Избирательный кодекс Российской Федерации 14 страница
Статья 11.10. Наименование и эмблема избирательного объединения
1. Полным наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе, подтверждающем факт внесения записи о данном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.
2. В избирательных документах используется полное наименование избирательного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование избирательного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование избирательного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование избирательного объединения состоит более чем из семи слов, избирательное объединение согласует с избирательной комиссией, организующей выборы, краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. Краткое наименование политической партии образуется только из слов, составляющих полное наименование избирательного объединения, при этом могут использоваться аббревиатуры.
3. Избирательное объединение, являющееся политической партией или иным общественным объединением, выдвинувшее список кандидатов, вправе представить в избирательную комиссию, организующую выборы, свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Избирательное объединение, являющееся структурным отделением политической партии, вправе представить в указанную избирательную комиссию эмблему, описание которой содержится в уставе политической партии.
4. Если после выдвижения кандидатов (списка кандидатов) будет изменено наименование и(или) эмблема избирательного объединения или политической партии, структурным подразделением которой является избирательное объединение, в избирательных документах используется наименование и эмблема избирательного объединения (политической партии), действовавшие на момент выдвижения кандидатов (списка кандидатов).
5. Изменение краткого наименования избирательного объединения после его согласования с избирательной комиссией, организующей выборы, не допускается.
Статья 11.11. Соединение списков
1. Два или более избирательных объединения могут заключить соглашение о соединении списков. Избирательное объединение может участвовать только в одном соглашении о соединении списков.
2. Решение об участии в соединении списков принимается органом избирательного объединения, уполномоченным на принятие такого решения его уставом, либо органом, выдвинувшим список кандидатов. В решении указываются наименования избирательных объединений, с которыми предполагается заключить соглашение о соединении списков. Решение может быть принято после выдвижения списка кандидатов.
3. Соглашение о соединении списков может быть подписано представителями участвующих в соглашении избирательных объединений после того, как списки всех избирательных объединений, участвующих в соглашении, зарегистрированы и уполномоченные органы всех избирательных объединений, участвующих в соглашении, приняли решение об участии в соединении списков.
4. Указанное соглашение вместе с решениями об участии в соединении списков органов всех заключивших его избирательных объединений представляется в избирательную комиссию, регистрирующую списки кандидатов.
5. Законом должен быть установлен предельный срок для представления соглашения о соединении списков в избирательную комиссию. Это срок не может быть ранее чем через два дня после окончания регистрации списков кандидатов и не может быть позднее чем накануне предельного срока утверждения текста избирательного бюллетеня.
6. Если законом не установлен предельный срок для представления соглашения о соединении списков в избирательную комиссию, соглашение о соединении списков должно быть представлено в избирательную комиссию не позднее чем накануне предельного срока утверждения текста избирательного бюллетеня.
7. Избирательная комиссия, указанная в части 4 настоящей статьи, в трехдневный срок регистрирует соглашение о соединении списков и передает его в средства массовой информации или принимает мотивированное решение об отказе в регистрации соглашения.
8. Основаниями для отказа в регистрации соглашения о соединении списков являются:
1) нарушение хотя бы одним из избирательных объединений, участвующих в соглашении, при принятии решения об участии в соединении списков требований части 1 или 2 настоящей статьи;
2) нарушение при подписании соглашения требований части 3 настоящей статьи;
3) представление соглашения позднее срока, установленного законом в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи;
4) отсутствие хотя бы у одного избирательного объединения, участвующего в соглашении, в решении об участии в соединении списков наименования хотя бы одного избирательного объединения, с которым заключено соглашение.
9. Допуск к распределению депутатских мандатов соединенного списка, порядок составления соединенного списка и распределение мандатов между кандидатами, входящими в соединенный список, осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 14.23 и статьей 15.19 и настоящего Кодекса.
Глава 12. Информационное обеспечение выборов
Статья 12.1. Информационное обеспечение выборов
1. Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.
2. Информационное обеспечение выборов должно способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
Статья 12.2. Информирование избирателей
1. Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.
3. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
4. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей осуществляется свободно с учетом ограничений, установленных настоящим Кодексом.
5. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий, о других событиях избирательной кампании должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В информационно-аналитических теле- и радиопрограммах обсуждение событий избирательной кампании, кандидатов и избирательных объединений, участвующих в данной кампании, должно даваться исключительно отдельным блоком. В каждом из указанных блоков, а также в каждом выпуске периодического печатного издания кандидатам и избирательным объединениям, участвующим в одной и той же избирательной кампании в одном и том же избирательном округе и создавшим информационные поводы, должны отводиться примерно равный объем эфирного времени, печатной площади.
6. Если средство массовой информации сообщило о предвыборном мероприятии одного кандидата, избирательного объединения, другом событии избирательной кампании, в котором участвовали кандидат или избирательное объединение, оно не вправе не сообщать об аналогичном мероприятии других кандидатов или избирательных объединений, участвующих в той же избирательной кампании в том же избирательном округе, о другом аналогичном событии с их участием, о которых данное средство массовой информации было оповещено. Сообщениям об аналогичных предвыборных мероприятиях кандидатов, избирательных объединений, участвующих в той же избирательной кампании в том же избирательном округе, о другом аналогичных событиях с их участием должны отводиться примерно равный объем эфирного времени, печатной площади, в том числе и в случаях, когда эти сообщения даются в разных выпусках информационной или информационно-аналитической теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания.
7. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информированию избирателей, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
8. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»).
9. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Установленные настоящей частью требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Кодексом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
Статья 12.3. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов
1. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания для целей законодательного регулирования информационного обеспечения выборов подразделяются на государственные, муниципальные и негосударственные.
2. Под государственной организацией телерадиовещания в настоящем Кодексе понимается организация телерадиовещания, которая удовлетворяет хотя бы одному из нижеприведенных условий:
1) ее учредителем (соучредителем) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов является государственный орган или организация;
2) ей за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации;
3) в ее уставном (складочном) капитале на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации.
3. Под муниципальной организацией телерадиовещания в настоящем Кодексе понимается организация телерадиовещания, которая удовлетворяет хотя бы одному из нижеприведенных условий:
1) ее учредителем (соучредителем) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов является орган местного самоуправления или муниципальная организация;
2) ей за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств местного бюджета;
3) в ее уставном (складочном) капитале на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований).
4. Под государственным периодическим печатным изданием в настоящем Кодексе понимается периодическое печатное издание, которое удовлетворяет хотя бы одному из нижеприведенных условий:
1) его учредителем (соучредителем) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов является государственный орган или организация;
2) учредителем (соучредителем) его редакции (если редакция является юридическим лицом) или издателя (если его редакция не является юридическим лицом) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов является государственный орган или организация;
3) ему за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на его функционирование за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
5. Под муниципальным периодическим печатным изданием в настоящем Кодексе понимается периодическое печатное издание, которое удовлетворяет хотя бы одному из нижеприведенных условий:
1) его учредителем (соучредителем) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов является орган местного самоуправления или муниципальная организация;
2) учредителем (соучредителем) его редакции (если редакция является юридическим лицом) или издателя (если его редакция не является юридическим лицом) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов является орган местного самоуправления или муниципальная организация;
3) ему за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на его функционирование за счет средств местного бюджета.
6. Под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными периодическими печатными изданиями в настоящем Кодексе понимаются организации телерадиовещания, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, и периодические печатные издания, не подпадающие под действие пунктов 4 и 5 настоящей статьи.
7. В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания разделяются в настоящем Кодексе:
1) на общероссийские государственные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле- или радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;
2) на региональные государственные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (теле-, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 1 настоящей части.
8. В зависимости от территории распространения информации государственные периодические печатные издания разделяются в настоящем Кодексе:
1) на общероссийские государственные периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;
2) на региональные государственные периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.
Редакция периодического печатного издания, зарегистрированного для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, но фактически распространяемого на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, вправе подать в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявление о переводе данного периодического печатного издания в региональные, к которому должны быть приложены подтверждающие документы. Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации удовлетворяет указанное заявление, она доводит это решение до сведения избирательных комиссий субъектов Федерации, в которых распространяется данное периодическое печатное издание.
9. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений.
10. На выборах Государственной Думы и Президента Российской Федерации перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На выборах органов государственной власти перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий составляется избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. На выборах органов местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий составляется избирательной комиссией соответствующего муниципального образования. В указанный перечень не включаются периодические печатные издания, подпадающие под действие части 9 настоящей статьи.
11. Не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов соответствующие органы исполнительной власти по запросу избирательной комиссии, указанной в части 10 настоящей статьи, представляют ей перечни организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, подпадающих под требования частей 2 и 4 (для выборов в органы государственной власти) или 3 и 5 (для выборов в органы местного самоуправления) настоящей статьи.
12. Избирательная комиссия, указанная в части 10 настоящей статьи, на основе информации, полученной от органов исполнительной власти, составляет перечень, указанный в части 10 настоящей статьи, и официально публикует его не позднее чем через 14 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
13. В перечень, указанный в части 10 настоящей статьи, включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:
1) наименование организации телерадиовещания и выпускаемых им средств массовой информации либо периодического печатного издания;
2) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;
3) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо периодического печатного издания;
4) если редакция или издатель периодического печатного издания как юридическое лицо имеет среди учредителей государственный орган (орган местного самоуправления) либо государственную (муниципальную) организацию, – название соответствующего юридического лица, его статус (редакция, издатель) и учредители;
5) территория вещания организации телерадиовещания либо территория распространения периодического печатного издания;
6) вид и объем государственной (муниципальной) поддержки (если таковая имелась за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов);
7) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов);
8) периодичность выпуска периодического печатного издания;
9) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий).
Статья 12.4. Участие избирательных комиссий в информационном обеспечении выборов
1. Избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, избирательных объединениях, кандидатах, а также о законодательстве Российской Федерации о выборах.
2. Избирательные комиссии в своих помещениях оборудуют стенды, на которых размещают информацию о выдвинутых кандидатах, о заверенных и зарегистрированных списках кандидатов в объеме, определяемом организующей выборы избирательной комиссией.
