Отмена крепостного права в беларуси 1 страница

К середине 50-х годов XIX века кризис феодально-кре­постнической системы в России еще более обострился. В стране быстрыми темпами нарастали крестьянские волнения. Царизм, боясь превращения этих волнений в крестьянскую революцию, вы­нужден был приступить к подготовке реформы по освобождению крестьян «сверху», не дожидаясь, пока его свергнут «снизу», то есть революционным путем. В январе 1857 года был сделан пер­вый практический шаг в этом направлении — под председатель­ством царя Александра II учрежден Секретный комитет «для об­суждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

Подготовку реформы царизм решил начать с белорусских и литовских губерний, так как ждал добровольного волеизъявления помещиков в этом вопросе. Помещики этих губерний были гото­вы к отмене крепостного права. Их хозяйства давно были связа­ны с западноевропейским рынком и втянуты в товарно-денеж­ные отношения. К тому же здесь широкий размах приобрело крестьянское движение. Только за 1858 — 1860 годы в Белорус­сии произошло 40 крестьянских волнений, 11 из них было подав­лено с помощью военной силы. Царизм боялся, что недовольство крестьян здесь могут использовать помещики-поляки, мечтающие о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 года. Местных помещиков на отмену крепостного права подталкивало также предстоящее введение обязательных инвентарей в 1857 году.

Учитывая эти обстоятельства, Александр II, находясь в Виль­но, весной 1857 года предложил местному дворянству высказать свое мнение по вопросу об отмене крепостного права. В сентябре этого же года помещики Виленской, Гродненской и Ковенской гу­берний через виленского генерал-губернатора В.И.Назимова дали свое согласие на освобождение крестьян, но без земли.

В ответ на предложение помещиков западнобелорусских и литовских губерний 20 ноября 1857 года был опубликован реск­рипт Александра II В.И.Назимову. Он официально провозглашал начало подготовки крестьянской реформы. Но обязательным ус­ловием ее проведения объявлялось предоставление крестьянам не только усадебной, но и полевой земли за выкуп. Для подготов­ки проектов реформы предлагалось в ближайшее время создать губернские дворянские комитеты, которые должны были выска­зать конкретные предложения по освобождению крестьян.

Поскольку подготовка отмены крепостного права уже пере­стала быть секретом, то в феврале 1858 года Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Под его руководством и должна была проводиться вся работа по под­готовке реформы.

Губернские дворянские комитеты в Белоруссии были созда­ны в феврале — августе 1858 года. В своих проектах Могилевс-

кий и Витебский комитеты высказались за наделение крестьян землей за выкуп. В составе этих комитетов преобладали помещи­ки, которые основную часть прибыли получали с предприятий и с оброчных крестьян. Они стремились избавиться от неплодород­ной земли за большой выкуп и рассчитывали получать в дальней­шем доходы от вложенных в банки капиталов, полученных от кре­стьян за землю.

В западных губерниях Белоруссии и Литвы в связи с высо­ким уровнем товарно-денежных отношений земля стоила дорого. Поэтому помещики этих губерний настаивали на освобождении крестьян без земли. Безземельные и малоземельные крестьяне, живущие в этом регионе, являлись дешевой рабочей силой.

Но нарастание крестьянского движения вынудило царизм ускорить подготовку реформы. В марте 1859 года при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Они на основе предложений губернских комитетов должны были выработать общий проект положений об отмене крепостного права. Те губер­нские проекты, которые рекомендовали освобождение крестьян без земли, редакционные комиссии отклонили.

Отклоняя эти предложения, редакционные комиссии исходи­ли из того, что обезземеливание крестьян может привести к воз­никновению «опасных для государства потрясений», то есть ре­волюции. К тому же царизм стремился сохранить в лице крестьян аккуратных плательщиков государственных налогов.

19 февраля 1861 года проекты «Положений», одобренные Государственным советом и подписанные Александром II, полу­чили силу закона. Закон об отмене крепостного права состоял из манифеста, общего, местных положений и дополнительных пра­вил, касающихся отдельных групп населения.

