Объединение родовых общин в племенные союзы
Внутри родовой общины возникает имущественное и социальное неравенство, выделяется племенная элита. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизации) и включения в состав общины рабов. В VI–VIII вв. в результате дробления и смешения племен складывались новые славянские общности – союзы племенных княжеств, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Объединение в племенные союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов). Такие объединения племен возглавляли вожди племени (князья), которые, опираясь на военную дружину, сосредоточивали власть в своих руках. Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были институты общинной демократии. Главным из них было вече – собрание свободного мужского населения племени, на котором решались важнейшие вопросы сообщества, избирался военный вождь (князь). Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча) Ополчение включало в себя боеспособных мужчин и созывалось в случае войны. Сдвиги в социальной и политической структуре восточнославянского общества привели к созданию в VIII–IX вв. на основе союзов племен племенных княжений – зародышевой формы государственности. По русским и византийским источникам известно, что племенные княжения существовали с центрами в Киеве, Новгороде и др. местах.
Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровскоммеждуречье. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры.
Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона[5], среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча,Тисаполгар. Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.[6]Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и олее(Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянка — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.
6: Религия – вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов. Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозныеверования появились в среднем палеолите (150-35 тыс. лет назад) внеандертальцев. К первобытным формам религии относятся: тотемізм(вера в происхождение рода от общего предка - животные, растенияили и птицы.), фетишизм(наделение неодушевленных предметов сверхъестественными свойствами), магия(вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью гадания,заклинаний, заговоров),анимизм. Не каждый человек знал, как говорить сдухами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания. их звали, когда болел человек или умирал скот. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ - Способ поклонения богам.
Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты - Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство - Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.
7:Киммерийцы — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э. Также условное название доскифских культур Северного Причерноморья эпохи железа.
Киммерийская проблема является одним из сложнейших вопросов истории и археологии Передней Азии и Северного Причерноморья I тыс. до н. э.. Она включает в себя комплекс проблем связанных с происхождением и историей киммерийцев.
С одной стороны киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами. История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам.
С другой стороны, имеется некоторое количество сведений античных авторов, большая часть из которых носит легендарный или спекулятивный характер, так как эти источники появились значительно позже краткого столкновения греков с киммерийцами. В целом, сведения античных авторов о киммерийцах не подтверждаются.
8:Тавры
Ареал расселения. В горных и предгорных районах Крыма в I тыс. до н. есть. проживали племена тавров (название происходит от греческого tavros - бык). Ученые считают, что именно от них произошли названия Крымского полуострова - Таврида, Таврика, Таврия.
Во II в. до н. есть. Таврике покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н. есть. ее захватили римские легионы.
Общественный строй. Со второй половины I тыс. до н. е. в тавров появилась имущественное неравенство, сформировалась родовая аристократия. В IX-I вв. до н. есть. существовала рабовладельческое государство тавров - Таврика. Таврийские цари время от времени вели войны с греками, которые пытались захватить их земли, они также воевали со скифами и сарматами.Хозяйственная жизнь и быт. В горных местностях тавры занимались животноводством, а в долинах - земледелием. В их жизни большое значение приобрело рыболовство. Знали они и разнообразные ремесла: обработку камня и металлов, гончарство, ткачество.В Крыму Скифы мирно ассимилировались с таврами , которые жили здесь с I тыс. н. э Тавры занимались скотоводством, земледелием и рыболовством.
9:К VII в. до н. есть. у скифов складывается мощный племенной союз. Сведения об основных племена, входившие в этот союз, дает греческий историк Геродот (V век до н.э.). Главным, самым многочисленным племенем, утверждает он, были скифы царские, которые «считают остальных скифов своими рабами». Жили они на левом берегу нижнего течения Днепра, до Азовского моря и нижнего Дона, а также в степном Крыму. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-ко-чивникы. Между Ингулом и Днепром вместе с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга близ греческого города Ольвии жили еллиноскифы. И наконец, на север от царских скифов, скорее всего в пределах степной полосы Украины, жили скифы-пахари. Геродот считал скифов одним народом, однако образ жизни, хозяйствования свидетельствует об обратном. По мнению некоторых ученых, скифов-пахарей можно, более вероятно, считать прапращуров украинского народа. А В. И. Петрук придерживается точки зрения, согласно которой необходима вообще замена исторической парадигмы из «Истории Руси-Украине» на «Историю Скифии-Украина».
В итоге на рубеже VI-IV вв. до н.э. в Скифии, происходит становление классового общества и возникновение рабовладельческого государства. Несмотря на смерть Атея, Скифское царство сохранилось, хотя размеры его значительно уменьшились. Скифия оставалась все еще сильной в экономическом и военном отношениях. Как свидетельствуют письменные и археологические источники, царство, созданное Атсем, существовало с IV до III в. до н.э.
10В Тавриду готы проникли в половине III века. Готы, народ восточно-германской отрасли, играли значительную роль в истории Тавриды. В первый свой период владычества готы пользуются морскими силами Боспора и Херсонеса и разоряют, начиная с Кавказских, берега Черного моря. Христианство среди крымских готов усвоено было по восточному обряду, и связи их с христианским востоком продолжаются до последних дней их истории. В IV веке уже появляется в Тавриде готская епархия, и первый епископ Унила принял сан от патриарха Константинопольского Иоанна Златоуста. Сарматы в Крыму (III в.до н.э.-III в.н.э.).В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы. Сарматы учавствовали в политических событиях, происходивших в Крыму. В Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.
11: Заселение греками Северного Причерноморья Крыма не было единичным, случайным явлением. Колонизация была закономерным следствием относительного перенаселения Греции. Основание колоний происходило, как правило, организованно. Развитию новых городов способствовала и активная торговля. В то время в Греции быстро росли население и количество городов с довольно развитыми ремеслами, которые требовали регулярного обеспечения их продовольствием и сырьем. Античные города и поселения были сосредоточены в районе Боспора Киммерийского (Керченский полуостров) с наиболее крупными городами Пантикапей (Керчь) и Феодосия; в районе Западного Крыма – с основным центром в Херсонесе (Севастополь). Формой политической организации новооснованных городов-государств была, как правило, республика.Политическая организация-демократия.В истории античных городов-государств Тавриды можно выделить два основных периода их развития, каждый из которых имеет свою специфику. Первый период охватывает время с IV по II века до н. э. и характеризуется относительно самостоятельным развитием городов-государств, тесными связями с другими греческими городами. Второй приходится на I в. до н. э. и IV в. н. э. Это время зависимости северопричерноморских городов сначала от Понтийского царства, а затем от Римского государства, время разрушительных набегов готов, гуннов и других кочевых племен.
12 В городах, основанных греками, существовали две формы правления: города-Республик (уже названы) и лонархп - Боспорское царство. Босфорское царство. Одним из древнейших и крупнейших колоний на Боспоре Киммерийском был Пантикапей, основанный в VI в. до н. есть. В середине V в. до н. есть. все греческие поселения на Боспоре объединились вокруг Пантикапея, ставшего столицей отдельного государства под названием Боспорское царство. . Ольвия была городом-республикой. Состоятельные рабовладельцы, которые держали в своих руках управление городом, составляли незначительное меньшинство. Большинство жителей Ольвии состояла из малообеспеченных свободных граждан, а также с лишенных политических прав переселенцев и рабов. В этой полисной демократии была четкая структура органов государственной власти. Условия и порядок выполнения государственных и общественных обязанностей были строго определенными. Следовательно, служба в армии, права граждан, система их защиты, а также порядок осуществления правосудия были законодательно оформлены. К сожалению, все со временем приходит в упадок. Это же произошло и с Ольвией. Греки-колонисты были носителями высокой культуры. Для соседних народов это имело большое значение, так как укрепляло торговые и хозяйственные связи, обогащало их культуру. Причинами упадка античных городов-полисов была общая кризис рабовладельческой экономики, а также постоянные нападения кочевников.
13. Ольвия - ее демократическое устройство. Функции народного собрания города.
Ольвия - важнейшая греческая колония в Нижнем Побужье, в дельте Гипаниса (Буга) и Борисфена (Днепра), основанная выходцами из Милета в 647-646 г. до н. э.
Ее политическим и экономическим центром было одноименный город, остатки которого расположены на правом берегу Бугского лимана у с. Парутиного Очаковского района Николаевской области.
Ольвия была рабовладельческой республикой. Законодательные органы (напр. - собрание, совет и исполнительная власть (коллегии архонтов, стратегов, агораномів и др.) были в руках рабовладельческой части населения. Значительное развитие получили земледелие, скотоводство, рыболовство, виноградарство, которыми занимались греки и выходцы из местных племен, населявших городище и поселка сельскохозяйственной округи Ольвии. В самом городе развивались ремесла: металлообрабатывающее, гончарное, деревообрабатывающее, каменярське, кісткорізне, прядильно-ткацкое и т.п., продукцию которых сбывали населению Ольвии, а также скифам, сарматам и другим племенам, населявших тогда значительную часть территории современной Украины. В обмен на ремесленную продукцию в Ольвию поступали хлеб, скот, шерсть, рыба, а главное - рабы. Немало из этого ольвійські купцы продавали в государствах греческой метрополии, откуда вывозили вино, оливковое масло, высококачественный посуду, ткани, украшения, произведения искусства и т.п. Для нужд внутренней и внешней торговли Ольвия выпускала свою монету - в основном медную и серебряную, реже золотую. Население Ольвии поддерживало связи с Афинами, Коринфом, Родосом, Пергамом, Александрией и Малой Азией.
Во 2-1 вв. до н. э. Ольвия постигла глубокий экономический и социальный кризис. В то время Ольвия постоянно находилась под угрозой нападений вражеских племен. Некоторое время была под главенством Скифского государства, а затем - понтийского царя Митридата VI Євпатора. В 48 до н. э. геты во главе с царем Буребістою захватили и разрушили город. В 1 в. н. э. город был отстроен лишь на части его бывшей территории. Снова началось развитие ремесла, торговли, сельского хозяйства, но предварительного расцвета они не достигли. В i в. н. э. Ольвия была в зависимости от скифских царей - Фарзоя и Інексімея. В составе населения того периода значительно увеличился скифский прослойка, зажиточная часть которого принимала участие в управлении государством. Во 2 в. н. э. была под властью Рима и еще в 251 г. имела римскую залога, размещенную в новой цитадели. В 3 в. его разрушили готы. В нач. 4 ст. нападения гуннов привели к окончательному уничтожению Ольвии.