3. Избирательная комиссия, организующая выборы и имеющая официальный сайт в сети «Интернет», обеспечивает оперативную доступность информации о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах, о заверенных и зарегистрированных списках кандидатов и об изменениях в них на указанном сайте.
4. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, в течение 48 часов после регистрации передает в средства массовой информации сведения о зарегистрированном кандидате. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов, в течение 48 часов после регистрации передает в средства массовой информации зарегистрированный список и сведения о каждом кандидате из зарегистрированного списка.
5. Перечень сведений о кандидатах, в том числе об их доходах и имуществе, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.
6. Избирательная комиссия, регистрирующая кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования подготавливает и издает сводный информационный материал (плакат), содержащий сведения о зарегистрированных кандидатах, а также по усмотрению избирательной комиссии и с согласия зарегистрированных кандидатов – фотографии кандидатов. В текст плаката обязательно помещается вся информация о кандидате, включаемая в избирательный бюллетень, а также сведения об их доходах и имуществе (включая информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений). Помимо указанных выше сведений в текст плаката может включаться информация биографического характера, которая представляется зарегистрированными кандидатами и должна быть ими документально подтверждена. Текст плаката не должен содержать материалы агитационного характера, кроме указанных в пункте 4 части 2 статьи 12.6 настоящего Кодекса, а также оценки личности и деятельности кандидата. Всем зарегистрированным кандидатам должны быть предоставлены равные возможности для размещения информации о них в сводном плакате. Порядок подготовки сводных плакатов устанавливает избирательная комиссия, организующая выборы.
7. Избирательная комиссия, регистрирующая списки кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования подготавливает и издает сводный информационный материал (плакат), содержащий сведения об избирательных объединениях, списки кандидатов которых были зарегистрированы. В текст плаката помещается вся информация об избирательном объединении, включаемая в избирательный бюллетень. В текст плаката помещаются также (при наличии таких сведений) сведения о судимости кандидатов, включенных в список, о наличии у кандидата, включенного в список, иностранного гражданства, о недостоверности сведений, представленных кандидатами, включенными в список, выявленной в соответствии с частью 2 статьи 10.10 настоящего Кодекса. Порядок размещения избирательных объединений в указанном плакате должен соответствовать порядку их размещения в избирательном бюллетене.
8. Сводный информационный плакат размещается в помещениях избирательных комиссий, местах голосования, в специальных местах для размещения информационных и агитационных печатных материалах, предусмотренных частью 8 статьи 12.11 настоящего Кодекса, а также в других местах, удобных для ознакомления с ним избирателей (с согласия собственников или владельцев объектов, на которых указанные плакаты размещаются).
9. На выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации государственные организации телерадиовещания и государственные периодические печатные издания предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и окружным избирательным комиссиям эфирное время и печатную площадь в соответствии с требованиями статей 26.1 и 32.1 настоящего Кодекса.
10. На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации объем эфирного времени, печатной площади, которые региональные государственные организации телерадиовещания и региональные государственные периодические печатные издания предоставляют избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и окружным избирательным комиссиям, определяется законом субъекта Российской Федерации.
11. На выборах в органы местного самоуправления объем эфирного времени, печатной площади, которые муниципальные организации телерадиовещания и муниципальные периодические печатные издания предоставляют избирательной муниципального образования и окружным избирательным комиссиям, определяется законом субъекта Российской Федерации.
12. Эфирное время и печатная площадь, указанные в частях 9 – 11 настоящей статьи, используются избирательными комиссиями для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей. Печатная площадь, указанная в частях 9 – 11 настоящей статьи, используется избирательными комиссиями также для опубликования своих решений, для информирования избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе для публикации сведений о поступлении средств в избирательные фонды и о расходах средств избирательных фондов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, иным законом.
Статья 12.5. Опросы общественного мнения
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. Если опрос проводился не по собственной инициативе организации, проводившей опрос, должны быть также указаны лицо (лица) или организация, заказавшие проведение опроса. Если указанная публикация (обнародование) осуществлена не по собственной инициативе редакции средств массовой информации, граждан или организации, ее осуществивших, должны быть также указаны лицо (лица) или организация, оплатившие указанную публикацию (обнародование).
3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»).
Статья 12.6. Предвыборная агитация
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию не запрещенными законом методами.
2. Признаками предвыборной агитации в период избирательной кампании признаются:
1) призывы голосовать или не голосовать за кандидата, кандидатов (а также гражданина, граждан, не являющихся кандидатами), список кандидатов (а также за политическую партию, иное общественное объединение, в том числе не выдвинувшее список кандидатов) либо против всех кандидатов, против всех списков кандидатов;
2) высказывания, в которых выражается предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать конкретный избиратель (будут голосовать конкретные избиратели);
3) описание возможных последствий исключительно позитивного либо исключительно негативного характера в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной или общественной деятельностью либо исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
5) публикация и (или) распространение о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении материалов, имеющих явно позитивную либо явно негативную направленность;
6) систематическое распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении;
7) деятельность, направленная на создание положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.