Контрмеры - это меры, принимаемые государством в отношении правонарушителя в рамках международного права. Контрмеры подразделяют на реторсии и репрессалии. 7 страница
<2> В обыденном смысле под "войной" понимается как вооруженная борьба между государствами и народами, так и между классами внутри государства. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2007. С. 93.
<3> См.: Статья II Конвенции об определении агрессии от 3 июля 1933 г.
<4> См.: Пункт 2 ст. 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии", принятой 14 декабря 1974 г.
Актами <1> агрессии против Российской Федерации могут являться: 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (или группы государств) на территорию РФ или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории РФ или части ее; 2) применение любого оружия вооруженными силами иностранного государства (или группы государств) против территории РФ; 3) блокада портов или берегов РФ; 4) нападение вооруженными силами иностранного государства (или группы государств) на сухопутные, морские или воздушные силы РФ; 5) применение вооруженных сил иностранного государства, находящихся на территории РФ по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на территории РФ по прекращении действия соглашения; 6) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против Российской Федерации; 7) засылка иностранным государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации. Также издревле считалось, что посягательство на границу составляет casus belli - законный повод пострадавшего государства к войне <2>.
--------------------------------
<1> Под "актом" в данном случае понимается единичное действие, а также отдельный поступок. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 21.
<2> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 205.
Акт агрессии против Российской Федерации не может быть оправдан ни внутренним положением в РФ (например, ее политическим, экономическим или социальным строем; недостатками, приписываемыми ее управлению; беспорядками, проистекающими из беспорядков (акций протеста или спорадических актов насилия) или внутригосударственных вооруженных конфликтов), ни состоянием межгосударственных отношений (например, нарушением или опасностью нарушения материальных или моральных прав или интересов иностранного государства или его граждан; разрывом дипломатических или экономических отношений; мерами экономического или финансового бойкота; спорами, относящимися к экономическим, финансовым или другим обязательствам перед иностранными государствами; пограничными инцидентами).
Государству, действия которого образуют угрозу агрессии против Российской Федерации, должен заявляться ультиматум <1>, при невыполнении условий которого Россия имеет право первой применить средства вооруженной борьбы, адекватные возникшим угрозам. Следует исходить из того, что Россия в силу принятых международных обязательств ни при каких обстоятельствах первой не совершит ни одно из возможных силовых действий <2> и не может быть признана нападающей, примет все возможные меры для пресечения любого рода вооруженных акций, исходящих с ее территории и угрожающих международному миру и безопасности. Этот доктринальный подход должен получить законодательное закрепление.
--------------------------------
<1> Под ультиматумом (нем. Ultimatum, от лат. ultimus - самый последний) следует понимать категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого государства под угрозой, что в случае невыполнения этого требования к определенному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры. См.: Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006. С. 656.
<2> К таким действиям могут относиться: объявление войны другому государству; вторжение вооруженных сил (в том числе без объявления войны) на территорию другого государства; нападение сухопутными, морскими или воздушными силами на территорию, морские или воздушные суда другого государства; установление морской блокады берегов или портов другого государства; оказание поддержки каким-либо негосударственным вооруженным формированиям (вооруженным бандам), сформированным на территории РФ и вторгшимся на территорию другого государства.
Война обладает рядом признаков, не присущих вооруженным конфликтам <1>. Во-первых, она ведет к качественному изменению состояния общества. Многие государственные институты начинают выполнять специфические функции, порожденные войной. Для обеспечения победы над врагом перестраиваются вся жизнь общества, вся экономика страны, концентрируются ее материальные и духовные силы, усиливается централизация власти. Во-вторых, при объявлении войны сразу же должны вступать в действие нормы МГП в полном объеме, в то время как при вооруженном конфликте это бывает не всегда. Любая война - это прежде всего вооруженный социальный конфликт, это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Война и армия. М., 1977; Тюшкевич С.А. Война и современность. М., 1986.
<2> См.: Арцибасов И.Н. Международное право: Учеб. М., 1997. С. 231.
Международный вооруженный конфликт как юридическое понятие впервые упоминается в ст. 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. Для признания его таковым не требуются какой-либо минимальный уровень насилия или интенсивности боевых действий, осуществление эффективного контроля над территорией противника и т.д. Международный вооруженный конфликт - это вооруженное столкновение (боевое или служебно-боевое действие) с определенными ограничениями по политическим целям, масштабу и времени, возникающее между вооруженными силами двух или нескольких государств, не объявленное войной, при сохранении дипломатических и договорных отношений, и не рассматривающееся как средство урегулирования межгосударственных политических споров <1>. В этих случаях не имеет значения заявление одного из государств, что оно не ведет вооруженную борьбу против другого <2>, важно фактическое применение вооруженной силы одним государством против другого <3>. При этом боевые действия могут быть как весьма незначительными, так и не иметь места вообще (например, объявление о вторжении на территорию иностранного государства без последующего ведения боевых действий; вторжение, не встретившее вооруженного сопротивления, и т.п.). При вооруженном конфликте <4> обычно преследуются более ограниченные, чем в войне, политические цели, которые не требуют кардинальной перестройки всего государственного механизма и перевода экономики на военные рельсы, общество в целом не переходит в особое состояние - состояние войны.
--------------------------------
<1> Например, международными вооруженными конфликтами являлись следующие: между Ираном и Ираком (1980 - 1990 гг.), на Фолклендских островах (1982 г.), между Ливией и Чадом за обладание сектором Аозу (1973 - 1988 гг.), действия ЮАР в Анголе (1975 - 1989 гг.), в Кувейте (1991 г.), арабо-израильский конфликт с 1948 г. (с Египтом завершился в 1978 г., периодически возобновлялся с Сирией, Иорданией, Ливаном, Ираком) и др.
<2> В 1881 г. Франция, вторгшаяся в Тунис с целью установления там своего протектората, уверяла, что осуществляет лишь преследование племен крумиров. В 1931 - 1933 гг. Япония утверждала, что в Маньчжурии ее вооруженные силы вели боевые действия не против китайской армии, а против "разбойников". Нацистская Германия, вторгшись в апреле 1940 г. в Норвегию и Данию, заявляла, что ее не следует воспринимать как вторгшегося неприятеля, нарушающего территориальную целостность и независимость этих государств, и что ее единственная цель - защита Севера от проектов его стратегической оккупации франко-британскими войсками. В июне 1982 г. израильское вторжение на ливанскую территорию сопровождалось заявлениями, что Израиль воюет не против Ливана, а против палестинцев. См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 108.
<3> Экономическое и политическое давление может рассматриваться лишь в контексте невооруженного вмешательства.
<4> Вооруженный конфликт - это боевое (служебно-боевое) действие ограниченного контингента Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, подразделений органов безопасности, а также специально сформированных миротворческих миссий с определенными ограничениями по политическим целям, масштабу и времени. См.: Усиков А.В., Яременко В.А. Анатомия малых войн // Независимое военное обозрение. 1998. N 42 (116). С. 4.
Представляется важным отметить несовпадение категорий, когда "межгосударственный" вооруженный конфликт будет частным случаем "международного" вооруженного конфликта. Возможные варианты боевых действий в международном вооруженном конфликте представлены в Приложении 12.
Э. Давид <1> полагает, что вооруженный конфликт считается или может быть сочтен международным в шести случаях: 1) он является межгосударственным; 2) он носит внутренний характер, но по его поводу признается состояние войны <2>; 3) он является внутренним, но имеет место вмешательство одного или нескольких иностранных государств; 4) он является внутренним, но в него вмешивается ООН; 5) он является национально-освободительной борьбой; 6) он является войной за отделение.
--------------------------------
<1> См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 107, 108.
<2> Квалификация внутригосударственного вооруженного конфликта как международного посредством признания состояния войны выглядит в настоящее время не более чем теоретическая конструкция и возможна в силу: а) признания правительством страны, на территории которой имеет место вооруженный конфликт; б) заявления правительства третьего государства о том, что конфликт является войной, в отношении которой оно намерено занять нейтральную позицию. Последний раз такое признание исходило от британской стороны в период англо-бурской войны (1899 - 1902 гг.) в связи с конфликтом между Оранжевым свободным государством, Южно-Африканской Республикой (Трансваалем) и Великобританией, обладавшей по отношению к ним верховной властью. См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 112, 114.
Не все заявленные позиции могут быть приняты, однако все они вызывают определенный научный интерес. И.Н. Арцибасов предлагает считать международным вооруженным конфликтом общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в период, когда одна сторона применяет вооруженную силу против другой <1>. Вместе с тем ст. 2, общая для всех Женевских конвенций 1949 г., устанавливает, что международный вооруженный конфликт - это вооруженное столкновение, возникающее "между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами", т.е. государствами. Причастность иных субъектов международного права к международному вооруженному конфликту должна быть четко определена.
--------------------------------
<1> См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. С. 33.
Необходимо отметить, что если признание суверенных государств участниками международных вооруженных конфликтов не вызывает сомнений, то по вопросу о том, можно ли считать таким участником ООН (когда по решению Совета Безопасности ООН применяются вооруженные силы ООН) или национально-освободительное движение, до сего времени продолжаются научные дискуссии. Международная правосубъектность ООН обусловлена критериями, которые присущи производному субъекту международного права. В соответствии с Уставом ООН она может применять вооруженные силы в целях пресечения агрессии, ее предотвращения, поддержания международного мира и безопасности. В данном случае вооруженные силы ООН действуют от имени сообщества народов. Согласно ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности ООН может заключить соглашение с любым членом ООН о выделении последним контингентов войск. Вооруженные силы ООН - это контингента войск отдельных стран, которые, в свою очередь, являются участниками Женевских конвенций 1949 г.
Э. Давид полагает, что вмешательство сил ООН в немеждународный вооруженный конфликт, направленное против одной из участвующих в нем сторон, имело бы те же последствия, что и вмешательство третьего государства в этот конфликт, поскольку вооруженную борьбу ведут между собой стороны, каждая из которых обладает международной правосубъектностью <1>. Однако проведение операции по поддержанию мира возможно лишь с согласия государства, на территории которого происходит вооруженный конфликт. Принудительные меры, принимаемые на основании гл. VII Устава ООН, также не превращают конфликт в международный, поскольку, становясь членом ООН, государство изначально согласилось с таким правовым положением <2>. Вместе с тем, представляется важным принятие специальной декларации ООН, в которой признавалось бы, что действие Женевских конвенций 1949 г. распространяется на вооруженные силы ООН в той же степени, в какой оно распространяется на вооруженные силы государств - участников этих Конвенций. Пока лишь в инструкциях Генерального секретаря ООН и в соглашениях, заключаемых в соответствии со ст. 43 Устава ООН Советом Безопасности ООН с членами ООН, которые выделяют свои контингенты войск в состав вооруженных сил ООН, указывается, что вооруженные силы ООН будут соблюдать нормы МГП.
--------------------------------
<1> Он считает, что действия вооруженных сил ООН против какого-либо государства ведут к международному конфликту, поскольку в нем противостояли бы ООН и это государство, т.е. два различных субъекта международного публичного права, являющихся иностранными по отношению друг к другу. Тот факт, что государство может быть членом ООН, ничего не меняет, поскольку ООН как международная организация обладает правосубъектностью, отличной от правосубъектности составляющих ее государств. См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 125, 128.
<2> Предполагается, что государство, присоединяющееся к Уставу ООН, принимает "содержащиеся в настоящем Уставе обязательства" (п. 1 ст. 4 Устава ООН), которые включают соблюдение прав человека (п. 3 ст. 1, ст. 55 Устава ООН) и всей совокупности производного права, включающего, в свою очередь, МГП.
В Военной доктрине РФ 2010 г. (подп. "г" п. 6) отмечено, что понятие "военный конфликт" как форма разрешения межгосударственных противоречий с применением военной силы охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные <1>, региональные <2>, локальные <3> войны и вооруженные конфликты.
--------------------------------
<1> Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.
<2> Региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
<3> Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и др.).
Анализ международных правовых актов и российского законодательства позволяет сформулировать перечень кризисных ситуаций, которые могут характеризоваться как "международный вооруженный конфликт": 1) борьба угнетенной нации или народа, признанных воюющей стороной, против колониального, расистского режима или иностранного господства (насильственной оккупации), в осуществление своего права на самоопределение (национально-освободительная война); 2) внутригосударственный вооруженный конфликт, в котором на стороне повстанцев участвует третья сторона - другое государство (эскалация немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт); 3) приграничный вооруженный конфликт; 4) контртеррористическая операция, направленная на пресечение международной террористической деятельности на территории другого государства.
Такой подход разделяется далеко не всеми юристами, большинство авторов (И.И. Котляров <1>, С.А. Егоров <2>, Г.М. Мелков <3>) к вооруженным конфликтам международного характера относят лишь вооруженные столкновения между государствами и борьбу народов против колониального господства, иностранной оккупации, расистских режимов в осуществление права на самоопределение (между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства). С.А. Егоров ограничился постановочным вопросом: несет ли какую-либо правовую нагрузку нередко используемое в последние годы понятие "война с терроризмом" <4>, и полагает очевидным, что действия, направленные на борьбу с терроризмом, должны осуществляться в соответствии с нормами и принципами других отраслей международного права (не МГП. - В.Б.) и внутреннего законодательства.
--------------------------------
<1> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007. С. 452.
<2> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 829.
<3> См.: Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2009. С. 597.
<4> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 830.
Рассмотрим подробнее указанные нами четыре кризисных ситуации, которые могут характеризоваться как "международный вооруженный конфликт".
Практические и теоретические трудности при определении понятия международного вооруженного конфликта возникают прежде всего в следующих ситуациях: 1) когда угнетенная нация или народ поднимается на борьбу против колониального, расистского режима или иностранного господства; 2) при вооруженном конфликте в одном государстве, в котором в той или иной степени участвует третья сторона - другое государство. Многими исследователями эти ситуации характеризуются как "локальные войны" <1>. Важность исследования этих двух ситуаций диктуется теми обстоятельствами, что они составляют одну важную двуединую проблему относительно, во-первых, квалификации национально-освободительной борьбы и, во-вторых, перехода немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт.
--------------------------------
<1> См.: Усиков А.В., Яременко В.А. Анатомия "малых войн" // Независимое военное обозрение. 1998. N 42 (116). С. 4.
1. Борьба угнетенной нации или народа, признанных воюющей стороной <1>, против колониального, расистского режима или иностранного господства (насильственной оккупации), в осуществление своего права на самоопределение (национально-освободительная война).
--------------------------------
<1> Признание повстанцев "воюющей стороной" как участника международно-правовых отношений возможно вследствие: а) признания законным правительством государства, на территории которого возник вооруженный конфликт, отделяющейся части в качестве самостоятельного субъекта международного права, а повстанцев - в качестве воюющей стороны; б) признания повстанцев воюющей стороной другим государством (третьей стороной); в) признания повстанцев со стороны ООН или региональных международных организаций.
Национально-освободительные войны <1> - это категория международных вооруженных конфликтов, появившаяся в международном праве 20 декабря 1965 г., когда ГА ООН в Резолюции N 2105 (XX) признала "законность борьбы, которую народы, находящиеся под колониальным господством, ведут для осуществления своего права на самоопределение и независимость..." <2>. В национально-освободительных войнах народы ведут борьбу против: колониального господства, иностранной оккупации, расистских режимов. Становится субъектом международного права: 1) народ, право которого на самоопределение признано ООН <3>, а именно: а) народы неавтономных территорий (народы колоний) <4>, т.е. территорий, географически отдельных и отличных в этническом и культурном плане от страны, которая ею управляет, и которая произвольно поставлена в положение или состояние подчинения <5>; б) народы территорий под опекой <6>; 2) народ, борющийся против насильственной иностранной оккупации, т.е. с иностранным государством, подчинившем своему влиянию всю либо часть территории и осуществляющим властные функции <7>; 3) народ, борющийся против расистского режима, осуществляющего политику апартеида <8> (расовой сегрегации).
--------------------------------
<1> Признание национально-освободительных войн международными вооруженными конфликтами закреплено в Резолюциях: ГА ООН 3103 (XXVIII) от 12 декабря 1973 г. (голосовали 83 - за, 13 - против, 19 - воздержались); II Комитета на Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов в 1974 г. (голосовали 70 - за, 21 - против, 13 - воздержались); пленарного заседания Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов в 1977 г. (голосовали 87 - за, 1 - против, 11 - воздержались).
<2> Уже через три года (с 1968 г.) ГА ООН стала требовать применения Женевских конвенций 1949 г. К национально-освободительным войнам, которые велись в Южной Родезии, на территориях, управляемых Португалией, в Южной Африке, Намибии.
<3> См.: Статьи 73 и 76 Устава ООН в сочетании с Резолюцией 1514 (XV), принятой ГА ООН 14 декабря 1960 г.
<4> Список неавтономных территорий составлен в 1946 г. Генеральным секретарем ООН исходя из ответов, добровольно данных государствами-членами ООН на вопрос, к каким территориям применяется ст. 73 Устава ООН (A/Res. 144 (II) от 3 ноября 1947 г.). Впоследствии, на основании критериев общего характера, определенных в Резолюции 1541 (XV), Генеральная Ассамблея автоматически добавила к списку неавтономных территорий португальские и испанские колонии, а также Южную Родезию (A/Res. 1542 (XV) от 15 декабря 1960 г., 1747 (XVI) от 28 июня 1962 г.).
<5> Например, Западная Сахара, Тимор, Новая Каледония. См.: Резолюция 1541 (XV), принятая ГА ООН 15 декабря 1960 г. "О принципах, которыми должны руководствоваться государства - члены ООН, решая, применима ли к ним обязанность сообщать информацию, предусмотренную в части 2 статьи 73 Устава" (принципы IV и V).
<6> Они определены в ст. 77 Устава ООН: территории, продолжавшие находиться под мандатом в 1945 г.; территории, отделенные от государств-противников в результате Второй мировой войны; территории, добровольно принявшие режим опеки.
<7> Например, оккупация Намибии ЮАР, Западной Сахары Марокко, "тех частей Палестины, которые не находятся под военной оккупацией Израиля, а являются частью государства Израиль", строительство населенных пунктов для поселенцев в ущерб местному населению в Южной Родезии, и др.
<8> В Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблей ООН 30 ноября 1973 г., отмечается, что для целей этой Конвенции термин "преступление апартеида", который включает сходную с ним политику и практику расовой сегрегации и дискриминации в том виде, в каком они практикуются в южной части Африки, означает бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения. В их число Конвенция включает любые меры законодательного характера и другие меры, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы или таких групп, в частности, путем лишения членов расовой группы или групп основных прав человека и свобод, включая право покидать свою страну и возвращаться в нее, право на гражданство и право на свободу передвижения и выбора местожительства (п. "c" ст. II). См.: Международная конвенция от 30 ноября 1973 г. "О пресечении преступления апартеида и наказании за него" // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 58; Конвенция вступила в силу 18 июля 1976 г. СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума ВС СССР от 15 октября 1975 г. N 2403-IX.
Критериями национально-освободительного движения являются следующие: а) реальность существования движения; б) значительная поддержка населения; в) территориальное укоренение; г) признание соответствующей ММПО; д) интенсивность борьбы; е) контроль части территории государства; ж) обладание собственными вооруженными силами, подчиненными внутренней дисциплинарной системе.
Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. содержит определение международного вооруженного конфликта (п. 4 ст. 1). К нему относятся и такие ситуации, в которых "народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение". Из признания национально-освободительных войн международными вооруженными конфликтами следует, что на них должно распространяться действие норм МГП. Вместе с тем особую сложность представляет проблема, заложенная в механизме присоединения к Дополнительным протоколам 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Согласно ст. 92 Дополнительного протокола I он может быть подписан только участником четырех Женевских конвенций, присоединиться к Дополнительному протоколу I также может только участник Женевских конвенций (ст. 94), для национально-освободительных движений не предусматривается и процедура ратификации (ст. 93). Выход, казалось бы, указан в самом Дополнительном протоколе I. Пункт 3 ст. 96 указывает, что "власть, представляющая народ, ведущий борьбу против одной из Высоких Договаривающихся Сторон в вооруженном конфликте типа упомянутого в п. 4 ст. 1, может взять на себя обязательство применять конвенции и настоящий Протокол в отношении такого конфликта путем одностороннего заявления, адресованного депозитарию". Анализ понятия "одностороннее заявление", проведенный Р.А. Каламкаряном <1>, позволяет сделать выводы о наличии определенных последствий в отношении конкретного конфликта: а) для власти, представляющей народ (как стороны, находящейся в конфликте) и взявшей на себя обязательство применять четыре Женевские конвенции и Протокол путем одностороннего заявления, они вступают в силу немедленно; б) после заявления упомянутая власть получает точно такие же права и принимает на себя те же самые обязательства, которые имеют участники Женевских конвенций и Протокола; в) после заявления положения Женевских конвенций и Протокола являются обязательными для всех сторон, находящихся в данном конфликте. До подобного одностороннего заявления вооруженный конфликт должен регулироваться либо Дополнительным протоколом II, либо ст. 3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г.
--------------------------------
<1> См.: Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984.
2. Внутригосударственный вооруженный конфликт, в котором на стороне повстанцев участвует третья сторона - другое государство (эскалация немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт - "интернационализированный международный конфликт"), когда иностранное вмешательство позволяет повстанцам вести боевые действия <1>. Формами вмешательства (участия) <2> иностранного государства являются: 1) направление (засылка) войск для действий в интересах повстанцев (правительства или властных структур, созданных повстанцами); 2) направление военных советников (технических экспертов), которые действуют в качестве представителей иностранного государства, подчиняясь его воле, а не как частные лица, и их непосредственное участие в боевых действиях (в том числе консультирование по вопросам выбора стратегических или технических решений); 3) посылка наемников и добровольцев (либо допущение выезда таких лиц (волонтеров) для оказания помощи), если они de facto действуют как представители государства, из которого прибыли; 4) оказание технической или экономической помощи (финансовыми средствами либо военным снаряжением, средствами тылового обеспечения, сырьем), способной оказать существенное влияние на исход внутригосударственного вооруженного конфликта. При этом вмешивающееся государство указанные действия осуществляет открыто и несет ответственность за них.