировавшегося на Сербию. Этой же позиции придерживался и Главный комитет боснийского восстания. В Герцеговине решающую роль играли сторонники ее объединения с Черногорией. В начале июля 1876 г. на боснийской и герцеговинской повстанческих скупщинах было провозглашено такое объединение. Решительным противником подобной акции являлся В. Пелагич, считавший невозможным объединение с княжествами, в которых существовали монархические,, антидемократические режимы40, резко расходясь в этом вопросе с Главным комитетом.
Кроме того католическим населением Боснии и Герцеговины выдвигались требования включения их в состав Австро-Венгрии. На. осуществление этих замыслов была направлена деятельность одного из руководителей движения — И. Мусича 41.
Следует подчеркнуть, что в ходе восстания создавались органы новой власти. Для решения важнейших вопросов неоднократно созывались скупщины, на которых присутствовали делегаты повстанцев, руководители и воеводы. Скупщины фактически стали высшим органом власти. Осенью 1877 г. увенчалась успехом попытка создать боснийское правительство. 11 октября в Кравяке состоялась скупщина, избравшая правительство в составе 14 человек. Правительством сразу же было издано обращение, в котором подчеркивалось, что народы Боснии никогда не хотели и не захотят стать частью какого-то другого государства. Тем самым руководители восстания отрицали возможность включения Боснии и Герцеговины в состав Австро-Венгрии или австро-венгерскую оккупацию. Целью восстания, говорилось в обращении, является освобождение от власти Османской империи и объединение с остальными сербскими землями. Но «европейские условия,— утверждалось далее,— не позволили^объединиться с Сербией, и поэтому народы Боснии и Герцеговины хотят иметь свою полную свободу и самоуправление»42. Вместе с тем идея об объединении не подлежала полному забвению. Боснийское правительство, как отмечалось в документе, резервировало за собой право поднять этот вопрос, когда международные условия будут более благоприятными, поскольку в целом объединение с «сербскими землями могло бы иметь большое значение для всего славянского вопроса»43.
На заключительном этапе восстания все большее распространение получала идея автономии, что в значительной степени было связано с утратой надежд на помощь Сербии после ее поражения в войне с Турцией и со сложившейся международной ситуацией в уют период на Балканах44. Это в определенной мере отразилось и в последующих повстанческих документах. Так, в меморандуме боснийских повстанцев из 18 пунктов, появившемся вскоре после создания временного правительства, наряду с упоминанием о желании населения Боснии и Герцеговины объединиться с Сербией выдвигалось требование предоставления автономии Боснии и Герцеговине при сохранении минимального сюзеренитета Османской империи. В этом случае все доходы с областей поступали бы в народную казну и лишь небольшая их часть передавалась Порте, которая через 10 лет должна была употребить эти суммы на нужды пострадавшего в годы восстания народа. В автономной Боснии и Герцеговине повстанцы требовали создания народной скупщины, избиравшей правителя (гувернера), пользовавшегося лишь исполнительной властью, в то время как законодательная находилась в руках скупщины.
Освободительная борьба балканских народов, в том числе Боснии и Герцеговины, в период Восточного кризиса 1875—1878 гг. находила живейший отклик и помощь различных общественных кругов, широких народных масс России. В официальной российской политике также поддерживалась идея автономии для Боснии и Герцеговины. Естественно, царское правительство преследовало свои цели в решении Восточного вопроса, но его внешнеполитические интересы на этом этапе совпадали с задачами освободительных движений народов Балканского полуострова.
С самого начала боснийско-герцеговинских событий летом 1875 г. в балканской политике России выявилась линия на решение вопроса путем удовлетворения требований повстанцев и предоставления автономии восставшим областям. Активизация действий Петербурга в пользу автономии Боснии и Герцеговины наметилась весной 1876 г. На Берлинскую встречу министров иностранных дел России, Австро-Венгрии и Германии российские дипломаты привезли предложения о национальной автономии для Боснии и Герцеговины45. Кроме того, в одной из памятных записок МИД, написанных накануне встречи, говорилось о том, что если «Порта падет под грузом своих собственных ошибок, тогда необходимо способствовать и помогать свободному развитию христианских национальностей (Балкан.— Ред.) по пути к политической независимости,—каждая в своих географических пределах и в соответствии со своими естественными свойствами»46.
Российские дипломаты пцрледовательно отстаивали в дипломатических дебатах идею о национальной автономии по типу Сербии или Румынии для этой провинции Османской империи. Но все предложения министра иностранных дел А. М. Горчакова в этом плане наталкивались на непреодолимое противодействие Австро-Венгрии. Ее министр иностранных дел Д. Андраши рассматривал даже административную автономию (местное самоуправление) как неприемлемый вариант. Венские дипломаты и военные круги давно вынашивали планы захвата Боснии и Герцеговины. На Рейх-штадтской встрече Андраши за нейтралитет Австро-Венгрии в русско-турецкой войне удалось вырвать у Горчакова устное согласие на оккупацию Боснии. Это было официально закреплено подписанием секретной Будапештской конвенции в начале 1877 г., где уже речь шла не только об одной Боснии, но и о Герцеговине. Австро-Венгрия опасалась в случае падения Османской империи создания крупного славянского государства на Балканах, могущего быть центром притяжения для славянских народов Габсбургской империи. Российские дипломаты, вынужденные считаться с такой позицией союзника по «Союзу трех императоров» (1873 г.), не теряли надежды осуществить свои идеи изменения политического статуса Боснии и Герцеговины. В одном из документов МИД (июнь— июль 1876 г.) отмечалось, что, «поскольку исключена возможность создания крупного славянского государства, самым рациональным исходом было бы создание мелких независимых государств (в том числе и Боснии и Герцеговины.— Ред.) в территориальных пределах, отведенных каждому из них историей и объединенных на федеративных началах»47. Российский посол в Константинополе Н. П. Игнатьев предпринял попытку добиться широкой местной автономии для Боснии и Герцеговины на Константинопольской конференции в декабре 1876 г., выдвинув соответствующий проект. Но конференция закончилась фактическим провалом вследствие позиции, занятой Турцией и западными державами.
Хотя Австро-Венгрии удалось добиться согласия России на оккупацию Боснии и Герцеговины, начавшаяся русско-турецкая война внесла поправки в расчеты держав. Уже в предварительных условиях мира (осень 1877 г.) было предусмотрено введение автономного устройства для Боснии и Герцеговины. Сан-Стефанский мирный договор зафиксировал предоставление автономии этим областям. Однако, как известно, на Берлинском конгрессе был пересмотрен ряд условий русско-турецкого прелиминарного мирного договора. Австро-Венгрия получила мандат на оккупацию Боснии и Герцеговины, и в течение июля — октября 1878 г. австро-венгерские войска, преодолев вооруженное сопротивление населения, осуществили оккупацию. В политическом развитии Боснии и Герцеговины начался новый период.
Глава восьмая
РУМЫНИЯ