Первый посол Тибета в России

Тибет и Китай

Студент группы 11-404

Сухорученков Д.О.

Москва

Оглавление

Введение. 3

1. У истоков. 4

2. Первый посол Тибета в России. 6

3. Накануне войны с Китаем.. 7

4. Освобождение от Китая. 10

5. Современная обстановка. 12

6. Уничтожение культурного наследия. 16

Список литературы.. 18

Введение

Тибе́т — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. Представляет собой уникальную культурную и религиозную общность, отличительными чертами которой являются тибетский язык и тибетский буддизм.Коренное население — тибетцы.

С 1950 года входит в состав КНР как Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, между которыми поделены исторические области Тибета У-Цанг, Кам и Амдо. Лхаса — историческая столица Тибета и административный центр Тибетского автономного района.

Включение Тибета в состав КНР в результате военного вторжения остается сложным и противоречивым вопросом вплоть до настоящего времени.Большинство тибетцев (особенно беженцы) расценивают вторжение Китая как оккупацию независимого государства иностранной державой, неоднократно в регионе вспыхивали волнения. КНР, утверждая, что Тибет является законной частью Китая на протяжении столетий, мотивировал вторжение как освобождение населения от крепостного права. Мировое общественное мнение склоняется в сторону «независимости или, по крайней мере, высокой автономии» Тибета, но официальные органы государств признают Тибет частью Китая.

В Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2002 являлся Далай-лама XIV[5], один из самых узнаваемых и уважаемых людей в мире.

У истоков

В VI веке от Рождества Христова кочевые предки тибетцев обрели свою родину. Они осели на территории, которая теперь почти полностью входит в состав Тибетского автономного района КНР, а также занимает земли соседних китайских провинций и индийских штатов. Тогда же, в VI-VII веках, тибетцы впервые вступили в контакт с китайцами как самобытный и самостоятельный народ.

Именно из Китая, как, впрочем, и из Индии, в Тибет проник и распространился буддизм. Основной вклад в дело духовно-религиозного просвещения народов высокогорья история приписывает двум принцессам-буддисткам – китаянке и индуске, вышедшим замуж за правителя Тибета.
С древнейших времен отношения Китая и Тибета не были мирными и безоблачными, и вплоть до IX века от Рождества Христова Тибет одерживал победы над Китаем и вел в военном счете. Однажды правитель Тибета даже захватил китайскую столицу, сверг неугодного ему императора, и на его место посадил своего наместника. Но вскоре «золотой век» тибетской государственности завершился. В 861 году от Рождества Христова единый и непобедимый Тибет из-за распрей и религиозных столкновений распался на мелкие княжества. Вновь Тибет объединится лишь в 1015 году, но уже в качестве вассала Китая.

Относительная стабильность сохранялась в Тибете до 1717 года, когда он был захвачен монгольскими войсками, а затем освобожден от них армией маньчжурской династии Цин, правившей в Китае с 1644 года. В 1750 г. имперские войска династии Цин вооруженной силой подавили антикитайское движение в Тибете, а с 1757 г. окончательно укрепили свою власть над ним, подчинив выбор преемника верховного правителя гималайской страны - Далай-ламы, своим резидентам - «амбаням».

Духовный (а до 1959 г. – и светский) руководитель тибетцев именуется Далай-ламой. По религиозным представлениям тибетцев, он не просто земной правитель - каждый новый Далай-лама – это прежний, переродившийся в новом теле.

В тибетском буддизме сказано, что изначальным же духом, начавшим обитать в теле Далай-лам, был бодхисатва Авалокитешвара – первопредок тибетцев. В буддийской мифологии Авалокитешвара - один из главных бодхисатв - «существ, стремящихся к просветлению». В переводе с тибетского слово буквально означает – «зрящий глаз».
Образ Авалокитешвара возник в последних веках до Рождества Христова в Индии, откуда получил широкое распространение в Китае и других странах Дальнего Востока. Высшее существо тибетцев принимает множество форм и видов. Его изображают то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук. «Зрящий глаз» или универсальный спаситель, принимает разные формы, чтобы спасать страждущих, как верят тибетцы, крики и стоны которых он видит и слышит. Особенно Авалокитешвара почитается как «божественное» существо в тибетском буддизме, где земным его проявлением и считают главу школы – Далай-ламу. Другие высшие «духовные иерархи» Тибета - воплощения бодхисатв, число которых не должно превышать 24.

Поскольку бодхисатве Авалокитешваре каждый раз с рождения приходится начинать жить в новом теле, а младенцу, пусть даже священному, нельзя доверять руководство государством - до достижения Далай-ламой совершеннолетия за него правил регент.

Регенты Тибета и китайские императоры из такого порядка наследования сделали оригинальный вывод: со времени окончательного подчинения династии Цин и до Далай-ламы XIII (именно он объявил Тибет независимым) ни один из тибетских первосвященников-правителей не доживал до совершеннолетия и восшествия на престол.

Первый посол Тибета в России

Подданный Российской Империи, бурят по национальности, обладатель высокого статуса в ламаистской "церкви", один из воспитателей, а затем и советников Далай-ламы XIII, Хамбо Агван Доржиев дважды посетил Россию в качестве официального посланника Далай-ламы.

Посол Тибета встречался с Государем Императором Всероссийским Николаем II Александровичем и вел переговоры с чиновниками Русского Правительства о перспективе русско-тибетских отношений. Миссия Доржиева – один из самых таинственных моментов в истории Российской дипломатии. До сих пор историки спорят, были ли достигнуты в ходе переговоров какие-либо соглашения, или русские просто игнорировали экзотическое тибетское посольство?

Британская пропаганда тех лет утверждала, что Россия готова установить протекторат над Тибетом, на самом же деле к этому стремилась сама Британия. Так, после английского вторжения в Тибет в 1903 году Лондон упорно доказывал европейской общественности, что обнаружены доказательства поставок русского стрелкового оружия тибетцам. Однако в архивах МИДа Российской Империи до сих пор не обнаружено ни одного документа, подтверждающего эти сообщения. Напротив, судя по содержанию записок, Правительство России, во-первых, восприняло тибетское посольство Доржиева как миссию, носящую исключительно религиозный, а не политический характер. Во-вторых, Русское Правительство и в этот раз уклонилось от желания осложнить отношения с Британией, тем более в этот тревожный период становления Русской Восточной политики Государя Императора Николая II. В-третьих, последующие события убедительным образом открыли миру истинные намерения тех, кто громче всех упрекал Россию в дипломатическом и псевдовоенном общении с представителями Тибета. Как последний штрих к сомнениям в существовании мнимых «тайных контактов» России и Тибета, можно привести статистику потерь сторон во время вторжения в 1903 году англичан в Тибет.

Так, во время столкновения у ключа Гуру, тибетцы потеряли около 600 человек убитыми. В отряде британцев лишь двое солдат было ранено. Кто посмеет после этого утверждать, что тибетцы были вооружены русскими винтовками?

Безусловно, Россия выглядела очень привлекательным покровителем для страны, стремившейся порвать с многовековым господством Китая. Во-первых, Россия была единственной, кроме Китая, страной, где жили ламаисты - буряты и калмыки. Более того, ламаизм в России имел статус религии, признанной государством, и верующие не испытывали никаких притеснений. Во-вторых, мощь и авторитет Российской Империи не позволяли прочим государствам Востока соперничать с ней. В-третьих, значительная часть Манчжурии уже находилась под протекторатом России, следовательно, существовала возможность расширения границы русского влияния далее на юго-восток к Гималаям.

Накануне войны с Китаем

Воспользовавшись тем, что соперник в лице России слишком занят на Северо-востоке Китая – в Манчжурии, а также защитой Кореи от японской оккупации, Британия в 1903 году предприняла вооруженную экспедицию в Тибет.

Но прежде, 17 января 1902 года, «владычица морей» в пику России заключила англо-японский союз. Лондон и Токио обещали друг другу дружественный нейтралитет в случае войны против одной державы, что вскоре и произошло, и военную поддержку – в случае войны с двумя.

В ответ на это Россия заключила подобный же договор с Францией. 3 марта 1902 года была опубликована франко-русская декларация, отвечающая на англо-японский союз, впрочем, достаточно расплывчатая. Так, в случае «агрессивных действий третьих держав» или «беспорядков в Китае», Россия и Франция оставляли за собой право «применить надлежащие средства».

Обе империи стремительно перевооружались. Япония, пользуясь помощью и договором с Британией, энергично готовилась к войне с Россией. Она построила в Англии значительный флот и вела переговоры о покупке некоторых южно-американских судов. Россия отставала на 2-3 года. Спешное строительство во Франции, в Тулоне современных военных кораблей: броненосца «Цесаревич» и броненосного крейсера «Баян», не могли изменить перевес сил.

Оправдывая свою агрессию в Тибет, Лондон официально сообщал своим подданным и всему европейскому обществу о том, что необходимо заставить Россию признать британско-китайские договоренности о Сиккиме 1890 г. и торговое соглашение 1893 г., а заодно «произвести кровопускание» тибетцам для того, чтобы принудить их относиться к Британской империи «с должным уважением».

Подталкивая Японию к войне с Россией, Лондон и Берлин решали свои задачи – выгоду в свободной торговле в Китае. Да и Япония вдруг стала выступать в роли защитницы прав Китая, настаивая на том, чтобы Россия выполнила Русско-китайское соглашение 1902 года и вывела свои войска из Манчжурии в установленный срок (к концу 1903 года). Одновременно, Япония протестовала против русских предприятий в Корее. Вскоре возникло резкое обострение отношений России и Японии.

Не выждав последнего русского ответа на свою ноту, Япония заявила о разрыве дипломатических отношений. В русской циркулярной ноте сообщалось о том, что 24 января 1904 года Япония прекратила дальнейшие переговоры и отозвала своего посланника из Санкт-Петербурга. Момент для этого был выбран удачно – перекупленные у Аргентины броненосные крейсера «Ниссин» и «Кассуга» только что миновали Сингапур, и их уже нигде не могли задержать в пути, тогда как последние русские подкрепления («Ослябя», крейсера и броненосцы) в это время находились в Красном море.

Вечером 26 января (8 февраля) 1904 года Япония без официального объявления войны, начала под Порт-Артуром военные действия. Так началась война, называемая почему-то Русско-японской (1904 – 1905 гг.), хотя уместнее ее называть Японско-русской, поскольку островитяне ее начали первыми.

У ГРАНИЦ РОССИИ

Воспользовавшись всеми указанными обстоятельствами, случившимися накануне этой войны, Британия произвела запланированное «кровопускание» в Тибете. Дипломатическая миссия полковника Френсиса Ионхесбэнда в сопровождении отряда генерала Макдональда (3000 солдат и офицеров, 9 орудий и пулеметное подразделение) вступила в столицу Тибета - запретный город Лхасу.

Итогом миссии Ионхесбэнда в Тибет стало подписание Лхасской конференции 1904 года, по которой фактически устанавливалось господство Британии над всем Тибетом. Фактически гималайское государство становилось британским протекторатом. Лондон незамедлительно объявил о низложении Далай-ламы за сопротивление английскому экспедиционному корпусу. Но чтобы эти захваты были признаны в мире, требовалось заключение обширного договора с участием всех великих держав, первой из которых значилась Российская Империя, ведь именно у границ и в сфере влияния России, британцы решились захватить Тибет.

К тому времени в Европе произошли важные события. Усиливался экономический и политический союз России и Франции, на который Британия могла опоздать окончательно, сохранялись прекрасные русско-германские отношения, у всех на памяти был блестящий итог Портсмундской мирной конференции, завершивший Японско-русскую войну без позора и контрибуции. И, наконец, самое главное – по всему Азиатскому фронту от Персии и до Тибета усиливалось противостояние между Россией и Британией, что требовало от Лондона решительных действий. И они не заставили себя долго ждать.

Освобождение от Китая

16 июня 1916 года умер первый президент Китайской Республики Юань Шикай. Китай впал в хаос революций и гражданских войн. Осенью 1917 года тибетцы начали военное наступление на Восточный (Внутренний) Тибет и к лету 1918 года заняли его почти полностью. 19 августа и 10 октября 1918 года были подписаны соглашения о перемирии и разграничении войск между тибетским главнокомандующим Чжямпа Тэндаром и командующим войсками провинции Сычуань Лю Цзяньтином. Часть Восточного Тибета осталась под контролем тибетского правительства.

Боевые действия между армиями Китая и Тибета снова вспыхнули в 1930 году. Тибетская армия перешла в наступление и захватила еще одну часть Восточного Тибета. Но в мае 1932 года сычуаньская армия Лю Вэнхуэя и цинхайская Ма Буфана предприняли успешное наступление на Восточный Тибет. В результате боевые действия завершились 15 июня 1933 года перемирием, восстанавливающим границы 1918 года. 17 декабря 1933 года умер Далай-лама XIII, человек, который добился того, о чем мечтал и молился всю жизнь - независимости Тибета. После его кончины власть снова сосредоточилась в руках регента, а роды тибетской аристократии вновь стали бороться за регентский трон. В годы регентства в Тибете и власти гоминдана в Китае между двумя сторонами не велось активных боевых действий. Эти годы отмечены лишь одним важным событием – открытием в Лхасе первого (и единственного) иностранного представительства - Британской Индии. Произошло это в 1940 году.

ВАССАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

1 октября 1949 года бывшая империя превратилась в коммунистическое государство – в этот день была провозглашена Китайская Народная Республика. 4 ноября того же года правительство Тибета вновь объявило о независимости, а заодно выслало из пределов Тибета всех китайцев. Независимость Тибета по-прежнему никто из великих держав не признавал. В отчаянной попытке прорвать дипломатическую блокаду государства, уже 37 лет (!) живущего самостоятельно, Тибетское правительство направило за рубеж «торговую делегацию». Для нее специально изготовили паспорта независимого Тибета. Делегация посетила Британскую Индию и США, где ее принял президент Трумэн. Во время переговоров с лидером США делегация пыталась представиться посланцами «независимого Тибета», на что президент заявил, что считает Тибет частью Китая.

Дипломатическую изоляцию тибетцам преодолеть не удалось, впрочем, необходимо отметить, что великие державы никогда и не признавали суверенитета Китая над Тибетом. Признавался только сюзеренитет.

До Синьхайской революции статус Тибета официально определялся особыми отношениями императора Китая и Далай-ламы. Со времен монгольской династии Юань это были, по восточной терминологии, отношения «ученик-учитель». Буддийский первосвященник Тибета (впоследствии – Далай-лама) являлся духовным учителем и наставником китайского императора. А тот - защитником и покровителем принадлежащих учителю земель и подданных. Сами же подданные принимали этот порядок взаимоотношений и приветствовали его. Условно это можно сравнить с отношениями католических монархов средневековой Европы и папы римского.

Тибетцы часто ссылались на то, что поскольку после Синьханской революции в Китае больше нет императора, то, следовательно, вассальная зависимость Тибета от Китая прекратилась. Но в международных отношениях, как всем хорошо известно, прав тот, у кого больше не столько прав, сколько силы доказать свою правоту.

Современная обстановка

За время китайского правления в Тибетском автономном районе утроились сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет, само население выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек.

В 2008 году в Тибете произошли массовые беспорядки. Монахи устроили мирную акцию протеста к годовщине изгнания Далай-ламы в Индию, которая позже переросла в массовые беспорядки. В провинции Сычуань было совершено нападение на китайский полицейский участок, начался разгон митинга, по некоторым данным, китайская полиция применила огнестрельное оружие. Китайская сторона это отрицает.

Большинство тибетцев живут в отдаленных деревнях или кочевьях, они пасут яков или обрабатывают землю. В последние годы китайские власти проводят активную политику перевода кочевников в оседлость, что ведет к утрате этого традиционного уклада. В то же время, благодаря обширным инвестициям центрального правительства, крупные города Тибета сейчас переживают настоящий бум. Бум, который по словам обозревателей, идет на пользу более квалифицированным китайским мигрантам в ущерб коренным тибетцам. «Тибетцы не просто беднее. Их крайне низкая образованность не оставляет им шансов получить постоянную и хорошо оплачиваемую работу в городах», — говорится в сообщении Тибетской информационной сети, посвященном проблеме роста проституции.

В последнее время остро стоит проблема сохранения уникальной тибетской культуры. Современные тибетцы ассимилируются китайцами, что приводит к утрате тибетского языка и многовековой культуры. Однако меры по сохранению тибетской культуры проводятся в Индии Тибетским Правительством в изгнании.

Современная ситуация в Тибете очень далека от идиллической. Вот что писала британская газета «The Independent» в 2005 году: «Широко улыбаясь внешнему миру, Китай жестоко расправляется с Тибетом, превращенным в полицейское государство…. 46 лет назад по приказу председателя Мао китайская народная освободительная армия захватила дворец… Далай-лам.

Несколько лет назад во время визита в печально известную тюрьму Драпчи члены делегации ЕС стали свидетелями демонстрации заключенных. На церемонии подъема флага во дворе тюрьмы вместо того, чтобы петь патриотические песни, группа буддистских монахинь начала скандировать: «Свободу Тибету!» и «Да здравствует Далай-лама!». Полиция жестоко избила заключенных. По словам выжившего свидетеля «это было похоже на бойню». «Они били нас ремнями до тех пор, пока не сломались пряжки. Потом они взяли электрические дубинки». В результате пыток электрошоком и сексуальных унижений четверо монахинь скончались. По имеющимся сведениям их задушили, затолкав им в рот буддистские белые шарфы.

Тибет – это место, где правда исчезает. В связи с тем, что Китай готовится принять Олимпийские игры, в последнее время исчезли некоторые вопиющие свидетельства коммунистических репрессий.

Судя по всему, Китаю понемногу удается убедить международное сообщество в своей респектабельности. Однако во время своей пятидневной поездки на «Крышу мира» я нашел убедительные доказательства того, что Китай не ослабляет железную хватку, которой он держит Тибет. Китай постепенно превращается в потребительский рай, но на смену коммунистической идеологии приходит слепой и агрессивный китайский национализм. Мечту Тибета о самоуправлении Китай однозначно трактует как угрозу своей целостности.

Территория, которую занимает Тибет, равная по величине одной восьмой Китая, видится официальному Пекину в качестве стратегического буфера между Китаем и Западом, а также как своеобразное Эльдорадо, богатое минеральными и энергетическими ресурсами. Пропагандистская машина без устали распространяет сообщения о том, что тибетцы счастливы быть частью большой китайской семьи. Политика столь же эффективная, сколь и лицемерная – расспрашивая людей на улицах, я не услышал ничего кроме похвал в адрес Китая.

В настоящее время большинство туристов, приезжающих в Тибет, составляют китайцы, которым ничего не известно о неравной борьбе Тибета с Китаем. Они видят лишь, что в модернизацию страны вкладывают миллиарды долларов инвестиций. Они читают только официальную китайскую прессу, все независимые вебсайты и книги о Тибете строго запрещены цензурой. Китайские туристы были бы сильно удивлены, узнай они, насколько тибетцы ненавидят своих китайских хозяев.

В одном из отдаленных районов Тибета я наблюдал, как местные деятели китайской компартии руководят приготовлениями к ежегодному празднику кочевников, во время которого традиционно проводятся состязания наездников. Коммунисты объясняли участникам фестиваля, собравшимся под огромными разноцветными шатрами, как плохо они жили при Далай-ламе. Кочевники в ответ выразили благодарность и сказали, что экономический прогресс позволил им продать лошадей и купить мощные мотоциклы.

Деловой мир толпится у ворот Китая в стремлении поживиться плодами бурно развивающейся экономики. В этой суматохе надежды тибетского народа как-то отходят на задний план. Китай поспешно модернизирует Тибет во вполне предсказуемой безвкусной манере однопартийного государства. Здесь возводят сверкающие аэропорты, прокладывают автомагистрали, а вскоре построят и самую высокогорную железную дорогу в мире. Во время нашей поездки по стране аппаратчиков компартии просто распирает от гордости за то, что тибетцам, с их древней верой в реинкарнацию, с их небесными похоронами и странными божествами, китайцы подарили атрибуты современного государства. Китай инвестировал миллиарды долларов в повышение уровня жизни в Лхасе и других городах и верит, что тибетцы благодарны ему за это.

Однако крупные капиталовложения в проекты по развитию инфраструктуры Тибета, который занимает территорию, сравнимую по размеру с территорией Западной Европы, не приносят благополучия простым тибетцам. Около 85 процентов коренного населения живут в сельской местности или в гетто в Лхасе, где они полностью лишены возможности участвовать в китайском экономическом буме.

Десять лет назад, вскоре после того, как Далай-лама признал шестилетнего Чоки Ниму 11-й реинкарнацией Панчен-ламы, сам мальчик и его родители были взяты китайцами под арест. Больше о них никто ничего не слышал. Вполне возможно, что мальчика уже нет в живых, или он томится в застенках китайского гулага. По мнению тибетских наблюдателей также вероятно, что коммунистическая партия воспитывает его в духе атеизма, чтобы сделать послушной марионеткой в руках режима, которая в нужный момент разоблачит «лживую сущность» тибетского буддизма.

В Китае горячо надеются, что в случае смерти Далай-ламы, которому в этом году исполнилось 70 лет, тибетцы признают своим духовным лидером Гьялцена Норбу, избранного китайцами на роль маленького Панчен-ламы и живущего в настоящее время в Пекине.

К растущему разочарованию китайских властей тибетцы холодно принимают Норбу во время его редких визитов. В начале этого года руководители армии, полиции и разведки собрали религиозных лидеров и пригрозили им наказанием, в случае если они не смогут убедить тибетцев принять Норбу.

Несмотря на это, буддисты продолжают открыто отвергать самозванца, либо ограничиваются лишь формальным соблюдением ритуалов в ответ на требования Пекина признать в мальчике Панчен-ламу. Сам за себя говорит тот факт, что китайцы стараются использовать его только на церемониальных мероприятиях, таких как недавнее вручение традиционного тибетского белого шарфа китайскому руководителю Ху Цзиньтау, которое состоялось в Великом народном дворце в Пекине. Этот акт пропаганды, однако, бессилен убедить тибетцев, которые слишком хорошо помнят, что именно Ху Цзиньтау, будучи руководителем коммунистической партии Тибета, в 1990 году ввел в стране военное положение. Именно он начал жестокое преследование монахов, которых теперь китайские власти пытаются лестью и уговорами убедить поддержать марионеточного Панчен-ламу».

Наши рекомендации