II Основные этапы и главные сражения Великой Отечественной войны (2 часа)
1 этап: Московская битва
2 этап Сталинградская и Орловская битвы
3 этап Битвы: за Днепр, операция «Багратион» и битва за Берлин
Источники и цена победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Темы рефератов
1. Великая Отечественная война в мемуарной литературе.
2. Орловская область в годы Великой Отечественной войны.
Дополнительное задание для самостоятельной работы
В годы Великой Отечественной войны Орловская область в течение долгого времени находилась в центре военных событии. Покажите на семинаре, какое отражение этот факт нашел в нашей местной литературе. Используйте на семинарском занятии соответствующие краеведческие издания. Осветите на местном материале такие вопросы, как перестройка всей жизни страны на военный лад, роль партизанского движения в борьбе с врагом, восстановление народного хозяйства в условиях военного времени и др.
Тема 15. Жизнь страны Советов в первое послевоенное двадцатилетие
План семинара 2 часа)
1. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Новая волна репрессий. Ленинградское дело
2. .XX съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Демократизация общества. "Оттепель".
3. Реформы 1953 – 1964 гг. Причины, противоречивый характер и последствия.
4. Политический портрет Н.С. Хрущева.
Темы рефератов
1. Н.А. Вознесенский – великий государственный деятель– жизнь и судьба
2. Восстановление народного хозяйства страны. Достижения, трудности и противоречия.
3. Соперничество СССР и США в освоении космоса.
4. Политическая борьба в руководстве Коммунистической партии и начало перемен в общественно-политической жизни страны после Сталина.
5. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты.
Дополнительное задание для самостоятельной работы
Роль личности в истории.
Важной методологической установкой современной исторической науки является признание исключительной роли человеческого фактора в развитии общества. Конкретизируйте этот тезис сопоставлением деятельности И.В.Сталина и Н.С. Хрущева. Опираясь на изученный материал предыдущих семинаров, приведите аналогичные примеры, раскрывающие роль личности в истории.
Тема 16. Советское общество на завершающем
Этапе существования СССР
1. Нарастание негативных явлений в социально- экономической жизни страны в 70-е – начале 80-х гг.
2. Усиление консервативных и бюрократических тенденций в политическом руководстве Советского общества во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Свертывание демократии.
Правозащитное движение в СССР.
3. Назревание глобального кризиса советской системы. Политика перестройки и концепция обновления советского общества. М.С.Горбачев.
4. Внешняя политика СССР в конце 40-х – начале 90-х гг. Успехи и просчеты.
Темы рефератов
1. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
2. Концепция развитого социализма и ее несостоятельность.
Дополнительное задание для самостоятельной работы
Составьте таблицу социально-экономического развития нашей страны в 1966-1985 гг. Включите в нее конкретные данные по каждой из четырех пятилеток- 8-й, 9-й, 10-й и 11-й. На основе этой таблицы покажите нарастание негативных явлений в экономике и социальной сфере нашей страны того времени.
Тема 17. Россия в 90-е годы XX – начале XXI
План семинара (2 часа)
1. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Октябрьские события 1993 г.
2. Основные направления социально-экономического и политического развития страны в 90-е годы. Экономические реформы, их цели и реальные достижения.
3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Роль России в современном мировом сообществе.
4. Основные направления и тенденции социально-экономического и политического развития России в современных условиях.
Темы рефератов
1. Россия в составе Большой Восьмёрки.
2. Современная периодическая печать как исторический источник.
Дополнительное задание для самостоятельной работы
На материале данного семинара, в частности при рассмотрении вопроса об основных направлениях социально-экономического и политического развития страны в 90-е годы, покажите цели реформы и ее реальные достижения и упущения и какое значение имеет изучение причинно-следственных связей в историческом процессе для его понимания