Полномочия комитетов и комиссий
Требования к кандидатам
В соответствии с Законом кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.
Вместе с тем, требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо замещает государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации, либо замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
Законодатель в значительной мере уделил внимание ограничительным нормам, регламентирующим требования к кандидатам для наделения их полномочиями члена Совета Федерации. Так, в соответствии с законом, не может быть кандидатом в члены Совета Федерации гражданин Российской Федерации:
1. имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2. признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3. содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
4. осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;
5. осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на лень принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта РФ неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;
6. подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 или 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин РФ считается подвергнутым административному наказанию).
Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации —представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти вносятся на рассмотрение его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов. Порядок рассмотрения данного вопроса определяется в соответствии с регламентом законодательного собрания. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа. Оно должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва,
Что касается кандидатуры для наделения полномочиями ее члена Совета Федерации от исполнительной власти, то здесь следующий порядок. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации. Это решение должно быть принято не позднее, чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).
В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица, член Совета Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации — представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом.
Как правило, заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов палаты. На первом заседании Совет Федерации избирает председателя и его заместителей из числа своих членов тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидат считается избранным, если получил более половины голосов от общего числа членов палаты.
Председателю отводится важная роль в организации деятельности Совета Федерации. Он представляет на рассмотрение членов палаты проект повестки дня заседания и ведет его; подписывает постановления; созывает по предложению Президента РФ, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитета палаты, группы парламентариев численностью не менее одной пятой общего числа депутатов внеочередное заседание; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; направляет для рассмотрения в комитеты палаты проекты федеральных законов, направляет одобренные проекты Президенту РФ для подписания и последующего обнародования.
К полномочиям Председателя Совета Федерации относятся также распределение обязанностей между своими заместителями, представительство во взаимоотношениях палаты с различными органами государственной власти, общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, участие в согласительных процедурах. Для более четкой организации деятельности палаты он издает распоряжения и дает поручения по всем вопросам своей компетенции.
Полномочия комитетов и комиссий
В отсутствие Председателя Совета Федерации заместители исполняют его полномочия, а в случае необходимости по его поручению подписывают постановления палаты, издают распоряжения и организуют взаимодействие комитетов и постоянных комиссий — постоянно действующих органов Совета Федерации. Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее семи и не более 15 членов Совета Федерации (за исключением Комитета Совета Федерации по бюджету), в состав комиссии палаты — не менее 11 и не более 25 членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации.
Комитеты, комиссии Совета Федерации занимаются подготовкой заключения по проектам федеральных законов, разрабатывают законопроекты и проекты иных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д. Для улучшения работы и полноты рассматриваемых вопросов они могут образовывать подкомитеты и подкомиссии. Совет Федерации может принять решение об упразднении отдельных комитетов и постоянных комиссий либо образовании новых.
К полномочиям комитетов относятся различные предметы ведения. Так, к ведению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству относятся вопросы законодательного обеспечения:
1. порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации;
2. поправки к Конституции Российской Федерации;
3. защита прав и свобод человека и гражданина;
4. государственное устройство Российской Федерации;
5. конституционное право;
6. избирательное право;
7. государственная служба.
При решении перечисленных вопросов комитет, комиссия вправе запросить необходимые документы и материалы, а также пригласить на свое заседание должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений. В комитетах и постоянных комиссиях проходит вся работа по подготовке и обсуждению законопроектов, вносятся поправки и предложения, в последующем предлагаемые Совету Федерации.
Совет Федерации образует постоянную Комиссию по Регламенту и организации парламентской деятельности. К ее ведению относятся вопросы:
1. законодательного обеспечения порядка формирования Совета Федерации, статуса члена Совета Федерации:
2. регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, порядка работы и организации парламентской деятельности Совета Федерации;
3. законодательного процесса и законодательных процедур в Совете Федерации;
4. соблюдения в Совете Федерации норм парламентской этики;
5. реализации положений законодательства Российской Федерации при избрании должностных лиц Совета Федерации и освобождении их от должности;
6. планирования и анализа парламентской деятельности по реализации конституционных полномочий Совета Федерации:
7. взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения комиссии, в том числе информирования их о соблюдении установленных Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» сроков избрания (назначения) членов Совета Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель или заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Заседания комитета палаты могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, о чем уведомляются члены Совета Федерации.
Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывает председатель комитета, комиссии либо по своей инициативе, либо по поручению Председателя Совета Федерации или заместителя Председателя Совета Федерации, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.
Решения комитета, комиссии Совета Федерации по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комитета, комиссии. Решение комитета Совета Федерации о созыве внеочередного заседания Совета Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов комитета. По остальным вопросам решения комитета, комиссии Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии.
Комитеты, комиссии Совета Федерации вправе проводить совместные заседания. Они осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Члены Совета Федерации, не входящие в состав этого комитета, комиссии Совета Федерации, могут присутствовать на его заседаниях с правом совещательного голоса и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. При этом время для их выступлений определяется комитетом, комиссией.
В открытых и закрытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, председатель Конституционного Суда Российской Федерации, председатель Верховного Суда Российской Федерации, председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации вправе принимать участие члены Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченные советом Общественной палаты Российской Федерации, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне. На открытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации в случаях, предусмотренных Регламентом, вправе присутствовать помощники членов Совета Федерации по работе в Совете Федерации. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации участвуют в заседании комитета, комиссии Совета Федерации с согласия председателя комитета, комиссии.
Комитет, комиссия Совета Федерации в соответствии с Регламентом организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам своего ведения, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, эксперты, другие лица.
Комитет, комиссия Совета Федерации для подготовки вопросов, организации парламентских слушаний могут создавать рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации. Комитет, комиссия Совета Федерации вправе создавать экспертные советы на общественных началах, привлекать к работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроекта. Они вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.
Обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляет Аппарат Совета Федерации. Он обладает правами юридического лица. Структура Аппарата Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации. Положение о нем утверждается Советом палаты по представлению Председателя Совета Федерации.
3) расмотрение вопросов совета федерации отнесеных к его ведению
1.К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
4) деятельность государственной думы
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом Думы.Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат.С началом работы Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно. На заседании Думы вправе присутствовать член Совета Федерации. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента РФ, послания Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.Заседания Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.Деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.Депутаты работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.Заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.Во время сессии Думы проводятся прежде всего заседания палаты.Каждая последняя неделя месяца предназначена для работы депутатов с избирателями.Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в случаях, предусмотренных Конституцией России.В случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент вправе сам назначить Председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ вправе либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).Если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой о доверии, а она ему в таком доверии отказывает, то Президент РФ в течение семи дней может либо объявить об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).При этом по второму и третьему основаниям Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Во всех случаях Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ, в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Не имеет права распускать Государственную Думу исполняющий обязанности Президента РФ.Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Структура и порядок формирования:
Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.
Полномочия:
Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.
Состав Счётной палаты:
Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
5) парламентские слушания и полномочия государственной думы
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ — организационно-правовая форма обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов — концепции законов, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят П.с. Порядок проведения П.с. определяется Регламентом палаты. Так, П.с. в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палат в пределах их полномочий, комиссий, создаваемых в соответствии с Регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации, а также по инициативе не менее чем десяти членов Совета Федерации. В Государственной Думе П.с. проводятся по инициативе Совета палаты, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение П.с. возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палаты могут организовывать совместные П.с. Согласно Регламенту Государственной Думы на П.с. могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные, законодательные и иные правовые акты Межпарламентской ассамблеи и др. межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентская практика дополнила этот перечень обсуждением в комитетах действия соответствующего федерального закона. Согласно Регламенту палаты по результатам парламентских слушаний, проводимых в палате, могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством членов (депутатов) палаты, принявших участие в слушаниях. П.с. протоколируются и стенографируются. Протокол П.с. подписывается председательствующим. Рекомендации открытых П.с. могут публиковаться в печати. Рекомендации закрытых П.с. предназначаются только для депутатов палаты и представителей государственных органов, принимающих участие в П.с.
Состав лиц, приглашенных на П.с, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания. П.с, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Однако последние не допускаются на закрытые П.с, где обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ — высшая форма (средство) парламентского контроля, главным образом за исполнительной властью, представляющая собой реализацию права парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость. П.р. можно рассматривать как специфическую разновидность конституционных юридических производств. Однако П.р. принципиально отлично от расследования по уголовному делу, осуществляемого специализированными правоохранительными структурами, в присущих ему формах и с использованием специфических средств (задержание, обыск, опознание и т.п.). Проводя П.р., парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое или иное юридическое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона, а при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные компетентные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и провести по нему расследование.
Как один из способов осуществления парламентского контроля П.р. регламентами палат Федерального Собрания РФ прямо не предусмотрено. Российское парламентское право по этому поводу не содержит каких-либо указаний. В то же время возможность палат создавать временные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах в некоторой степени восполняет этот пробел.
Обоснованным представляется предложение о том, чтобы наделить Совет Федерации и Государственную Думу правом создавать специальные комиссии для проведения П.р. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии.