Административная ответственность за нарушения прав граждан
Для защиты прав и свобод, являющихся частью административно-правового статуса, существуют, специальные нормы административного права.
Гражданам гарантируется возможность в судебном порядке обжаловать действия органов государственной власти, нарушающие гражданские права и свободы.[18]
Поскольку государственный служащий обязан соблюдать и защищать права и свободы человека[19], он должен понести ответственность за их нарушение, она может быть выражена, как в предупреждении, так и в крупном штрафе.
Также при нарушении прав государственным служащим, гражданин вправе обратиться в вышестоящий орган, или подать иск о возмещении нанесенного ущерба, так как согласно конституции каждый имеет право на возмещение вреда причиненного незаконными действиями государства.
Российская Федерация является демократическим и правовым государством и одно из важнейших подтверждений этого, проведение в стране свободных, равных выборов и референдумов, соответствующие права предоставляются гражданам конституцией.
Административное законодательство государства предусматривает наказание за нарушение избирательных прав граждан, оно может котироваться в зависимости от административно-правового статуса обвиняемого, так например законодателем предусматриваются особые составы правонарушения для кандидатов на выборные должности, уполномоченных представителей избирательных объединений и т.д.
Ответственность предусмотрена за такие правонарушения как отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, нарушение порядка и условий проведения агитации, проведение агитации вне агитационного периода или в местах, где её проведение запрещено, подкуп избирателей, использование незаконной материальной поддержки при проведении избирательной компании и нарушения при подсчете голосов и т.д.
Пример из судебной практики. В 2007 году в Московской области, при проведении выборов в областную думу, были повторно пересчитаны голос избирателей без наличия на это разрешения, за это 4 участника избирательной комиссии были оштрафованы 1500 руб. каждая по статье 5.24.ч.2.
Ответственность юридических лиц за вышеперечисленные правонарушения выражается в штрафе от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда взимаемых в судебном порядке.[20]Ответственность может быть наложена например на организации осуществляющие телевещание, общественные объединения, благотворительные и религиозные объединения.
Действующие административное законодательство предусматривает различные ограничения для лиц, совершивших уголовное преступление. Они непосредственно не связаны с уголовным наказанием, эти ограничения котируются в зависимости от того привлекался человек к уголовной ответственности, либо имеет судимость или отбывал наказание.
При попытке устроится на службу в органы внутренних дел, таможенные органы, гражданин имеющий судимость получит отказ, также граждане имеющие судимость и привлекаемые к уголовной ответственности не подлежат призыву и не могут добровольно поступить на военную службу. Аналогична ситуация для граждан желающих заниматься частной детективной или охранной деятельностью, лицензии на занятия этой деятельностью не доступны гражданам в прошлом имевшим судимость за совершение умышленного преступления.
Также лица, совершившие в прошлом тяжкие преступления, могут перейти в разряд поднадзорных, что означает смену статуса, и нахождение под надзором полиции, по решению суда за ним может быть установлено наблюдение, включающие в себя запрет посещения определенных мест, ограничение выезда из города и т.д.[21]
Значение административно-правового статуса сложно переоценить, соединяя в себе права, свободы, обязанности, гарантии и ответственность он наиболее полно представляет гражданина перед государством, в то время как гражданство выступает в роли правовой связи человека с государством. Данный статус принадлежит каждому человеку, определяет его положение, его смена может, как улучшить положение гражданина, так и ухудшить.
Система административно-правового статуса не могла бы существовать, если бы нарушение положений и не выполнение гарантий предусмотренных этим статусом не влекло за собой ответственности государственных служащих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из собранной в это курсовой информации, следует вывод, что в России существует развитая система прав, свобод и обязанностей, полностью соответствующая международным стандартам. Государство наделяет граждан правами, в компенсацию чего присваивает обязанности, стимулируя их выполнения методами государственного принуждения. Однако только лишь провозглашение демократических прав, свобод и обязанностей не достаточно для реализации на практике административно-правового статуса, необходимы средства для их защиты.
И для этого государство создало систему гарантий, то есть средства и условия для обеспечения реализации государственных предписаний на практике, возможность восстановить свои ущемленные права в суде, направить обращение в государственные органы. Ввиду относительной молодости Российского законодательства, важно своевременно выявлять проблемы, в том числе и с помощью граждан, через их судебные иски и обращения
На основе этого необходимо совершенствовать законодательную систему, так как в конечном итоге правовое положение личности в государстве, зависит только от самого государства, что потенциально может привести к злоупотреблениям с его стороны.
Значение административно-правового статуса сложно переоценить, соединяя в себе права, свободы, обязанности, гарантии и ответственность он наиболее полно представляет гражданина перед государством, в то время как гражданство выступает в роли правовой связи человека с государством. Данный статус принадлежит каждому человеку, определяет его положение, его смена может, как улучшить положение гражданина, так и ухудшить.
Система административно-правового статуса не могла бы существовать, если бы нарушение положений и не выполнение гарантий предусмотренных этим статусом не влекло за собой ответственности государственных служащих. Ведь они обязаны признавать, защищать и соблюдать права и свободы человека и гражданина в соответствии с российскими законами. Разумеется, санкции за неправомерные действия способствуют поддержанию правопорядка и стабильности в государстве. Так как при соблюдении государством всех возложенных на него обязательств, права граждан будут неукоснительно соблюдаться, и у последних будет меньше объективных причин выказывать своё недовольство, а государству не придется «закручивать гайки» чтобы сдержать критику в свою сторону
Список литературы
1. Афамготов Э.М. Проблемы защиты прав и свобод личности в конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 4. С.1
2. Киричёк Е.В. Политические права и свободы граждан России Федеральный и региональный уровни // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2013. – №2. С.1
3. Еремеева Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. – 2011. –№ 2. С.5
4. Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации //Юридическая наука. – 2013. –№ 2 С.2
5.Костькова О.В. Административное право: учебное пособие. – 2012. –№ 5. С.144
6. Цмай В.В. Механизм обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан органами судебной власти //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. –№ 3. С.1
7. Троцкая Т.В. К вопросу о формах участия граждан Российской Федерации в выборах // Государственный советник. – 2013. –№ 3. С.2
8. Неказаков В.Я. Системная концепция правового статуса личности (человека и гражданина) //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2013. –№ 2. С.2
9. Кононов П.В. Административное право России: учебное пособие // учебник для вузов.- 2011. С.759
10. Сатышев В. Е. Административное право: учебное пособие. – 2011. С.252
11. Арбузова Е.А. Общественный контроль, как условие функционирования гражданского общества Российской Федерации //Мир современной науки. – 2014. –№ 6. С.3
[1]Афамготов Э.М. Проблемы защиты прав и свобод личности в конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. - №4. С.1)
[2]Киричёк Е.В. Политические права и свободы граждан России Федеральный и региональный уровни // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2013. – №2. С.1
[3]Троцкая Т.В. К вопросу о формах участия граждан Российской Федерации в выборах // Государственный советник. – 2013. –№ 3. С.2
[4]Марченко М. Н. Правоведение. — 2015. — С. 287
[5]Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации//Юридическая наука. – 2013. –№ 2. С.2
[6]Федеральный закон от 27.07.2004"О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Российская газета. 31 июля 2004 г
[7]Федеральный закон от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" //Российская газета. 23 июня 2004 г
[8]Федеральный закон от 07.02.2011 "О полиции" //Российская газета. 8 февраля 2011 г.
[9]Федеральный закон от 12.08.1995 "Об оперативно-розыскной деятельности" //Российская газета. 18 августа 1995 г
[10]Цмай В.В. Механизм обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан органами судебной власти //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. –№ 3. С.1
[11]Арбузова Е.А. Общественный контроль, как условие функционирования гражданского общества Российской Федерации //Мир современной науки. – 2014. –№ 6. С.3
[12] См.: Еремеева Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 2. С.5
[13] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» //Российская газета. 5 июня 2002 г.
[14]Сатышев В. Е. Административное право: учебное пособие.– 2011. –С.252
[15]Кононов П.В. Административное право России: учебник для вузов. – 2011. – С.759
[16]Неказаков В.Я. Системная концепция правового статуса личности //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2013. –№ 2. С.2
[17] Федеральный закон от 19.02.1993 "О вынужденных переселенцах" // «Ведомости СНД и ВС РФ», 25.03.1993
[18] "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" // Российская газета. 11 марта 2015
[19]Федеральный закон от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации"//Российская газета. 31 июля 2004
[20]Федеральный закон от 06.12.1999 "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" // «Российская газета» 8 декабря 1999
[21]Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998// Российская газета. 15 января 1998