Политические течения эпохи английской революции, протектората и реставрации

Силы накануне революции. Одновременно существовало два уклада: новый – капиталистический и старый – феодальный. В деревне происходило обезземеливание крестьян и формирование капиталистических арендаторов. Тысячи крестьян становились бродягами, а деятельность правительства сводилась к принятию законов против бедных – наказание за бродяжничество и принуждение к труду. 9/10 населения людей не имели права голосовать.

Дворянство раскололось на дворян и джентри (по сословию дворяне, по хозяйственному укладу – буржуа).

Идеологическое оформление – пуританизм – религиозное течение, выступавшее против абсолютной монархии; пресвитерианство, поддерживаемое крупной буржуазией, земельной аристократией – за конституционную монархию; индепендентство (средняя и мелкая буржуазия) – за конституционную монархию, но с изменением избирательных округов, чтоб иметь возможность избирать больше своих представителей; левеллеры (самые низшие слои населения) – за республику, равноправие граждан.

Предпосылки революции. Абсолютная монархия имела поддержку буржуазии, пока не мешала развитию капиталистических отношений. Постепенно дворянство (а именно джентри) стало больше поддерживать буржуазию. Это выразилось в противостоянии палаты лордов и палаты общин, которая требовала перераспределения власти в свою пользу.

Конфликт короля и парламента также развивался – король хотел сохранить в своих руках власть. Конфликт достиг апогея при Карле I (1600-1649). В 1628 году – Петиция о праве была подана парламентом. В ней говорилось о вводе налогов без разрешения парламента, незащищённости частной собственности от покушения королевских чиновников, незаконность деятельности Звёздной палаты и Высокой комиссии – высших судебных органов, которые защищали дворянство. Петиция была подписана, но в 1629 году Карл I разогнал парламент и до 1640 года было его единоличное правление, характеризовавшееся полным произволом. В 1640 году произошло восстание в Шотландии и под угрозой вторжения в Англию с 13 апреля по 5 мая 1640 года был созван Короткий парламент, который не поддержал короля. Король созвал новый – Долгий парламент (созывался до 1653 года). Все документы, принимаемые им ограничивали власть короля, который был вынужден их подписывать опасаясь свержения.

Но в 1640 году конституционный конфликт не был разрешён и началась гражданская война.

Первоначально военное руководство находилось у пресвитериан, затем у индепендентов. В результате под командованием Оливера Кромвеля в 1645 году королевские войска потерпели поражение, король бежал в Шотландию, где был пойман и выдан парламенту.

К этому времени назрел конфликт между парламентом и армией. Парламент считал, что революция закончена, власть у него, а индепенденты требовали более радикальных реформ.

Вспыхнула вторая гражданская война, в которой победили индепенденты и левеллеры. Кромвель удалил из парламента наиболее активных членов – пресвитерианцев и парламент стал послушным.

Индепендентская республика. Король был казнён в 1649 году, Англия была объявлена республикой, Палата Лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. Парламент не стал активно поддерживать Кромвеля, не делал ничего для тех слоёв общества с помощью которых победил. В 1653 году Кромвель разогнал парламент. В этом же году была введена Конституция, которая закрепляла диктатуру Кромвеля (протекторат).

Реставрация Стюартов. В 1653 году умирает Кромвель. В 1659 году остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и ввёл на престол Карла II в 1660 году. Он обещал сохранить за буржуазией и джентри их революционные завоевания, но возрождал старые порядки.

Вступил в силу Хабеас Корпус акт «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и для предупреждения заточений за морем». Он был утверждён Карлом II за разрешение занять престол. Якову II. Яков взошёл на престол в 1685 году, проводил антибуржуазную политику. Две противоборствующие партии: тори – дворяне, виги – крупная буржуазия объединились и совершили славную революцию – на престол возвели Вильгельма Оранского (1688 год). Начало конституционной монархии – компромисс по которому власть оставалась у землевладельцев, которые обязались соблюдать интересы буржуазии. Король подписал «Билль о правах» - утвердил власть парламента в области законотворчества. Акт об устроении (закон о престолонаследии) – ограничение власти короля в пользу парламента, несменяемость судей.

Роялисты. Боролись против революции. Теоретическое обоснование борьбы заключалась в незыблемости феодальных порядков, вера и преданность абсолютной власти королей, клерикальные убеждения. Они опирались на концепцию божественной природы монархической власти, теорию патриархального возникновения существа государства. Божественную власть отстаивал в частности представитель этого движения Клавдий Салмазий. В работе «Королевская защита» указывал, что королевская власть от бога, никто из людей не может её ограничить или разрушить. Казнь Карла I в 1649 году – это оскорбление бога, ниспровержение самих основ государства, упразднение права и законов.

Теории патриархального возникновения государства придерживался Роберт Фильмер.В работе «Патриархия или естественная власть короля» доказывал, что власть короля ведёт от прародителя – Адама. Поэтому государство не результат договора, заключённого равными людьми, который может быть расторгнут. Все подданные – дети государя. Королевская власть не подчиняется человеческим законам, поэтому восстановление на престоле короля – восторжествование воли бога на земле.

Индепенденты. Течение, стремившееся к ограничению власти короля, но не уничтожению её. Основные религиозно-политические лозунги:

полная независимость и самоуправление для каждой общины верующих;

ликвидация централизованной и подчинение диктату государства (короля) англиканской церкви;

абсолютная веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести;

Стремились к установлению конституционной монархии, а после 1649 (казнь Карла I) установлению республики с цензовым избирательным правом.

Не являлись сторонниками широкой демократической программы. Главная цель – закрепление экономических завоеваний революции. Об этом говорил Генри Айртон – зять Кромвеля, главный идеолог этого движения. Выступал против теории естественного права, т.к. она не защищала частную собственность, а основой их благополучия была частная собственность. Выступал против пересмотра конституции и смены монарха республикой, т.к. это повлекло бы перераспределение собственности. Также идеологами являлись Джон Мильтон, Олджернон Сидней, Джейм Гаррингтон и др.

Джон Мильтон – люди по природе своей свободны и должны оставаться таковыми при любых условиях жизни. Власть в государстве – это уполномоченные народа, которые должны чётко выполнять его поручения, если правители уклоняются от исполнения гражданских законов, то народ может их наказать.

Олджернон Сидней критиковал «Патриархию» Фильмера. Придерживался взглядов Гоббса о возникновении государства. Народ учредил власть и он может её аннулировать.

Левеллеры.

Выступали за более глубокие демократические преобразования. Их опора – солдаты, требовавшие продолжения революции, обеспечения прав и свобод.

Основные положения идеологии:

стержень – естественное право (прирождёнными являются свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, свобода от военной службы, равенство перед законом и судом).

государство создали люди, поэтому граждане могут организовать государство так, чтоб польза от этого была каждому;

выступали против сословных различий и привилегий, требовали ликвидации королевской власти и палаты лордов;

в политической сфере требовали народного представительства, избираемого на 1 или 2 года, предоставить избирательное право всем людям старше 21 года (кроме бывших активных сторонников короля), право избирать судей, шерифов и других должностных лиц, совершенствования избирательной системы – проведение равных выборов, введение пропорциональной системы голосования;

отделение функций судебной власти от представительной (отделение от парламента), исключение из парламента представителей исполнительной власти;

Вместе с тем они не выступали за обобществление собственности. С течение времени согласились ограничить избирательные права.

Более последовательные позиции были у диггеров, которых ещё называли «чистыми левеллерами».

Основным идеологом был Джерард Уинстенли. В своём главном программном произведении «Закон свободы» он отстаивал следующие идеи.

Люди по природе равны и имеют равные права. Их труд – исконный и единственный источник всех богатств поэтому существование частной собственности на землю, получение нетрудового дохода – есть нарушение естественного права, что является причиной всех общественных бедствий.

Чтоб искоренить зло нужно создать государство на принципиально новом фундаменте – на законах свободы. В законах свободы У. различал два момента. Первый – фактическое обладание и пользование людьми комплексом принадлежащих им прав. Второй – реальная обеспеченность людей материальным достатком, необходимым для их нормального существования. «Истинная свобода там, где земля – общее достояние народа».

Идеи в отношении государства похожи на левеллеровские, но более демократичны. Например, все должностные лица должны избираться, законы должны приниматься с ведома и согласия народа. Но этот идеал был отягощён патерналистскими элементами в понимании государства:

ячейкой системы магистратов должен выступать отец семейства («парламент происходит из низшей должности в стране, т.е. власти отца в семействе»);

сохраняется институт рабства в качестве наказания за некоторые антиобщественные деяния;

в качестве наказания – смертная казнь за куплю-продажу земли и её плодов, за попытку превратить богословие в профессию, а религиозную проповедь в источник дохода.

Наши рекомендации