Пересмотр судебного решения, не вступившего в законную силу. 17 страница
Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в соответствующий суд кассационной инстанции не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй, третьей инстанций, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Лица, не привлеченные к участию в деле, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях, не лишены возможности обратиться с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции и в том случае, если постановление суда первой инстанции не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в законную силу <1>.
--------------------------------
<1> Такое разъяснение было дано Пленумом ВС РФ в п. 4 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Кассационные жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании п. 5 ч. 1 ст. 321 КАС как поданные с нарушением правил подсудности, установленных ст. 319 данного Кодекса.
Сроки на кассационное обжалование. В соответствии с ч. 2 ст. 318 КАС судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Исходя из названной нормы, а также ст. 321, 322 и п. 6 ч. 1 ст. 329 КАС этот срок установлен для обжалования судебных постановлений во всех судах кассационной инстанции, и подача кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию по административным делам после обжалования судебных постановлений в президиум областного или равного ему суда не влечет за собой его исчисление заново <1>.
--------------------------------
<1> Такое истолкование аналогичной нормы ГПК (ч. 2 ст. 376) было дано Пленумом ВС РФ в п. 8 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Кассационные жалоба, представление, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу.
Пропущенный срок на подачу кассационных жалобы, представления может быть восстановлен по правилам ст. 95, ч. 3 ст. 318 КАС. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд кассационной инстанции. Указанный срок может быть восстановлен только в случае, если суд признает уважительными причины его пропуска (отсутствие у инициатора обжалования сведений об обжалуемом судебном акте, тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и др.). При этом законодатель устанавливает временной предел для восстановления, определяя его в 12 месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу. По сути 12-месячный срок на подачу заявления о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных жалобы, представления носит характер пресекательного, так как истечение этого срока полностью исключает возможность кассационного обжалования вне зависимости от причин, по которым был пропущен срок обращения в кассационную инстанцию.
Таким образом, шестимесячный срок на кассационное обжалование может быть восстановлен при совокупности двух фактов:
1) наличие уважительных причин пропуска срока;
2) подача заявления о восстановлении срока до истечения 12-месячного срока со дня вступления судебного постановления в законную силу.
При исчислении шестимесячного срока на кассационное обжалование время рассмотрения кассационных жалобы, представления в суде кассационной инстанции не должно учитываться, так как оно не зависит от лица, инициировавшего рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Каких-либо специальных сроков на подачу кассационных жалоб на решения по отдельным категориям административных дел КАС не предусматривает.
Объект кассационного обжалования. Объектом кассационного обжалования являются вступившие в законную силу постановления судов общей юрисдикции по административным делам. В соответствии со ст. 16 КАС к судебным постановлениям, которые могут быть объектом проверки суда кассационной инстанции, следует отнести:
1) решения и определения суда первой инстанции;
2) определения суда апелляционной инстанции;
3) постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые по итогам рассмотрения кассационных жалобы, представления.
Однако не все решения по административным делам, принимаемые судами по первой инстанции, подлежат кассационному обжалованию. Действующим законодательством предусмотрены четыре изъятия. Не являются объектом кассационного обжалования:
1) судебные постановления ВС РФ независимо от того, в качестве суда какой инстанции - первой, апелляционной или кассационной - выступает ВС РФ;
2) решение ВС РФ по административному делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 1 ст. 260 КАС);
3) решение Дисциплинарной коллегии ВС РФ, вынесенное ею по результатам рассмотрения жалобы (обращения) (ч. 4 ст. 238 КАС);
4) решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (ст. 294 КАС).
При этом КАС, в отличие от ГПК, не ограничивает возможность обжалования решения, вынесенного судом в предварительном судебном заседании в случае установления факта пропуска административным истцом установленного КАС срока обращения в суд без уважительной причины (ч. 5 ст. 138 КАС), а также решений по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 273 КАС).
Исходя из диспозитивного характера права на обжалование судебного акта в теории и на практике самостоятельным объектом кассационного обжалования признается также часть решения, например резолютивная или мотивировочная, по вопросам распределения расходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела <1>, а также дополнительное решение (ч. 3 ст. 183 КАС).
--------------------------------
<1> См.: п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24 июня 2008 г. N 12 "О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" // СПС "Гарант". Хотя указанное Постановление утратило силу, по данному вопросу оно сохраняет познавательную ценность как для гражданского, так и для административного судопроизводства.
Возможность кассационного обжалования определений суда первой инстанции ставится в зависимость от наличия хотя бы одного из двух условий (ч. 1 ст. 202 КАС):
- если это предусмотрено КАС;
- если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Хотя круг условий кассационного обжалования определений не отличается от условий обжалования определений в апелляционном порядке (ч. 1 ст. 313 КАС), специфика кассации как способа проверки судебных актов накладывает определенный отпечаток и на обжалование определений. Прежде всего имеются в виду основания обжалования. При подаче частной жалобы субъект обжалования неизбежно столкнется с необходимостью выполнения требования, которое предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 320 КАС, т.е. должен будет указать, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях. Очевидно, что не по всем определениям, которые могут быть объектом кассационного обжалования с точки зрения ч. 1 ст. 202 КАС, возможно выполнить требование п. 6 ч. 1 ст. 320 данного Кодекса, который корреспондирует со ст. 328 КАС, в силу того, что определения как судебный акт выносятся преимущественно по вопросам процессуального характера, возникающим в ходе производства по делу, и только небольшая часть из них - по вопросам, которые могут повлиять на исход дела.
Кроме того, нельзя не отметить и тот факт, что в отношении определений судов первой инстанции по некоторым категориям административных дел КАС прямо предусматривает только возможность апелляционного обжалования. Это касается определений по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 6 ст. 249 КАС) и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 1 ст. 261 КАС).
Исчерпание иных установленных КАС способов обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 318 КАС). Хотя названная статья не раскрывает содержания понятия "иные способы обжалования", очевидно, имеется в виду обжалование судебного акта в апелляционном порядке, поскольку до вступления в законную силу судебные акты ни в каком ином порядке, кроме апелляционного, обжалованы быть не могут.
Принесение кассационной жалобы допускается после реализации права на апелляционное обжалование, что свидетельствует о введении законодателем принципа последовательного обжалования судебных постановлений, суть которого заключается в том, что в суд третьей инстанции лица, участвующие в деле, могут принести кассационную жалобу, если они использовали апелляционный способ проверки судебных постановлений.
Здесь важно определиться, когда апелляционный способ обжалования судебного акта считается исчерпанным. Опять-таки четких указаний на этот счет КАС не дает. В гражданском и арбитражном процессах к решению данного вопроса применяются различные подходы. Учитывая идентичность норм КАС и ГПК по рассматриваемому вопросу, представляется логичным вывод о том, что вопрос об исчерпании возможности апелляционного обжалования судебных актов по административным делам должен решаться так же, как он решается в настоящее время применительно к судебным актам по гражданским делам. Согласно разъяснению Пленума ВС РФ шестимесячный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 376 ГПК, начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока (ч. 3 ст. 107, ч. 5 ст. 329, ст. 335 ГПК). При этом объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок не более чем пять дней (ст. 199 ГПК) не продлевают дату его вступления в законную силу <1>. Суть позиции, сформулированной Пленумом ВС РФ в приведенном разъяснении, сводится к тому, что возможность апелляционного обжалования может считаться исчерпанной только в случае, если соответствующий судебный акт был предметом рассмотрения в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Иными словами, сам факт подачи апелляционной жалобы, не повлекший за собой рассмотрение ее в судебном заседании суда апелляционной инстанции (в том числе в случае, если жалоба была подана с нарушением срока на ее подачу, а в восстановлении этого срока апеллятору было отказано в связи с отсутствием уважительных причин пропуска), не может квалифицироваться как исчерпание возможности апелляционного обжалования.
--------------------------------
<1> См.: п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
§ 2. Возбуждение кассационного производства
1. Порядок подачи кассационных жалобы, представления. Кассационные жалоба, представление, в отличие от апелляционных жалобы, представления, подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. При направлении кассационных жалобы, представления необходимо учитывать правила подсудности, поскольку законодателем сделаны различия по объекту проверки между различными судами общей юрисдикции, осуществляющими полномочия суда кассационной инстанции (ст. 319 КАС). Кассационные жалоба, представление подаются:
1) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
2) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;
3) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, в том числе когда суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, но привел новые мотивы в обоснование принятого судом первой инстанции решения, с которыми заявитель не согласен; на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов - в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ;
4) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов - в Судебную коллегию по делам военнослужащих ВС РФ.
Как видно из приведенного перечня, действующее законодательство предусматривает двухуровневую систему судов кассационной инстанции: первый уровень - президиум суда субъекта РФ (верховного суда республики, краевого, областного суда, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов), второй уровень - Судебная коллегия по административным делам ВС РФ; в системе военной юстиции этими уровнями соответственно являются президиум окружного (флотского) военного суда и Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ. Таким образом, в отличие от апелляционного порядка обжалования кассационное обжалование возможно не в один суд, а в два, причем для лиц, участвующих в деле, предусматривается правило последовательного кассационного рассмотрения жалобы сначала в суде нижестоящей инстанции, рассматривающей дело в порядке кассационного производства, и только после этого в случае несогласия с принятым судебным актом рассмотрение происходит в суде вышестоящей инстанции, рассматривающей дело в кассационном порядке. Так, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные определения судов субъектов РФ могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в президиуме областного или равного ему суда вынесено постановление президиума (п. 3, 4 ч. 2 ст. 319 КАС) <1>.
--------------------------------
<1> Именно такое толкование было дано Пленумом ВС РФ положениям, закрепленным в п. 3, 4 ч. 2 ст. 377 ГПК (см. п. 7 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"). Нормы, закрепленные в п. 3, 4 ч. 2 ст. 319 КАС и в п. 3, 4 ч. 2 ст. 377 ГПК, являются идентичными.
