Судебные акты и судебная практика как источник права
Судопроизводство – это установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется судебная власть.
Для судопроизводства характерно одновременное функционирование разнообразных типов, видов практики. Результатом практики являются судебные акты. Различают правотворческую, правоприменительную (правореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие типы практики, порождающую судебные акты.
В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественную жизнь. Правоприменительная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях.
В функциональном аспекте можно выделить правоконкретизирующую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.
юбой вид юридической практики можно подразделить на определенные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды), а последняя в свою очередь подразделяется на превентивную, карательную и др. (подвиды).
К юрисдикционной судебной практике относится практика Верховного Суда РФ, областных, городских, районных судов. А приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых дел, можно говорить о судебной практике, например по гражданским и уголовным делам.
Одним из видов источников права являетсясудебный прецедент.Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.
Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях Верховных Судов, инструкциях Высшего Арбитражного Суда и т.д. И в этих формах, когда в итоге складываются либо четкие правовые нормы, либо такие образования, как правоположения, которые могут перерасти в норму, судебная практика, арбитражная практика становится источником (формой) права.
Но в каком качестве? Как ориентир, как пример для решения конкретных, аналогичных дел – и не более того. настоящее время в РФ используются решения Европейского Суда, т.е. юр.прецедент в РФ де-юре не является источником права, а де-факто- является, т.к. используется опыт.
Понятие правовой нормы
Правовая норма – это система общеобязательных, формально-определенных государственных правил поведения, выражающих суждения о возможном и запрещенном поведении.
Признаки правовой нормы:
1. Формально-определенный характер (форма выражение правовой нормы – статья нормативного правового акта, ее содержание).
2. Общеобязательный характер правовой нормы.
3. Возможность обеспечения государственным принуждением.
4. Сознательно-волевой характер.
5. Правовая норм имеет представительно - обязательный характер, т.е. прямо или косвенно одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает обязанность
6. Правовая норм имеет общий характер – она распространяется на неопределенное число случаев, ситуаций, действует непрерывно, адресаты норм обозначаются общими родовыми признаками.
Структура правовой нормы
В юридической науке выделяют:
· внутреннюю (логическую) составляющую
· внешнюю составляющую
1. Внутренняя структура правовой нормы строится по формуле:
«Если…», «То…», «Иначе…»
Она состоит из трех элементов:
1. Гипотеза– это часть правовой нормы, указывающая на условия обстоятельства, при наступлении которых норма права начинает действовать.
2. Диспозиция – это часть правовой нормы, определяющая правила поведения, по которым должны или могут действовать нормы права.
3. Санкция – это часть правовой нормы, определяющая карающие последствия за нарушение диспозиции.
2. Внешняя структура правовой нормы зависит от типа норм:
1. Регулятивные правовые нормы, состоят из 2-х элементов:
· Гипотеза
· Диспозиция
2. Охранительные правовые нормы:
· Гипотеза
· Санкция
Виды правовых норм:
1. По отраслям права:
1. Конституционные нормы
2. Уголовно-правовые нормы
3. Гражданско-процессуальные нормы
2. По характеру регулирующего действия:
1. Регулятивные
2. Охранительные
3. Специализированные правовые нормы – действуют опосредовано, через регулятивные и охранительные правовые нормы:
3.1. Дефинитивные правовые нормы – нормы определения, устанавливают юридические понятия.
3.2. Оперативные нормы – устанавливают временные пределы действия НПА.
3.3. Коллизионные нормы – призваны устранять юридические коллизии.
3.4. Учредительные нормы – закрепляют основные начала, цели и принципы правового регулирования.
3. В зависимости от способа регулирования принято выделять:
1. Запрещающие правовые нормы
2. Обязывающие правовые нормы
3. Управляющие правовые нормы
4. В зависимости от метода правового регулирования:
1) Императивные правовые нормы – безусловно-обязательные.
2) Диспозитивные правовые нормы – лишь условно обязательные, применяются, когда договором не обусловлено иное.
Изложение правовых норм в нормативных актах[
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права может содержаться в нормативных правовых актах разного уровня и регулирующих различные по своей сути области права, и не совпадать со статьёй одного нормативного правового акта. В связи с чем норма права и статья нормативного акта как правило не тождественны. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Так же нормы права могут излагаться в правовых (санкционированных) обычаях и в судебных прецедентах.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве её формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
· все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
· в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
· элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
· элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);
3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта).
Понятие правотворчества:
Правотворчество - одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества. Правотворческая деятельность является средством управления обществом и неразрывно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Субъекты правотворчества – общая характеристика:
К субъектам правотворчества относятся государственные органы (органы управления и власти), народ, должностные лица. С учетом субъектов правотворческой деятельности можно выделить следующие виды правотворчества:
Виды правотворчества:
Непосредственное правотворчество народа.Проведение референдумов является ярким примером осуществления правотворчества народа. Результаты референдума выражают непосредственное проявление народной воли в решении вопросов государственной и общественной жизни и утверждении норм права. Нормативно-правовые акты, принимаемые путем референдума, имеют высшую юридическую силу и не требуют утверждения со стороны органов государственной власти.
Правотворчество государственных органов. Эта деятельность формирует систему законодательства, в которой задействованы все органы государственной власти и управления. Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти. Результатами правотворчества государственных органов являются законы, постановления и различные подзаконные акты, принимаемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, органами власти на местах.
Санкционированное правотворчество или правотворчество должностных лиц. Допускаемая государством деятельность, предоставляющая должностным лицам полномочия принимать и реализовывать правовые акты и предписания в рамках, возложенных на них функций. Должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность: министры, депутаты, руководители негосударственных организаций (управлений, предприятий, учреждений, отделов).
Негативное правотворчество – основывается на отмене норм или целых правовых актов, в случаях признания их не соответствующими Конституции.
Чрезвычайное правотворчество основано на принятии законов и иных нормативных постановлений, регулирующих общественные отношения в различных экстренных ситуациях.
Договорное правотворчество - деятельность государственных структур по созданию нормативно-правовых актов.
Принципы правотворчества:
Реализация основополагающих идей обеспечивающих эффективность и качество правотворческого процесса строится на определенных принципах:
Демократизм правотворчества:
Реализуется в проведении процедуры разработки и утверждения правового документа представительным органом. Распространяется практика широкого привлечения граждан и трудовых коллективов к правотворческому процессу. Выраженным проявлением демократизма правотворчества является проведение референдума.
Народный характер правотворчества:
Выражается в том, что:
- в состав законодательных органов входят народные депутаты, представляющие население;
- нормативно-правовые акты, издаваемые субъектами правотворческой деятельности, выражают интересы общества.
Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой:
Дает возможность оценить эффективность и качество принимаемых правовых актов и дает информацию о необходимости их совершенствования или отмены. Это корректирует и улучшает работу правотворческих органов.