В «Манифесте» в торжественных тонах объявлялось об от­мене крепостного права. В «Общем положении» содержались пра­вила, по которым проводилась реформа во всех губерниях Рос­сии: определялись личные и имущественные права крестьян, порядок организации сельского управления, государственные, земские и мирские повинности, а также правила о выкупе земли. Местные «Положения» устанавливали порядок наделения крес­тьян землей и выполнения ими повинностей.

В Белоруссии реформа осуществлялась на основании «Общего положения» и двух местных «Положений». «Общее положением декларировало, что крепостное право на помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда. Помещик лишался права распоряжаться крестьянами, как своей собственностью, вмеши­ваться в их личную жизнь, продавать и наказывать их. Крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли заключать сделки, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и недви­жимым имуществом, нести личную ответственность перед судом и так далее. На белорусские и русские уезды Витебской губернии и Могилевскую губернию распространялось «Положение для гу­берний великороссийских, новороссийских и белорусских». В

Минской, Гродненской, Виленской, Ковенской губерниях и латыш­ских уездах Витебской губернии действовало «Местное положе­ние». Выделение этих губерний в особую группу диктовалось тем, что здесь господствовало подворное землепользование, не суще­ствовало общины, были введены инвентари, фиксировавшие кре­стьянские наделы.

Согласно «Положениям» помещики являлись собственника­ми всей земли, принадлежавшей им до реформы. Часть этой зем­ли они обязаны были отвести для наделения крестьян. До заклю­чения выкупной сделки крестьяне обязаны были выполнять повинности в пользу помещика. На протяжении этого времени (9 лет) они назывались «временнообязанными» и не могли уйти с земли без разрешения помещика. Размеры крестьянских наделов определялись местными положениями. В Витебской и Могилевс­кой губерниях, где сохранялось общинное землепользование, ус­танавливались высший (от 4 до 5,5 десятин) и низший (от 1,3 до 2,8 десятин) надел на ревизскую душу (мужского пола). Если до­реформенный надел превышал высший или у помещика остава­лось менее 1/3 удобной земли, то помещик имел право отрезать излишек в свою пользу.

В Минской, Гродненской и Виленской губерниях «Положение» сохраняло дореформенные наделы. Отрезки допускались в тех случаях, если размер надела превышал установленный инвента­рем или у помещика оставалось меньше 1/3 принадлежавших ему до реформы земель. Крестьянский надел не разрешалось умень­шать более чем на 1/6 часть. Помещики могли переводить кресть­ян на худшие земли, забирать сервитуты и так далее.

На период временнообязанного состояния для крестьян Мо­гилевской и восточных уездов Витебской губерний устанавлива­лась барщина в размере 40 мужских и 30 женских дней с высшего душевого надела, или 8-рублевый оброк в год. В Минской, Грод­ненской, Виленской и в 4 уездах Витебской губерний повинности определялись в соответствии с инвентарями и не должны превы­шать 23 дней барщины или 3 рублей оброка в год с одной десяти­ны надельной земли. Крестьяне могли требовать перевода с бар­щины на оброк через год после реформы при отсутствии недоимок.

Приобретение крестьянами земли в собственность могло про­изойти только посредством выкупа. Устанавливались одинаковые для всех губерний России правила выкупа. Выкуп усадьбы мог совершиться в любое время без согласия помещика. Требовалось только, чтобы крестьяне предварительно внесли всю выкупную сумму за усадьбу и за ними не числилось недоимок.

Размер выкупной суммы за усадьбу устанавливался в Витеб­ской и Могилевской губерниях на основании 6-процентной капи­тализации годового оброка, причитавшегося за пользование усадь­бой. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях усадьбы по размерам выкупных сумм были разделены на четыре разряда. К первому разряду, оцененному в 120 рублей, относились усадьбы, находившиеся в земледельческой местности, где крестьяне не имели возможности получать дополнительные заработки. Ко вто­рому разряду, оцененному в 180 рублей, принадлежали усадьбы, расположенные вблизи судоходных рек, каналов, железнодорож­ных станций или в пяти верстах от большого города. К третьему разряду, оцененному в 240 рублей, причислялись усадьбы, распо­ложенные в местечках, отличающихся промышленным развити­ем и имеющих торговое значение. К четвертому разряду были отнесены усадьбы, находившиеся в богатых промышленных местечках и принадлежавшие крестьянам, у которых не было по­левых наделов. Они платили определенный чинш за место, зани­маемое домом. Их стоимость определялась на основании 6-про­центной капитализации ежегодного чинша, который назначался губернским по крестьянским делам присутствием за пользование такими усадьбами.

Выкуп полевого надела всецело зависел от помещика, кото­рый имел право потребовать заключения выкупной сделки даже вопреки желанию крестьян.

При определении размера выкупной суммы за полевой на­дел за основу принималась не рыночная цена земли, а размер оброка временнообязанного состояния крестьян путем 6-процен­тной его капитализации. Для определения размера выкупной сум­мы за полевой надел необходимо было сумму годового оброка умножить на 100 и разделить на 6. Полученный итог и давал вы­купную сумму полевого надела. Поясним это на примере. Если крестьянин Минской губернии получал надел размером в 10 де­сятин земли и платил за него 30 рублей оброка в год в период временнообязанного состояния, то размер выкупной суммы за надел определялся следующим образом: X = (30 х 100)/6 = 500 рублей.

6% годовых от этой суммы должны были составить тот же оброк, который выплачивал крестьянин помещику (те же 30 руб­лей). В результате помещик ничего не терял. Рыночная же цена земли в Минской губернии в это время составляла 7,5 рублей, и крестьянин за 10 десятин должен был уплатить всего 75 рублей вместо 500 рублей по выкупу.

Но крестьяне не в состоянии были выплатить помещику еди­новременно всю выкупную сумму за полевые наделы. Поэтому царское правительство, идя навстречу помещикам, установило так называемую выкупную операцию. Суть ее заключалась в том, что крестьянин при заключении выкупной сделки должен был упла­тить помещику только 20 — 25% от выкупной суммы за надел. Остальные 75 — 80% выкупной суммы за крестьянина выплачи­вало помещику государство, а крестьянин на протяжении 49 лет должен был выплачивать этот долг, внося ежегодно платежи в банк в размере 6% выкупной ссуды. Ежегодно вносимые крестьянами доли долга именовались «выкупными платежами». В результате размер выкупа значительно увеличивался. Тот же крестьянин за

10 десятин земли в Минской губернии в конечном итоге должен был уплатить 1276 рублей.

X = ((400 х 6)/100) х49 + 100 = 1276 рублей. «Положения» 19 февраля касались также большой группы дворовых людей и крестьян мелкопоместных владельцев. Дворо­вые люди освобождались через два года после опубликования «Положений» без земли и без материального вознаграждения за многолетнюю службу. Устройство крестьян мелкопоместных вла­дельцев производилось по особым «Дополнительным правилам». Мелкопоместными считались те владельцы, за которыми по X ревизии числилось менее 21 души. Их владельцы не обязаны были увеличивать надел, даже если он был меньше низшей душевой нормы. Безземельные крестьяне мелкопоместных помещиков ос­вобождались, как дворовые, то есть без земли.

Крестьяне, освобожденные без земли, получали право селить­ся на казенной земле. Освобожденные с земельным наделом так­же могли поселиться на казенной земле, но только с согласия вла­дельца и при условии возврата ему надела. Наконец, помещик имел право по своему усмотрению передать своих крестьян вме­сте с их наделами казне за определенное вознаграждение.

В связи с утратой помещиками власти над крестьянами «По­ложения» 19 февраля предусматривали создание новых органов сельского управления. Крестьяне, проживающие на земле одного помещика, составляли сельское общество. Все домохозяева сель­ского общества составляли сельский сход, избиравший сельского старосту, сборщика податей и других должностных лиц (смотря по надобности — смотрителей магазинов, училищ и больниц, лес­ных и полевых сторожей и так далее).

Несколько смежных сельских обществ составляли волость, которая создавалась по территориальному принципу с количе­ством от 300 до 2000 ревизских душ. Волостной сход, состоящий из представителей сельских обществ, избирал волостное управление во главе с волостным старшиной и волостной суд.

Сельское и волостное управление ведали раскладкой и сбо­ром податей, следили за выполнением крестьянами повинностей, содержанием дорог и мостов, выполняли административно-поли­цейские функции. Сельский староста и волостной старшина от­вечали за охрану общественного порядка и неприкосновенность имущества на своей территории, обязаны были задерживать бег­лых, дезертиров и доставлять их в полицию, доносить земской полиции о подозрительных лицах и беспорядках и так далее.

Для реализации «Положений» 19 февраля были учреждены местные органы: мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. Мировой по­средник был первой инстанцией по урегулированию отношений между помещиком и временнообязанными крестьянами. Он дол­жен был содействовать принятию уставных грамот. Мировым посредникам подчинялось крестьянское управление, причем власть их распространялась на мировой участок, включавший несколько волостей. Он утверждал всех выбранных лиц сельско­го и волостного управления, мог по своему усмотрению созвать сельский сход, отвести неугодных ему лиц, подвергнуть наказа­нию волостного старшину или сельского старосту.

Должность мирового посредника мог занимать только поме­щик, обладающий определенным имущественным цензом. Миро­вой посредник назначался губернатором по рекомендации уезд­ного предводителя дворянства из числа местных дворян.

Над мировым посредником стоял уездный мировой съезд, который являлся аппеляционной инстанцией почти по всем де­лам, бывшим в ведомстве посредников. Председателем мирового съезда являлся уездный предводитель дворянства, а членами — все мировые посредники.

Проведением реформы в губернии руководило Губернское по крестьянским делам присутствие, во главе которого стоял губер­натор, а членами были представители местного дворянства и на­значенные правительственные чиновники.

В Белоруссии реформа 19 февраля 1861 года была обнародо­вана с 8 по 12 марта в губернских городах и в апреле — мае — в сельской местности. Это вызвало резкое усиление волнений кре­стьян. Только в марте — июне 1861 года в белорусских губерниях произошло 273 выступления крестьян, охвативших 1305 деревень. В 108 случаях при их подавлении использовалось оружие. Всего в

1861 году в Белоруссии было зарегистрировано 379 выступлений, 125 их которых было подавлено полицией и войсками.

Проведение реформы началось с составления уставных гра­мот, в которых определялись конкретные условия освобождения крестьян, взаимоотношения помещиков и временнообязанных. Составление и введение уставных грамот сопровождалось упор­ной борьбой крестьян, добивавшихся возвращения отрезков, уменьшения повинностей. Особенно широкий размах она приоб­рела в Гродненской и Минской губерниях. Всего в Белоруссии в

1862 году произошло свыше 150 крестьянских выступлений, из них более половины—в связи с введением уставных грамот. Пра­вительство рассчитывало ввести уставные грамоты в течение 2-х лет, до 19 февраля 1863 года. Но противодействие крестьян со­рвало намеченные сроки, и введение грамот было завершено толь­ко к маю 1864 года. При этом более 78% грамот не было подписа­но крестьянами.

Восстание 1863 года вынудило царское правительство при­нять соответствующие меры с целью оттянуть от участия в нем белорусских и литовских крестьян. Указом от 1 марта 1863 года в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях был введен обязательный выкуп крестьянских наделов. С 1 мая этого же года здесь прекращались временнообязанные отношения кре­стьян и они переводились в разряд собственников земли. Выкуп­ные платежи снижались на 20 %. 2 ноября 1863 года этот указ был распространен и на восточную часть Белоруссии — Витебскую и Могилевскую губернии. Здесь временнообязанные отношения крестьян прекращались с 1 января 1864 года. 9 апреля 1863 года были учреждены уездные проверочные комиссии, в задачи кото­рых входили проверка и исправление повинностей, определен­ных уставными грамотами, и составление выкупных актов. Цир­куляром от 17 августа 1863 года крестьяне, лишенные земли после составления инвентарей (после 1844 года), наделялись 3-мя деся­тинами земли на семью, а указом от 18 октября предписывалось предоставить крестьянам, обезземеленным после 1857 года, пол­ный земельный надел. В Минской, Гродненской и Виленской гу­берниях в результате реализации этого указа землю получили более 20 тысяч безземельных дворов.

Составление выкупных актов в Белоруссии, как и введение уставных грамот, также затянулось. Оно было завершено только к началу 70-х годов. При составлении выкупных актов, кроме по­левых наделов, крестьянам предоставлялось право пользоваться сервитутами, как это было до реформы 1861 года. В результате более чем половине помещичьих крестьян были возвращены пас­тбища.

Политические события 1863 года в Белоруссии вынудили пра­вительство пересмотреть землеустройство и государственных крестьян. По закону от 16 мая 1867 года они переводились с обро­ка на выкуп и становились собственниками своих земельных на­делов. Государственные крестьяне в Белоруссии составляли око­ло 20% всего крестьянского населения края.

К концу 80-х годов правительство приняло ряд законов и ука­зов, определяющих землепользование и переход на выкуп дру­гих, относительно немногочисленных категорий сельского насе­ления (старообрядцев, чиншевиков, «свободных людей», панцирных бояр, «православных арендаторов», однодворцев и других). Эти законы и указы содействовали слиянию названных групп сельского населения с основной массой крестьянства.

Как видно из вышесказанного, реформа об отмене крепост­ного права в Белоруссии и Литве была проведена на более выгод­ных для крестьян условиях. Количество надельной земли, полу­ченной крестьянами по выкупным актам, по сравнению с 1861 годом увеличилось за счет возвращения отрезков и земли, отня­той в период с 1846 по 1857 годы. Отмена временнообязанного состояния и переход крестьян в разряд собственников, снижение ежегодных выкупных платежей создавали более благоприятные условия для развития капитализма в сельском хозяйстве.

Вместе с тем, в результате проведения царским правитель­ством реформы в Белоруссии помещики-дворяне сохранили в своей собственности более половины земли. В 1877 году 50,3% земли здесь принадлежало дворянам, 11,2% — казне, церкви и другим учреждениям, крестьянские наделы составляли только 33,4% земельной площади.

ВОССТАНИЕ 1863 г. В БЕЛАРУСИ.

Начало 1863 года ознаменовалось новым подъемом кре­стьянского движения в Белоруссии, который был вызван надеж­дами крестьян получить действительную свободу в связи с пере­водом их в положение временнообязанных. Это совпало по времени с национально-освободительным восстанием, которое охватило в 1863 году всю Польшу.

Накануне восстания здесь оформились два направления, за которыми закрепились названия «белые» и «красные». «Белые» (партия крупных замлевладельцев и буржуазии) хотели добиться восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть с включением в ее состав Литвы, Белоруссии и Правобережной Ук­раины, используя давление западноевропейских государств на Петербург. «Красные» представляли собой разношерстный в со­циальных и политических отношениях блок, в который входила мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, городские низы, студенчество и частично крестьянство. Борьбу за независимость они связывали с решением аграрного вопроса. Однако по методу решения задач «красные» делились на «правых» —умеренных и «левых» — представителей революционно-демократических кру­гов. «Правые» при осуществлении своей политической програм­мы отводили ведущую роль шляхте. Остерегаясь крестьянского восстания, они в то же время стояли за наделение крестьян зем­лёй засчет конфискации части земли у помещиков при соответ­ствующей денежной компенсации.

«Левые», которые признавали право на национальное само­определение литовцев, белорусов и украинцев, залог успеха на­ционально-освободительной борьбы видели в союзе с революци­онными силами России. Для руководства восстанием «красные» весной 1862 года в Варшаве образовали Центральный нацио­нальный комитет (ЦНК).

Подобные политические течения существовали в Белоруссии и Литве. Так, в Вильно летом 1862 года с целью подготовки восания был образован Литовский провинциальный комитет (ЛПК), который формально был подчинен ЦНК. В ЛПК входили представители как «красных», так и «белых» .По инициативе ЛПК соби­рались средства на проведение восстания и были созданы мест­ные революционные организации: гродненская (К.Калиновский), минская (А.Трусов), новогрудская (В.Борзобогатый) и другие.

«Левую» часть повстанцев в Белоруссии возглавлял Констан­тин Калиновский (1838 — 1864 гг.). Он был выходцем из семьи обедневшего шляхтича Гродненской губернии, окончил Петербур­гский университет, где являлся активным членом тайного круж­ка выдающегося польского революционера С.Сераковского. Вер­нувшись на родину, К.Калиновский вместе с В.Врублевским. и Ф.Рожанским в 1862 — 1863 годах издавал на белорусском языке газету «Мужыцкая прауда» (всего вышло 7 номеров), проникну-

тую революционно-демократическими идеями. Она объясняла крестьянам крепостнический характер реформы, призывала их не верить царю и вместе с оружием в руках идти добывать «на­стоящую волю и землю». Развенчивая царистские иллюзии крес­тьян, «Мужицкая прауда» брала под защиту униатскую церковь;

В ходе восстания, которое началось в, йочь_с 22 на 23 января 1863 года, ЛПК принял программу, которую раньше объявил ЦНК. Эта программа предусматривала равноправие граждан незави­симо от сословия, национальности и вероисповедания, передава­ла в полную собственность наделы, которые находились в их пользовании, отменяла их феодальные повинности. Тем не ме­нее, она сохраняла помещичье землевладение и выкуп земли, которая переходила к крестьянам. Безземельные крестьяне, уча-стт^ки восстания, должны были получить по три морга земли. По своему характеру это была революционно-демократическая про­грамма. Она не соответствовала интересам «белых».

1 февраля 1863 года ЛПК, который возглавил Калиновский, обратился К населению Белоруссии и Литвы с призывом подняться на вооруженную борьбу. Первые повстанческие отрвды6ыли созданы на территории западных уездов Белоруссии в конце ян­варя, а на остальной территории — в марте — апреле 1863 года. Они формировались из мелкой шляхты, офицеров, ремесленников, студентов, гимназистов старших классов, крестьян. Отряды повстанцев, которые "возглавляли В.Врублёвский, Ф.Рожанскии (Гродненская губерния), С. Сераковский, А.Мацкявичус (Ковенская губерния) А.Трусов (Минская губерния), Л.Звеждовскии (Могилевска губерния). М. Черняк (Виленская губерния), стремились прибщить к восстанию как можно больше крестьян, пытались реализовать аграрную программу. Руководители восстания, осо­бенно К.Калиновский, намеревались распространить восстание на прибалтийские и русские губернии. Для этого предусматрива­лось создание новых отрядов — С.Сераковского в Литве Эстонии, 0.Гробницкого, В.Кльчицкого и других в Витебской губернии. На помощь Л.Звеждовскому из Петербурга и Москвы прибыли офицеры И.Буделович, К.Жебровский и другие с целью распрост­ранения восстания на Смоленск и Москву.

Опасаясь активизации действий повстанцев, влияния на кре­стьян К.Калиновского, «белые» захватили руководство восстанием в свои руки. В марте 1863 года по указанию ЦНК ЛПК был распущен и на его месте создан. «Отдел руководства провинциями Литвы». В состав местных революционных организаций были вве­дены приверженцы «белых».

В мае восстание в Минской, Могилевской и Витебской губер­ниях было подавлено. Центр повстанческого движения, в Белоруссии переместился в Гродненскую губернию, куда в апреле1863 года в качестве комиссара приехал К.Калиновский. На Гродненщине действовало 5 повстанческих отрядов, в которых насчитывалось 1700 человек. В мае они повели более 20 боев с царскими войсками. Одно из наиболее крупных сражений произошло 21 мая около местечка Миловиды Слонимского уезда. В нем участвовало около 800 повстанцев (из нескольких отрядов). Им противостояло 5 рот солдат с 4 орудиями. Каратели не смогли взять лагерь повстанцев и с большими потерями вынуждены были отойти.

Для подавления, восстания в Белоруссию и Литву были бро­шены большие силы В мае 1863 года генерал-губернатором с нео­граниченными полномочиями был назначен М.Н. Муравьев, ко­торый получил у современников наименование «вешатель» за беспощадную расправу с участниками движения. Тогда же с це­лью успокоения крестьян был издан ряд указов, уточняющих «Положения 19 февраля». Согласно им в Бедоруссии и Литве отме­нялось временнообязанное состояние крестьян, вводился обязательный выкуп_крестьянских наделов. Указы предусматри­вали также немедленное возвращение крестьянских отрезков и уменьшение выкупных платежей на 20% .Безземельные крестьян не наделялись 3 десятинами земли.

Эти меры, атак же нерешительная аграрная политика ЦНК в значительной степени сократили географию крестьянского движения. Основная масса крестьян Белоруссии участия в восста­нии не принимала (среди повстанцев крестьяне составляли не более 18%). Таким образом, тактика "левых", которые рассчиты­вали на расширение крестьянского движения, не оправдалась. Кроме того, руководители литовско-белорусского «Отдела», ко­торые остерегались репрессий, оставили свои должности. Пани­ческое настроение среди «белых» в Вильно вызывалось также потерей ими веры в помощь со стороны Англии и Франции, пра­вительства которых, несмотря на открытое сочувствие западно­европейской демократии, ничего не сделали для поддержки вос­стания.

В июне 1863 года в Вильно возвратился К.Калиновский Руководство восстанием опять перешло в руки «красных». Приверженцами К.Калиновского было создано подпольное правительство — «Литовско-белорусский червоный жонд». Новое руководство вне­сло изменения в структуру местных повстанческих организаций, разоблачало клевету правительства о восстании как о попытке помещиков возвратить крепостное право, стремилась восстано­вить потерянные связи с революционной организацией «Земля и воля». Однако_оживить восстание уже не удалось. Местное дво­рянство начало докидать ряды восставших.

28 августа Польское национальное правительство отдало при­каз об остановке военных действий. Вооруженная борьба в Бело­руссии прекратилась осенью 1863 года, а летом 1864 года была ликвидирована последняя революционная организация в Новогрудском уезде. Восстание было подавлено. В январе 1864 года Калиновский был арестован. Находясь в тюрьме, мужественный революционер обратился к народу с «Письмами из-под висельницы», в которых призывал продолжать борьбу. 22 марта 1864 года Калиновский был повешен в Вильно.

Участники восстания подвергались беспощадным репресси­ям. Их усадьбы разрушались. имущество конфисковывалось. В Белоруссии и Литве 128 повстанцев были казнены, 800 сосланы на каторгу, около 12,5 тысяч человек выселены, в том числе 500 — в Сибирь.

Восстание 1863 гола по своим целям было буржуазно-демок­ратической: революцией. Оно было направлено против самодержавия, остатков крепостного правд, национального гнета и со­словного неравенства. Оно вынудило царское правительство пойти на более выгодные условия проведения крестьянской ре­формы Белоруссии и Литве. Восстание оказало большое влия­ние и на оживление революционного движения в России и Запад­ной Европе, содействовало пробуждению национального самосознания белорусского народа.

ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА ПОСЛЕ ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ 1863 г. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 — 70-х гг. И ИХ ОСОБЕННОСТИ В БЕЛАРУСИ

Восстание 1863 года заставило царское правительство обратить пристальное внимание на западные губернии. Разработ­ка и реализация государственной политики России в этом регио­не была возложена на Западный комитет, возобновивший свою деятельность в 1862 году. В его состав входили руководители ос­новных министерств: военных и внутренних дел, госимущества, образования, финансов, а также шеф жандармов и обер-проку­рор Сиынода. Комитетом были рассмотрены предложения по уп­равлению Северо-Западным краем. Однако в декабре 1864 года по решению правительства он прекратил свое существование, и выработкой политики, в основном, занималось Министерство внутренних дел. Исполнительную власть осуществляли виленский генерал-губернатор и губернаторы Западного края. Они непос­редственно подчинялись министру внутренних дел. Из всех гу­бернаторов только Н.М.Муравьев был непосредственно вхож к Александру П. После подавления восстания 1863 года он снискал титул «спасителя России».

Во второй половине 60-х годов перед царским правительством остро встала проблема ликвидации польского влияния на запад­ные земли. Опора полонизации виделась им в шляхте. Поэтому было предпринято ряд мер политического и экономического ха­рактера с целью ее изоляции. Шляхта западных губерний была либо польского происхождения (католики), либо белорусского (православные), однако давно полонизированная. Не была она однородной и в имущественном плане. В начале 60-х годов лишь 14% шляхты были владельцами земли и крестьян. Остальные 86% либо имели небольшой участок земли, либо арендовали ее, либо получали средства за счет службы или работы по найму.

Наши рекомендации