Нарушение приведенных правил кассационной подсудности влечет за собой возвращение кассационных жалобы, представления лицу, их подавшему (п. 5 ч. 1 ст. 321 КАС).
2. Форма и содержание кассационных жалобы, представления. Закон предусматривает подачу кассационных жалобы, представления исключительно в письменной форме одним из двух способов на усмотрение кассатора - путем подачи документа на бумажном носителе (самим кассатором или его представителем лично или путем отправки по почте) и посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 3 ст. 319 КАС) <1>.
--------------------------------
<1> Порядок направления лицами, участвующими в деле, в суд заявлений, ходатайств, иных документов, связанных с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнения форм документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет, согласно ч. 2 ст. 45 КАС, должен быть установлен ВС РФ.
Требования, предъявляемые к содержанию кассационных жалобы, представления, регулируются ст. 320 КАС. Кассационные жалоба, представление состоят из вводной, описательной, мотивировочной и заключительной частей.
В вводной части указываются (п. 1 - 3 ч. 1 ст. 320 КАС):
- наименование суда, в который подаются кассационные жалоба, представление;
- наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в административном деле;
- наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения.
Переход от вводной к описательной части обозначается посредством указания на название процессуального документа - кассационная жалоба. В названии принято указывать объект обжалования, т.е. судебный акт, на который подается кассационная жалоба, и его основные реквизиты (наименование суда, принявшего оспариваемый судебный акт, дату принятия и номер административного дела).
В описательной части приводятся данные о ранее принятых судебных постановлениях с указанием на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной инстанциям. Как правило, в этой части излагаются ключевые выводы, содержащиеся в судебных актах по данному административному делу (об отказе в удовлетворении или об удовлетворении административного искового требования полностью или в части), указывается дата их принятия в окончательной форме (п. 4 ч. 1 ст. 320 КАС). Особое внимание должно быть уделено тому судебному постановлению, которое является объектом кассационной проверки (п. 5 ч. 1 ст. 320 КАС). Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятый по жалобе, представлению итоговый судебный акт (ч. 3 ст. 320 КАС). Таким образом, в этой части приводится вся юридическая история движения административного дела по всем судебным инстанциям.
Мотивировочная часть содержит указание на то, в чем заключаются допущенные судом существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, приводятся доводы, свидетельствующие о таких нарушениях (п. 6 ч. 1 ст. 320 КАС).
Если кассационная жалоба подается лицом, ранее не привлекавшимся к участию в деле, то в мотивировочной части кассационной жалобы должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением (ч. 2 ст. 320 КАС).
В заключительной части приводится просьба лица, подающего кассационные жалобу, представление (п. 7 ч. 1 ст. 320 КАС). Эти требования должны коррелировать с полномочиями суда кассационной инстанции и пределами рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции, исчерпывающим образом определенными в ст. 329 КАС.
К кассационной жалобе обязательно прилагаются заверенные судом, их принявшим, копии судебных постановлений. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых равно числу лиц, участвующих в деле.
Кассационная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия, а также документ о высшем юридическом образовании (ч. 3 ст. 55 КАС). В случае принесения кассационного представления оно подписывается должностным лицом органов прокуратуры, указанным в ч. 6 ст. 318 КАС.
К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если в соответствии с налоговым законодательством кассатор не освобожден от ее уплаты, или документ, подтверждающий право на получение налоговых льгот. Лицо, подающее кассационную жалобу, вправе заявить ходатайство об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.
При подаче кассационной жалобы подлежит уплате госпошлина в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. 150 руб. для физических лиц, 3 тыс. руб. для юридических лиц (подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК). В случае, если на одно и то же решение кассационные жалобы поданы несколькими лицами, участвующими в деле (например, стороной и соучастником или стороной и заинтересованным лицом), в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.20 НК при подаче кассационной жалобы лицом, выступающим в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается. Кассационная жалоба на определение госпошлиной не облагается независимо от того, на какое определение она подается.
Сформированный пакет документов направляется кассатором непосредственно в суд кассационной инстанции.
3. Действия суда кассационной инстанции на стадии возбуждения кассационного производства. Экстраординарный характер стадии кассационного обжалования предопределяет усложнение процедуры возбуждения дела в суде кассационной инстанции. В отличие от суда апелляционной инстанции на суд третьей инстанции на стадии возбуждения кассационного производства возлагается обязанность не только проверить наличие права на подачу кассационной жалобы и соблюдение порядка его реализации (ст. 318 - 320 КАС), но и изучить жалобу (с истребованием материалов административного дела или без такового) на предмет принятия решения о допустимости рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной инстанции (ст. 323 КАС). С учетом этой специфики возбуждение кассационного производства осуществляется по итогам прохождения двух этапов, при том что вопрос о принятии кассационных жалобы, представления к производству решается уже на первом этапе. С практической точки зрения этот подход справедлив, если учесть, что принятие кассационной жалобы к производству по КАС, как и по ГПК, само по себе не гарантирует ее рассмотрение по существу.
Рассмотрим этапы процедуры возбуждения дела в суде кассационной инстанции более подробно.