Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
. В части 1 данной статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания и судей.
Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью, но действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента. В части 1 ст. 93 Конституции РФ говорится: "Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения".
На основании п. 1 ст. 98 Конституции РФ "члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей".
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы" сказано:
"1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности" <1>.
Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении ими преступных деянии, не связанных с выполнением депутатских обязанностей <1>.
В части 2 ст. 8 Закона об ОРД оговорены особые условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, их осуществление допускается только на основании судебного решения и при наличии информации (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ):
"1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)".
Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное расследование, определен ст. 150 УПК РФ.
3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно не только при наличии информации, указанной в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД, но и в случае возбуждения уголовного дела по признакам преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также по другим основаниям, перечисленным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 7.
4. Общие правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД, имеют исключения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (п. 4 ст. 15 УК РФ).
5. Форма обязательного уведомления судьи о неотложном проведении оперативно-розыскных мероприятии, ограничивающем конституционные права граждан, в тексте Закона об ОРД не указана. Однако в течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ необходимо получить судебное решение (или прекратить проведение оперативно-розыскных мероприятий), для чего выносится мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
6. В части 4 законодатель прежде всего строго ограничил круг лиц, чьи телефонные и иные переговоры разрешено прослушивать. К ним он отнес подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать такими сведениями. Определен и порядок хранения фонограмм и других носителей информации (введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ).
7. В связи с тем что прослушивание телефонных и иных переговоров осуществляется в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, и полученная информация может иметь большое доказательное значение в возбужденных в отношении их уголовных делах, в части 5 говорится о необходимости передачи носителей информации телефонных и иных переговоров следователю для приобщения их к уголовному делу (введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ).
8. В случае угрозы жизни, здоровью, собственности граждан, с их письменного согласия и на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов, разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.
9. Постановление о проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения выполняется инициатором мероприятия и утверждается руководителем органа внутренних дел, проводящего данное мероприятие. Если к организации указанных оперативно-розыскных мероприятий необходимо привлечение сотрудников других подразделений либо вышестоящих органов внутренних дел, то постановление должно утверждаться вышестоящим руководителем.
10. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ).
11. Часть 9 ст. 8 Закона об ОРД запрещает:
1) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
2) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
3) прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 4 и 6 части второй ст. 7 комментируемого Закона.
12. Часть 10 ст. 8 Закона об ОРД разрешает при обеспечении мер безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной форме.
13. Более подробно условия проведения ОРМ излагаются в ведомственных инструкциях по организации и тактике ОРД. Согласно правилам документооборота оперативно-розыскные документы подлежат сосредоточению в различных делах оперативного учета, которые органы, осуществляющие ОРД, могут заводить в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД. Специфика состоит в том, что в данных делах концентрируются документы, отражающие как процесс подготовки ОРМ, так и результаты их осуществления. Результаты проведенных ОРМ наносятся на специальные носители информации, образующие в систематизированном виде информационные массивы (банки данных) органов, осуществляющих ОРД.
Вопрос 18-22: