В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Информационно-справочный материал
Информационно-справочный материал
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. N 4; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий" // БВС РФ. 2009. N 12.
Литература
Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России: проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М., 2005; Волженкин Б.В. Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005; Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. СПб., 2006.
§ 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений
против службы в коммерческих и иных организациях
Глава 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" УК объединяет нормы, регламентирующие ответственность за посягательство на нормальное функционирование коммерческих и иных организаций. В нее вошли четыре статьи, в которых содержится пять разновидностей преступлений против службы в коммерческих и иных организациях: злоупотребление полномочиями (ст. 201); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202) и превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203); дача коммерческого подкупа (ч. 1 ст. 204) и получение коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 204).
В теории общепризнано, что норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 201 УК, является общей по отношению к нормам, содержащимся в ч. 2 этой же статьи, а также в ст. ст. 202, 203, ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК, которые являются специальными.
Видовым объектом преступлений против службы в коммерческих и иных организациях выступает основанная на соблюдении и исполнении действующего законодательства и (или) иных нормативных актов нормальная деятельность коммерческой или иной организации, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Непосредственными объектами данной группы выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное (законное) функционирование отдельных коммерческих или иных организаций в различных сферах деятельности.
В большинстве случаев служебные преступления имеют дополнительный непосредственный объект - права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.
Объективная сторона преступлений характеризуется действием (бездействием) служащего соответствующей организации, которое выражается в использовании управленческих (служебных) полномочий вопреки законным интересам этой организации. Лишь путем действия могут быть совершены превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК), коммерческий подкуп (ст. 204 УК). Как путем действия, так и путем бездействия осуществляются злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК).
Деяние в преступлениях гл. 23 УК характеризуется двумя признаками: а) использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий; б) использование полномочий вопреки законным интересам этой организации.
В получении коммерческого подкупа (ч. ч. 3 - 4 ст. 204 УК) первая из обозначенных особенностей деяния получает по указанию законодателя более широкое понимание - деяние совершается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Другая особенность деяния преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях состоит в том, что полномочия используются вопреки законным интересам этой организации. Эта особенность означает, что виновный формально действует в рамках служебных полномочий, но совершаемые им действия не вызываются интересами организации, где он служит, и поэтому являются незаконными.
По конструкции объективной стороны в гл. 23 УК два из пяти преступлений (ч. ч. 1 и 3 ст. 204 УК) имеют формальный состав, остальные - материальный. Для последних закон в качестве обязательного признака предусматривает общественно опасные последствия в виде: а) существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ст. ст. 201 и 202 УК); б) существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 203).
Последствия могут выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве деловой репутации организации, создании помех и сбоев в ее работе, сокрытии хищений и других опасных преступлений и т.д. Только при условии наступления указанных последствий преступление следует квалифицировать как оконченное.
Общественно опасные последствия в составах служебных преступлений описаны с помощью оценочной категории, что означает необходимость устанавливать их размер с учетом обстоятельств совершения конкретного посягательства.
Третьим обязательным признаком объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. ст. 201 - 203 УК, выступает наличие необходимой причинной связи между деянием и последствием.
Субъективная сторона всех рассматриваемых преступлений характеризуется умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 201 и 202 УК, предусматривают в качестве обязательного признака цель - извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.
Указанные выгоды и преимущества должны противоречить законным интересам организации. По характеру выгоды могут носить как материальный (к примеру, корысть), так и нематериальный характер (к примеру, упрочение служебных позиций в организации; обретение служебного влияния и т.д.). Преимущество может выражаться в привилегиях виновного в сравнении с коллегами и быть связано как с финансовым состоянием организации, так и с ее авторитетом, деловой репутацией.
Нанесение вреда другим лицам в качестве цели преступления сводится к причинению запрещенного законом ущерба как физическим, так и юридическим лицам, выражается в материальных и моральных утратах (сокращение объема продаж, отказ в кредитовании, подрыв делового имиджа и т.д.).
Субъект всех преступлений гл. 23 УК специальный, за исключением дачи коммерческого подкупа (ч. ч. 1 - 2 ст. 204).
Специальным субъектом выступают: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201, ч. ч. 3 - 4 ст. 204 УК); частный нотариус (ст. 202 УК); частный аудитор (ст. 202 УК); частный детектив (ст. 203 УК); работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника (ст. 203 УК).
Понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дано в примечании 1 к ст. 201 УК: "Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственный органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением".
Из законодательной дефиниции субъекта вытекают его признаки:
1) в ней содержится оговорка, что имеется в виду субъект, упоминаемый в статьях гл. 23 УК, она также распространяется на характеристику субъекта преступления, предусмотренного ст. ст. 199.2 и 304 УК;
2) в основу определения положены критерии: а) функции, выполняемые лицом; б) время исполнения отдельных из указанных функций; в) место исполнения указанных функций.
Функции подразделяются на виды: единоличного исполнительного органа; члена директоров; иного коллегиального исполнительного органа; организационно-распорядительные; административно-хозяйственные.
Порядок избрания единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, функции которых исполняет рассматриваемый субъект, их компетенция определяются законодательством РФ, уставными документами.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий" "к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации)".
Время выполнения лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций обозначено трояко: постоянно, временно или по специальному полномочию.
Место выполнения лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций строго определено в законе. Это коммерческие или иные организации независимо от формы собственности; некоммерческие организации, не являющиеся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъяснено, что "под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. ст. 114 и 115 ГК РФ).
К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. ст. 50 и 120 ГК РФ)".
Другими разновидностями специального субъекта рассматриваемых преступлений выступают частный нотариус или частный аудитор (ст. 202 УК); частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника (ст. 203 УК).
Правовой статус нотариуса закреплен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, аудитора - в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Государственные нотариусы и государственные аудиторы признаются должностными лицами и подлежат ответственности по статьям гл. 30 УК.
Полномочия частного детектива или работника частной охранной организации, имеющего удостоверение частного охранника, урегулированы Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях - это предусмотренные уголовным законом умышленные деяния (действия или бездействие), посягающие на нормальное (законное) функционирование отдельных коммерческих или иных организаций в различных сферах деятельности и причиняющие либо создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Все преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях по объекту посягательства можно подразделить на два вида:
1) посягательства на правильное (законное) осуществление полномочий управляющим коммерческой или иной организацией (ст. ст. 201, 204 УК);
2) посягательства на правильную (законную) профессиональную (коммерческую) деятельность (ст. ст. 202 и 203 УК).
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях имеют квалифицированные виды.
Тяжкие последствия предусмотрены законодателем в качестве квалифицирующего признака преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК. Учитывая, что данная категория является оценочной, к числу тяжких последствий могут быть отнесены: крупный имущественный ущерб, обусловленный разрывом деловых отношений с партнерами; подрыв деловой репутации, в результате которого организация лишилась своих клиентов; прекращение деятельности организации; разорение многих клиентов или вкладчиков; самоубийство и т.п.
В ч. 2 ст. 202 УК установлена ответственность за совершение виновным лицом преступных действий в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица. Потерпевшими от данного преступления признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, или недееспособные.
Согласно ч. 2 ст. 203 УК ответственность наступает за "деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия". Применение насилия или угроза его применения, применение оружия или специальных средств как отягчающие обстоятельства представлены в гл. 17 второго раздела учебника при описании квалифицированных видов превышения должностных полномочий. Это же относится и ко всем квалифицирующим признакам коммерческого подкупа (деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, за заведомо незаконные действия (бездействие), сопряженные с вымогательством подкупа).
§ 2. Виды преступлений против интересов службы
в коммерческих и иных организациях
При конструировании состава преступления, предусмотренного ст. 201 "Злоупотребление полномочиями" УК, и состава преступления, предусмотренного ст. 285 "Злоупотреблении должностными полномочиями" УК, использованы во многом совпадающие приемы законодательной техники. Эти преступления следует разграничивать по объекту, описанию последствий, признакам субъективной стороны (в ст. 201 УК речь идет о цели, а в ст. 285 УК - о мотиве преступления) и субъекту.
Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) предполагает: а) использование предоставленных полномочий вопреки профессиональным задачам и функциям; б) цель деяния - извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам; в) последствия в виде существенного вреда, причиненного действиями (бездействием) частного нотариуса или аудитора. Публичный характер деятельности указанных субъектов позволяет признать существенным вред, причиненный и одному физическому лицу.
Общественная опасность превышения полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК) заключается в том, что виновный совершает такие действия по службе, которые явно выходят за пределы его полномочий, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Объем прав и полномочий частного детектива или работника частной охранной организации, имеющего удостоверение частного охранника, определяется его служебной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.).
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК) имеет много общих признаков (предмет преступления, объективная сторона, квалифицированные виды) с получением взятки (ст. 290 УК) и дачей взятки (ст. 291 УК). Разграничивать их следует по объекту и субъекту преступления, получающему вознаграждение.
Контрольные задания
1. Дайте определение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
2. Перечислите виды специальных субъектов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и раскройте их признаки.
3. Проведите отличие злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК) от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК).