ТЕМА 4. РОССИЯ В XVI – XVII ВВ. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
План
1. Проблема генезиса абсолютизма. Эпоха Ивана Грозного в России.
2. «Смутное время» в России: внутренний кризис и внешние вторжения.
3. Развитие государства, общества и церкви в XVI – XVII вв.
4. Международные отношения в XVI – XVII вв.
5. Русская культура XVI – XVII вв.
Литература
1. Березовая, Л.Г. История русской культуры: учебник: в 2-х ч. Ч. 1 / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М.: Владос, 2002. – 400 с.
2. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2003. – 496 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/, свободный)
3. История внешней политики России. Конец XV – XVII век (От свержения ордынского ига до Северной войны). – М.: Международные отношения, 1999. – 447 с.
4. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала ХХ в. – М.: Политиздат, 1991. – 365 с.
5. Платонов, С.Ф. Смутное время: учеб. пособие / С.Ф. Платонов. – СПб.: Лань, 2001. – 480 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://dugward.ru/library/platonov/platonov_smutnoe_vremya.html, свободный)
6. Подвиг Нижегородского ополчения. – Нижний Новгород: Книги, 2011. Т. 2. – 670 с.
7. Пудалов, Б.М. Нижегородское Поволжье в 1608-1612 гг. и действия ополчения под руководством К. Минина и Д.М. Пожарского / Б.М. Пудалов // Открытый текст: электронное периодическое издание. – [Н. Новгород], 2009. – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/ archives/nn/servicenn/exhibitions/opol1611-12/?id=2689, свободный.
8. Сахаров, A.M. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. / А.М. Сахаров. – М.: Высшая школа, 1969. – 222 с.
9. Скрынников, Р.Г. Россия в начале XVII века. «Смута» / Р.Г. Скрынников. – М.: Мысль, 1988. – 283 с.
Методические рекомендации
1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:
- стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества в Западной Европе;
- дискуссия об определении абсолютизма; абсолютизм и восточная деспотия;
- мнения ученых о роли правления Ивана Грозного в становлении русского абсолютизма; правление первого русского царя как поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси;
- предпосылки и направления преобразований Ивана IV (по каждой реформе: дореформенная ситуация, цель преобразований, мероприятия, итоги);
- фактическая сторона событий, связанных с опричниной;
- существующие в науке точки зрения на причины и сущность опричнины; итоги правления Ивана Грозного.
2. При раскрытии второго пункта плана нужно рассмотреть:
- причины наступления «Смутного времени»;
- представления о сущности внутренних конфликтов (крестьянская или гражданская война?); особенности интервенции;
- периоды Смуты, их содержание и значение;
- роль нижегородцев в деле восстановления национальной государственности.
3. При подготовке третьего вопроса обратите внимание на следующие аспекты:
- государственный строй, система центрального и местного управления России XVI – XVII в., роль в их формирование Ивана IV;
- влияние Смуты на развитие русской государственности; изменения, произошедшие в правление первых Романовых; причины укрепления самодержавия в этот период;
- этапы формирования крепостного права; историческое значение Соборного уложения 1649 г.;
- причины социальной нестабильности в послесмутное время и наиболее яркие ее проявления (бунты, восстания);
- особенности взаимоотношений церкви и государства в России XVI – XVII в.; предпосылки и ход церковной реформы патриарха Никона; социально-политическая сущность церковного раскола и его последствия.
4. При раскрытии четвертого пункта плана нужно рассмотреть:
- главные особенности и ключевые события международных отношений в Европе XVI – XVII вв.;
- основные направления внешней политики России в конце XV – XVI вв.; достижения и неудачи на каждом из них в правление Ивана III, Василия III и Ивана IV, их причины и значение;
- влияние на международное положение России Смутного времени; внешенеполитические задачи, вставшие пред страной после его окончания, мероприятия, проведенные для их решения, результаты (1620-1690-е гг.).
5. Рассматривая пятый вопрос, учтите следующие позиции:
- основные тенденции в развитии русской культуры (нивелировка культурных особенностей русских земель и формирование национальной культуры, проникновение западных культурных традиций, обмирщение);
- накопление и трансляция научных знаний;
- монументальные литературные произведения традиционных жанров эпохи Ивана Грозного и вновь появившиеся публицистические произведения, причина их появления;
- традиции и новации литературы XVII в. (на конкретных примерах);
- новые черты в развитии искусства (шатровая и ярусная архитектура, московское барокко, новый стиль живописной школы С. Ушакова, стремление к пышности и нарядности).