Стадия поздней родовой общины
Стадия позднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей в других. На протяжении всей этой стадии повсюду первая форма хозяйства вытесняла вторую. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества. В перспективе именно оно повело к разложению первобыт. общ. и складыванию классовых обществ.
Возросшие и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным. А это не могло не повлечь за собой начавшееся перераспределение собственности и расширение сферы трудового распределения.
Экономическую основу общества составляла коллективная, родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства - скот, орудия, утварь и т. п. - могли отчуждаться. Сходные явления происходили в области распределения пищи. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами.
Сохранявшееся в позднепервобытной общине естественное разделение труда поддерживало существование специфических половозрастных групп с их бытовой обособленностью, своими правами и обязанностями, тайными обрядами и т. д.
На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше он был легко расторжим по желанию любой из сторон, но с расширением связей между общинно родовыми коллективами кросскузенность постепенно исчезала. Усложнился процесс вступления в брак, стала развиваться свадебная обрядность.
Возникновение трудового распределения, при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, повлекло за собой укрепление парной семьи. Вопреки продолжавшемуся разобщению полов муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Отцы все чаще старались передать личное имущество своим детям.
В обществах с ранним производящим и высокоспециализированным присваивающим хозяйством общинно-родовая организация заметно усложнилась. Укрепление межобщинных отношений способствовало развитию институтов, как гостеприимство, побратимство и т. д.
Постепенно роды группировались во фратрии. Фратрии объединялись в племена. Племя было верховным собственником территории, носителем определенной культурно-бытовой общности, кругом эндогамных браков и обладало социально-потестарными функциями.
Организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Появились новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин.
Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов.
На стадии позднепервобытной общины главенство не наследовалось. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще всех общался с лидером - сыну, племяннику и т. п. При этих условиях у него было больше шансов стать лидером.
Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надежно обеспечивать соблюдение установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. Родоплеменная организация власти жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации - племени.