Суть бюрократии и внешние ее проявления.
Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма. Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрократизм описывается по следующим аспектам:
- деформации сознания, наступающей под влиянием работы в аппарате управления, ведущей к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, «корпоративная» этика и психология;
- низведению бюрократических проявлений до низового исполнительского уровня, где, мол, маленькие чиновники творят свой произвол над зависимыми или обращающимися к ним людьми (простыми гражданами);
- господству канцелярии, торжеству формалистики, заседательству и бумаготворчеству, превалированию буквы инструкции, приказа над сущностью дела.
Все фиксируемые здесь черты отражают, разумеется, бюрократизм, схватывают его внешние, видимые очертания, но вряд ли можно считать достаточной социально-психологическую характеристику бюрократизма. Точнее, наверное, будет сказать, что бюрократизм представляет собой определенный социальный (общественный) институт, который создается, поддерживается и воспроизводится какой-то системой взаимосвязей в организационных структурах, причем часто независимо от побуждений и настроений людей, вовлеченных в его механизмы. Кстати, он имеет место не только в государственном аппарате, но и в общественных объединениях, крупных структурах бизнеса, информации, образования, науки т.д.
Во - первых, это различные формы превращения деятельности отдельных административно - управленческих органов (либо некоторых сторон их деятельности) в самоцель.
Во - вторых, бюрократизм ведет к возникновению различных форм административного волюнтаризма и субъективизма.
В - третьих, формируются консерватизм и догматизм, а самое главное, различные формы административного ограничения участия общественности в управлении, недоверие к общественной инициативе. Одно из классических проявлений бюрократизма - административная пассивность.
В - четвертых, бюрократизм влечет за собой различные формы использования экономических, политических и идеологических средств, находящихся в должностном распоряжении, в корыстных целях (карьеризм, протекционизм, приписки, взяточничество и др.).
23. Информация как ресурс развития местного самоуправления. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Различают следующие основные понятия:
– информационное ресурсы - отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;
– информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
– информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит «предметом длительного пользования» и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления. Информация в значительной степени обладает свойством саморазвития, т. е. по мере накопления информационных данных получается качественно новая информация. Информация пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие работниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных инструкциях.
В конечном счете, от эффективности информационных процессов зависит эффективность работы местной администрации в целом.
Основные элементы любого информационного процесса - источник, сообщение, канал и получатель:
– источник - это тот, кто создает сообщение и несет ответственность за его полноту и достоверность;
– сообщение - это информация, которую источник передает получателю. В информационной системе сообщения передаются в различных формах (письменной, устной, электронной);
– канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю;
– получатель - это тот, кому предназначено сообщение.
Информационное обеспечение включает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.
Информационные ресурсы характеризуются:
1. тематикой:
– общественно-политическая;
– научная;
– техническая;
– правовая;
– экономическая и т.д.;
2. формой собственности:
– государственная;
– муниципальная;
– частная;
3. доступностью:
– открытая;
– секретная;
– ограниченного использования;
4. формой представления:
– текстовая;
– изобразительная;
– звуковая;
5. носителем:
– бумажный;
– электронный.
24. Сущность и функции местного самоуправления. Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализации права граждан на местное самоуправление.