Уровни управленческих рисков в государственной деятельности.
Управленческие риски в деятельности государственной власти
можно подразделить на четыре группы:
риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;
риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;
риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;
риск военных действий и гражданских беспорядков.
Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко - от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.
Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество - например, принудительно длинная очередь на конвертацию. Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.
Последний из группы управленческих рисков в деятельности государственной власти
- это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.
Управленческий риск в деятельности государственной власти условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный. Под страновым риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием. Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.
Управленческий риск в деятельности государственной власти обуславливается многими факторами неопределенности, которые вызваны недостаточной рациональностью политики, сложностью и объемностью этой сферы. Условно их можно поделить на [9]:
- информационные, к которым относятся: отсутствие четкой и полной информации о всех имеющихся политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватное реагирование властей на нее, отсутствие четкого подсчета приобретений и потерь, непонимание и игнорирование интересов других участников политических действий и др.;
- социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого политического курса; деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и др. конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием большого количества нерешенных социальных проблем;
- персональные, связанные с лицом политика, устойчивостью его поведения, склонностью к автономии без учета коллективного характера политических действий, повышенной склонностью к риску;
- правовые: очень часто политический риск возникает вследствие правового и нравственного нигилизма, невыполнение принятых условий политического взаимодействия, нарушение требований закона и норм соглашений, которые носят морально-политический характер;
- экономические: отсутствие необходимых материальных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической инфраструктуры, неликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика;
- случайные: одним из источников политического риска выступает непосредственная случайность политики, которая ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий (болезнь, отстранение от должностей политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и др., что порождает любые угрозы и опасности). Факторы риска определяются на основе анализа разных аспектов проявления политики, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Факторы политических рисков играют решающую роль при принятии политических решений, поэтому их анализ – ключевое направление в работе по управлению рисками. Факторный анализ сложный, так как одни и те же факторы осуществляют в различных условиях неодинаковое влияние и могут в определенных условиях становиться незначительными. Необходимо найти взаимосвязь различных факторов, которая будет отображать связи между различными государствами, истории их развития, определять совокупный результат тех или иных политических мер и устанавливать связь между событиями [10]. Политические факторы включают:
- войны, конфликты, опасные ситуации и любые высказывания политических деятелей по поводу конкретных событий;
- отставка или смена правительства, выборы (смена правительства ведет к возможности изменения политического и экономического курса страны; влияет на привлекательность капиталовложений в ее экономику; отставка председателя Центрального банка вызывает мгновенную реакцию рынка);
- угроза национализации;
1.3 Основные причины возникновения управленческих рисков в деятельности государственной власти.
Изменение торгово-политического режима и таможенной политики;
изменения в налоговой системе, в валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности нашей страны;
изменения в системах экспортного финансирования;
нестабильность страны;
опасность национализации и экспроприации;
изменения законодательства (например, закона об иностранных инвестиция);
сложность с репатриацией прибыли;
геополитические риски;
социальные риски.
Управленческий риск в деятельности государственной власти обусловливается множеством причин неопределенности, вызванных в первую очередь недостаточной рациональностью политики, сложностью и обширностью этой области. Условно их можно подразделить на:
– информационные, к которым относятся отсутствие четкой и полной информации о всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого подсчета приобретений и утрат, непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий и т.д.;
– социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием множества нерешенных социальных проблем;
– правовые: зачастую политический риск возникает вследствие правового и морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих морально-политических характер;
– экономические: причиной управленческого риска в деятельности государственной власти могут также стать: отсутствие необходимых денежных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической инфраструктуры, неликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика и т.д.
– случайные: наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников управленческого риска в деятельности государственной власти выступает непосредственная случайность политики, которая ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий, (болезнь, отставка политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее, рождающих всевозможные угрозы и опасности).
Управленческий риск в деятельности государственной власти естественным образом возникает в условиях плюрализма, политической конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно вывести следующие свойства управленческого риска в деятельности государственной власти:
1. Универсальность этого вида рисков проявляется, прежде всего, в том, что он присутствует при политических решениях любого уровня, начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя.
2. Управленческий риск в деятельности государственной власти коллективен, так как обуславливается не столько индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми политическими интересами.
3. Иерархичность управленческого риска в деятельности государственной власти проявляется на уровне последствий, вызываемых, принятием тех или иных решений. В связи с этим выделяют следующую иерархию: мегариски или риски на глобальном уровне, региональные риски, страновые и наконец районные.
При изучении управленческий риска в деятельности государственной власти необходимо учитывать, что в социально-политической среде он проявляется не явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень общественных беспорядков забастовок, демонстрации и т.п.), стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти), политический плюрализм, степень этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения в политике (уровень национализма, коррупции, непотизма), роль принуждения при удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность, антиконституциональные действия и социальные конфликты.