Программа китайских либералов (конец XIX — начало XX в.)
1. Открыть школы, прежде всего Пекинский университет.
2. Учредить китайский банк, главное управление железных дорог и рудного дела, главное управление сельского хозяйства, промышленности и торговли, поощрять различного рода производство, вплоть до разрешения частным лицам открывать арсеналы.
3. Разрешить свободно открывать газетные издательства, свободно организовывать литературные организации.
4. Составить государственный бюджет, публиковать доходы и расходы за год помесячно.
5. Широко открыть дорогу мнениям; как чиновникам, так и людям из простого народа разрешить подавать доклады трону и обсуждать политику; правительство не должно этому препятствовать.
6. Разрешить создание крестьянских организаций и торговых союзов (гильдий) для защиты интересов крестьян и купцов.
Вопросы:
1. Какие изменения в жизни восточных обществ в XIX в. вызвало соприкосновение с Западом? Перед вами два документа: один отражает реакцию массового сознания на вторжение Запада, другой — реакцию либеральной интеллигенции. В чем разница между ними в отношении к Западу?
2. В чем видели источники всех бед участники восстания? Почему, помимо социальных недостатков, они обрушивались с критикой на технический прогресс? Какие достижения западной цивилизации предлагали использовать китайские либералы? Могли ли они в то время найти поддержку в массах? К каким результатам могла бы привести реализация программ ихэтуаней и либералов?
18)
О «немецкой идее»
Ф. фон Бернгарди. Из книги «Наша будущность», 1911 г.
Наша задача заключается в стремлении к мировому господству, чтобы добыть германскому народу необходимое для его развития пространство и обеспечить германскому гению подобающее в мире положение...
Из речи министра иностранных дел Германии князя фон Бюлова в рейхстаге 11 декабря 1899 г.
Мы не потерпим, чтобы какая-либо иностранная держава, какой-нибудь чужеземный Юпитер сказал нам: «Что делать? Мир уже поделен!» Мы не хотим никому мешать, но мы и не позволим никому стать нам на пути. ...Мы только тогда сможем держаться на высоте, когда мы поймем, что для нас невозможно благосостояние без большей мощи, без сильной армии, без сильного флота... В наступающем столетии немецкий народ будет или молотом, или наковальней.
О «русской идее»
А. С. Хомяков. Из статьи «О старом и новом», 1839 г.
Нам стыдно было бы не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою. Чем дальше они оглядываются, тем хуже и безнравственнее представляется им общество. Наша древность представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собою; но все это было подавлено, уничтожено отсутствием государственного начала, раздорами внутренними, игом внешних врагов Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь. ...Таким образом, мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными.
Вопросы:
1. Национальная идея в странах «молодого» капитализма получила разные формы и направленность. В чем видели немецкие государственные деятели основную задачу Германии? На что в первую очередь была направлена программа самоусиления германского государства?
2. Почему в России проблемы модернизации и усвоения опыта Западной Европы вызывали ожесточенные идейные споры? Каких взглядов на проблему модернизации России придерживается А. Хомяков? Согласны ли вы с ним? Ответ обоснуйте.
19)
Аммиан Марцеллин. «Деяния» (отрывок)
«... Племя гуннов, о котором мало знают древние памятники, живёт за Меотийскими болотами (за Аральским морем)... и превосходит всякую меру дикости. ...При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом скота... У них нельзя даже найти покрытого тростником шалаша; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением разве крайней необходимости; у них даже не считается безопасным находиться под кровлей.
Если случится рассуждать о серьёзных делах, они все сообща советуются в том же обычном положении. Они не подчинены строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают всё, что попадётся на пути. Иногда, угрожаемые нападением, они вступают в битвы клинообразным строем, со свирепыми криками. Будучи чрезвычайно легки на подъём, они иногда неожиданно и нарочно рассыпаются в разные стороны и рыщут нестройными толпами, разнося смерть на широкое пространство; вследствие их необычайной быстроты, нельзя и заметить, как они вторгаются за стену или грабят неприятельский лагерь. Их потому можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конце которых вместо острия с удивительным искусством приделаны острые кости, а врукопашную, очертя голову, рубятся мечами и на врагов, сами уклоняясь от ударов кинжалов, набрасывают крепко свитые арканы для того, чтобы, опутав члены противника, отнять у него возможность усидеть на коне или уйти пешком. У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея ни определённого места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь... Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина ...В перемирии они неверны и непостоянны, быстро увлекаются всяким дуновением новой надежды, то во всём полагаются на свою необузданную храбрость. Подобно неразумным животным, они не имеют никакого понятия о чести и бесчестии; они уклончивы и темны в речах, никогда не связаны уважением к религии; они пылают неудержимой страстью к золоту и до такой степени непостоянны и вспыльчивы, что никогда в один и тот же день без всякого подстрекательства изменяют своим союзникам и снова примиряются без всякого посредничества».
Вопросы:
1. Как Аммиан Марцеллин относится к гуннам, характеризует их хозяйство, общественный строй, военные обычаи?
2. Как объяснить его высказывание, что «никто из них (гуннов) не может ответить на вопрос, где его родина»? Почему римляне называли гуннов варварами?
20)