Общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1965 гг
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность.
В послевоенный период СССР и западные державы перешли от сотрудничества к конфронтации. Началась эра "холодной войны" - идеологического, политического противостояния капиталистической и социалистической систем. Руководители западных держав старались не допустить расширения сферы влияния СССР в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. СССР, в свою очередь, стремился укрепить свои позиции в этих странах, помогая проведению преобразований по советской модели "государственного социализма".
Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.
.
В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).
Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни завершилась в 1946 г. В марте 1946 г Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь до военного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Намечалось освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны.
Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привело к росту численности рабочего класса.
Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.
После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.
В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.
Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов.
Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.
И хотя внешне новая, “совнархозовская” система управления существенно отличалась от прежней, “министерской”, ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы.
Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%
Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.
Общественно-политическая, а наряду с этим и культурная жизнь, в послевоенный период устанавливалась полноценным сохранением руководящей и непоколебимой роли Коммунистической партии. С 1952 года, после очередного съезда, партия получила принципиально новое название и стала именоваться как Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). При этом, Коммунистическая партия Беларуси, например, являлась неотъемлемой составной частью КПСС и, разумеется, целиком и безоговорочно подчинялась руководящему органу, то есть Центральному Комитету. Вся пирамидальная система партии, то есть советы, всевозможные профсоюзы, а также комсомол и другие общественные организации, постоянно находились под неусыпным контролем главного партийного аппарата. Первые секретари старательно руководили проведением массовой коллективизации и следили за соответствующим поэтапным внедрением всех партийных аспектов и нововведений.
Первые послевоенные выборы в совет провели уже в 1946 году, а спустя два года местные советы депутатов трудящихся пополнили ряды управляющих. Культ личности Сталина при этом не колебался, все сохраняли верность единственному вождю и до последней буквы следовали указаниям главы государства. Естественно, особенно пышно и торжественно праздновали в СССР 70 юбилей вождя, который состоялся в 1949 году.
Известно, что в послевоенный период активно проводилась репатриация населения, то есть возвращение на родину многих бывших военнопленных, а также граждан, принудительно угнанных на различные работы. К данной категории населения причисляли и бывших узников концлагерей, а также политических беженцев и вообще всех переселенцев. Естественно, на фоне такого глобального возвращения людей, в конце сороковых годов сразу же начались активные политические репрессии. В первую очередь волна заключений и изгнаний коснулась деятелей культуры и науки Белорусской республики, кроме того, некоторые из этих ученых и писателей были репрессированы повторно. Напряженная и непонятная ситуация также сложилась в западной части государства, где в период проведения коллективизации диверсионную и террористическую деятельность продолжали осуществлять отряды армии Краёвой и особые бандитские группировки так называемых лесных братьев.
В художественной культуре, как и до войны, в послевоенный период активно усилился жесткий идеологический контроль. В конце сороковых были приняты различные постановления, призванные восстановить полную идеологическую однородность всей духовной жизни, а также укрепить главенствующую, руководящую роль партии во всех сферах культуры. Политические репрессии, постоянно отбирающие лучших деятелей культуры, вычищали остатки гениев из данного слоя населения.
Получается, что первое послевоенное десятилетие прочно вошло в историю как апогей сталинизма. Основной и важнейшей задачей стало восстановление народного хозяйства и всех сопутствующих отраслей, разумеется, включая науку и культуру. Понесшие в военное время огромные потери, все перечисленные отрасли смогли восстановиться не сразу. И если наука в то время была направлена единственно на обеспечение оборонной отрасли необходимыми достижениями, то культура целиком и полностью была направлена на отгораживание от запада. Такая изоляция дала свои плоды и разрушила налаженные связи ученых и артистов с мировым сообществом.
В народном образовании существенной и важной задачей стало внедрение семилетнего обязательного обучения, кроме того, для молодежи, естественным образом упустившей возможность учиться в период военных действий, создали специальные вечерние школы. Уже к 1950 году данная цель была достигнута и указанная система отлажена и внедрена. Для предоставления возможности учиться всем желающим, увеличилось количество высших учебных заведений. При этом в них тоже вводилась возможность проходить обучение как на очной форме, так и на вечерней либо заочной формах обучения. Административная система управления народным образованием 1946 была усилена отделом науки и высших учебных заведений.
Сеть научно-исследовательских институтов насчитывала немало новых заведений, среди которых фигурировали институт точной механики и вычислительной техники, прикладной геофизики, институт радиотехники и электроники, физической химии, институт ядерных проблем, а также институт атомной энергии. Разумеется, приоритетными являлись направления, служившие укреплению обороны страны. Поэтому, собственно, первое испытание водородной бомбы было произведено в СССР уже в 1953 году.
В то время, когда в развитии естественных и точных наук, активное и заметное вмешательство партийного аппарата стали тормозом для многочисленных исследований, то в противоположной сфере гуманитарных наук, диктат стал просто катастрофой. Советская литература строго контролировалась и не смела выходить за рамки исторических либо современных фактов. Довольно часто авторам навязывали историко-революционные темы. Однако, по мере увеличения идеологического контроля, даже популярная тема войны, человеческих судеб и лишений, трудного быта и нелегкого труда, различных фронтовых и тыловых будней, совершенно исчезала со страниц журналов и книг. Руководство решило, что такая информация отвлекает население от поставленных задач, а потому просто не нужна. Праздничная, положительная, бесконфликтная, но при этом совершенно бесцветная литература заполонила прилавки книжных магазинов.
Список литературы:
1. Гребельский П. Х., Мирвис А. Б. Дом Романовых. Биографические сведения о членах Царствовавшего Дома, их предках и родственниках. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб., 19с..
2. Вернадский, Г. Русская история: Учебник. – М.: Аграф, 2001. – 544 с.
3. Древнерусское государство IX-XVII вв.: учебное пособие / под ред. В.В.Гуляевой. – М.: Академический Проект, 2006. – 575 с.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М.АСТ, 1999. – 576 с.
5. История России: учебник для вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003. – 479 с.
6. Шмурло, Е. История России (IX-XX вв.). – М.: Аграф, 1997. – 736 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н.Сахарова. – М.: АСТ, 1999. – С. 344
8. Века А.В. История России. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2005. – С. 241