Самостоятельная работа студента. Темы для докладов и сообщений
Темы для докладов и сообщений
1. Послевоенная деревня.
2. Роль Лысенко в биологической и сельскохозяйственной науке.
3. Политическое окружение И.В. Сталина.
4. Денежная реформа 1947 года.
5.Доктрина Трумэна.
Работа со словарем
Демобилизация, СЭВ, биполярная система, «холодная война», третий мир, «дело врачей», «ждановщина», космополитизм, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», госзаем, «лысенковщина».
Выполните тесты
1 Потери населения СССР в войне составили:
а) 13 млн. человек
б) 20 млн. человек
в) 27 млн. человек
2 Общие материальные потери страны в результате гитлеровской агрессии составили:
а) четвертую часть национального богатства
б) треть
в) половину
3 Восстановление народного хозяйства СССР началось в:
а) 1942 г.
б) 1943 г.
в) 1944 г.
4 Укажите главный источник быстрого восстановления народного хозяйства СССР:
а) использование труда заключенных
б) репарации с Германии и ее союзников
в) трудовой героизм и самопожертвование советских людей
5 Причинами расширения масштабов репрессий после окончания войны были:
а) проявление сущностных черт политического режима Сталина
б) попытки создать новый «железный занавес», отгораживающий
СССР от остального мира
в) происки западных спецслужб против советского руководства
г) наличие в СССР организованной массовой оппозиции режиму
6 Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
1) высшая точка развития, расцвет
2) система мер, направленных на изоляцию СССР от других стран и
народов
3) карательные меры, наказание
а) репрессии
б) апогей
в) «железный занавес»
7 Укажите, что ставилось в вину представителям науки и культуры в послевоенные годы:
а) космополитизм
б) преклонение перед Западом
в) безыдейность
г) декадентство
д) формализм
е) преувеличение личных заслуг Сталина
8 Основными принципами и направлениями внешней политики СССР после войны были:
а) расширение сферы своего влияния в мире
б) борьба за обретение статуса мировой державы
в) расширение военного присутствия в странах Восточной Европы и
Азии
г) укрепление позиций мирового коммунистического движения в
странах Запада
д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом
е) всемирная поддержка национально-освободительных движений
ж) курс на разоружение
з) курс на мирное существование
и) развитие равноправного сотрудничества со странами народной
демократии
9 Перечислите положения «доктрины Трумэна»:
а) широкомасштабная экономическая помощь СССР и
восточноевропейским странам
б) образование военно-политического союза США с бывшими
союзниками по антигитлеровской коалиции, в том числе и СССР
в) оказание США широкомасштабной экономической помощи странам
Центральной и Западной Европы
г) создание военно-политического союза стран Запада под эгидой
США
д) размещение американских военных баз по периметру границ с СССР
и его союзниками
е) поддержка внутренней оппозиции в странах народной демократии и
в СССР
10 Приведите в соответствие события и даты:
1) требование СССР о совместном с Турцией контроле над Черноморскими проливами
2) создание Информационного бюро (Коминформа)
3) разрыв отношений СССР с Югославией
4) установление сухопутной блокады западных секторов Берлина
5) создание СЭВ
6) начало переговоров о мирном урегулировании в Корее
7) предложение СССР о мирном объединении Германии
а) 1953 г.
б) 1948 г.
в) 1951 г.
г) 1945 г.
д) 1949 г.
е) лето 1948 г.
ж) 1947 г.
з) 1950 г.
Второе занятие
1) Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1950 – 1960-е гг.
2) СССР в конце 1960-х – начале 1980-х гг.: на пути к кризису.
Рекомендуемая литература
1. Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.) : Свидетельство современника / Г. А. Арбатов. - М.: Междунар. отношения, 1991. - 399 с
2. Аксютин Ю. ХХ съезд КПСС и советское общество // Свободная мысль. – 2006. – №2. – С. 186 – 197.
3. Новопашин Ю.С. Размышления о героях вчерашних дней // Вопросы истории. – 2007. – №5. – С. 49 – 65.
4. Плимак Е., Антонов В. ХХ партсъезд: почему не был разоблачен сталинизм?//Свободная мысль. – 2006. – №2. – С. 167 – 185.
5. Пыжиков А.В. Хрущевские эксперименты в правоохранительной сфере (конец 1950-х – начало 1960-х гг.) // Вопросы истории. – 2006. – №4. – С. 103 – 110.
6. Шейнис В.Л. ХХ съезд КПСС: история и современность // Общественные науки и современность. – 2006. – №4. – С.78 – 87.
7. Шейнис В.Л. «Основной закон развитого социализма» (Конституция 1977 г.) // Свободная мысль. – 2007. -№10. – С.159 – 170.
8. Шестаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации // Отечественная история. – 2006. – №6. – С. 106 – 119.
9. Хлевнюк А.В. Роковая реформа Н.С. Хрущева: разделение партийного аппарата и его последствия. 1962-1964 годы// Российская история. 2012. № 2. С. 164-179.
8.2.1 Содержание первого вопроса
1) Определите варианты возможного развития страны после смерти Сталина.
2) Почему именно Хрущеву удалось возглавить руководство страны? Охарактеризуйте сущность хрущевской оттепели.
3) Выделите основные преобразования в СССР в системе государственного управления, промышленности и сельском хозяйстве, в социальной и духовной жизни.
4) Как проявились противоречия хрущевских реформ в стране? Могли ли преобразования закончиться успехом?
8.2.2 Содержание второго вопроса
1) Объясните основные причины становления консервативного курса нового руководства страны в 1964 г.
2) Каковы основные причины и результаты экономической реформы 1965 г.
3) Укажите тенденции экономического и социального развития страны в 1970-е – начале 1980-х гг. В чем причины растущего отставания СССР от западных держав.
4) Оцените основные результаты (положительные и отрицательные) периода «застоя».