Франкистская авиация. Немецкие истребители
Когда националисты начинали свой мятеж они не имели даже зачатков военно-воздушных сил. Поэтому «львиную долю» их авиапарка постепенно составили аппараты, полученные от дружественных фашистских держав. С самого начала войны Гитлер и Муссолини поддерживали Франко.
На Пиренеи направлялись новейшие машины. Германия использовала в небе Испании около 650 своих самолетов. Италия передала войскам мятежников около 1000 боевых единиц.
Немецкий биплан «He-51».
Истребительная авиатехника франкистов была представлена моделями известнейших немецких фирм «Хейнкель», «Мессершмитт», «Фоке-Вульф», а также итальянскими «Фиатами».
В первые два года конфликта одним из самых массовых истребителей националистического лагеря были «Хейнкели.He-51».
«He-51» широко использовались в Испании.
В распоряжении Франко имелось 135 самолетов этой модели. Каждый шестой из выпущенных в свет «Хейнкелей» прошел через испанскую войну. «He-51» был типичным истребителем 30х годов, все «по-старинке»: бипланная схема конструкции, неубирающееся шасси, открытая кабина. Самолет имел дальность полета 770 км, потолок высоты 7700 м. и был способен развивать скорость до 330 км\ч. Что и говорить, скорость относительно невысокая, к тому же советские «И-15» и «И-16» превосходили их с точки зрения маневренности и вооружения.
Словом, «Хейнкели» были вполне «по зубам» нашим лучшим истребителям. Это сразу же стало очевидным в небе Испании.
Единоборство «И-16» и «He-51».
Обратимся к военной хронике: 4 ноября 1936 года эскадрилья из одиннадцати «И-15» под командованием Павла Рычагова атаковала девять самолетов «He-51». Четыре машины противника были сбиты, остальные скрылись. И таких побед, к счастью, было немало.
Зато «Хейнкели» были способны нести на борту бомбовую нагрузку до 60 кг. Эта универсальность позволяла использовать их в качестве штурмовиков.
Как бы то ни было, «испытание Испанией» «Хенкель-51» не выдержал, и вскоре самолеты этой марки были сняты с вооружения и переданы в распоряжение летных школ. Во Второй мировой войне «He-51» уже не участвовали. Приходится признать, что немцы, в отличие от советского руководства, сделали надлежащие выводы из неудач испанской компании.
Более долгая боевая жизнь была уготована истребителю «Мессершмитт.Bf-109», также прошедшему «боевое крещение» в Испании.
Эта модель, спроектированная Вилли Мессершмиттом и Вальтером Ретхелем, была выпущена в августе 1935 года.
«Мессершмитт.Bf-109» - один из лучших истребителей Германии.
В ее конструкции не было никакой дани традиционным взглядам на истребитель, зато использовались новейшие разработки в области аэродинамики. «Bf-109» представлял собой минимально возможный по размерам самолет монопланной конструкции с улучшенной формой капота и закругляющимися концовками крыла. На нем были установлены самый мощный из имеющихся в те годы двигателей, закрытая кабина и убирающееся шасси. Все эти новшества позволили самолету показать выдающиеся для того времени летные данные: скорость 550 км\ч, потолок высоты 10500 м. и дальность полета 660 км.
Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Так и немцы поначалу с сомнением взирали на новоиспеченный самолет.
В 1935 году предприятие В.Мессершмитта посетил известный ас Эрнст Удет. После осмотра он обернулся к конструктору и заявил: «Этот самолет никогда не будет истребителем!»… Гражданская война в Испании стала поворотным пунктом в судьбе Вальтера Ретхеля и его лучшего детища.
Когда стало ясно, что «Хейнкели» уступают советским истребителям, три «Мессера» были срочно отправлены на Пиренейский полуостров.
Сбитый «И-16».
Семи недель боев оказалось достаточно, чтобы убедить немецкое командование в превосходстве «Bf-109» над всеми истребителями, используемыми республиканцами, и самолет пошел в серийное производство.
И в дальнейшем «Мессер» успешно прошел всю испанскую компанию, принял участие в последующих локальных конфликтах и, увы, ловко сбивал советские самолеты в Великую Отечественную войну.