Русская культура xvi-xviii вв

Развитие культуры в XVI в.

После образования единого Русско­го государства в конце ХV – ХVI в. появилось немало произведе­ний о путях дальнейшего развития страны. Недаром ХVI век назы­вают веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочине­нии, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею со­здания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде круп­ных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т. е. дво­рян. С иными предложениями выступил Андрей Курбекий, напи­савший после бегства в Литву несколько произведений и посла­ний Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными че­ловеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому ра­зоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и мило­вать» любых своих подданных.

В ХVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного) на Крас­ной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1554-1561 гг. в честь взятия Казани.

В ХVI в. вокруг многих городов были построены каменные сте­ны. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф. С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т. д.;

Начало книгопечатания.

Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце ХV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в.. Однако точная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Библию, типография в Москве продолжала действовать.

Культура России ХVII в.

Почти весь ХVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед pycскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную, по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному; образу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода - целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немец­кого, польского языков.

По царскому почину возникли в Москве «комедийные дей­ства». Они устраивались пастором Грегори с помощью москов­ской молодежи из иноземцев. Пастор стал, затем обучать «коме­дийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «кре­постные актеры» - дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.

Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего ХVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти ХVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник » дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочи­нявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повсед­невную жизнь простых людей - «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества ХVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В ХVII в. был построен величественный ростовский кремль.

Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачи­вала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.

Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсу­ны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Мос­ковском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображе­нием человеческого лица. Используя традиционные иконографи­ческие приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Пер­вый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монас­тыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Развитие культуры в XVIlI в.

Мощный толчок в развитии куль­туры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех обла­стей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобрази­тельном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А. Матвеев, И. Никитин). Тогда же происходит становление: русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г. была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным научным центром.

Крупнейшим русским ученым ХVIII в., научная деятельности которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, химия, минералогия и др., его можно назвать первым русским специалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Ломоносов занимался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в академию он начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных путешественниками по Сибири, и позднее опубликовал своеобразный каталог этой коллекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени.

Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г.

Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог - В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились начатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азовском морях.

Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для на­чального и среднего образования. Но только при Екатерине 11 были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учре­дить в губернских городах главные училища, а в уездных - малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств.

При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями - одно для де­вочек из благородных семей, другое - для мещанок. Учреждени­ем Смольного института, было, положено начало женскому обра­зованию в России.

В русском искусстве ХVIII в. получили развитие такие направ­ления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились уди­вить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине ХVIII в. в творчестве известного архитектора В. В. Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Ека­терининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко ха­рактерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.

Во второй половине ХVIII в. на смену барокко приходит клас­сицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Своеобразие рус­ского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения ХVIII в. Для класси­цизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стрем­ление выдать реальное за идеальное.

Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплете­ние различных художественных течений обнаруживается в литера­турных образах, созданных Д И. Фонвизиным и М. В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым и Г. Р.Державиным, А. Н Радищевым и И. А. Кры­ловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослежи­вается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульп­турном портрете, в комедийном жанре.

В последней четверти ХVIII в. возникает сентиментализм. Важ­нейшим представителем русского литературного сентиментализ­ма является Н. М. Карамзин - автор «Писем русского путешествен­ника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.

Ведущее место в формировании просветительской идеологии ХУН! в. занимали Н И. Новиков и А. Н. Радищев.

Н. И. Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Ко­шелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников.

В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А. Радищева ­«Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поста­вил вопрос об уничтожении в России крепостного права, по­скольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отка­зывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екате­рина 11 назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, замененной ссылкой.

Наши рекомендации