Каменный век на Дальнем Востоке
Вопрос.
Дальний Восток — наиболее удалённый от центра регион России, административно входит в Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации.
Население — 6,3 млн чел. (около 5 % населения России). Дальний Восток — самый депопулирующий регион страны: за период 1991—2010 гг. демографические потери составили 1,8 млн человек, или 22% населения[1].
Площадь региона — 6169,3 тыс. км², или около 36 % территории РФ. Географически, исторически и по активности миграции населения к Дальнему Востоку нередко относят Забайкалье.
Дальневосточный федеральный округ — административное формирование на Дальнем Востоке России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года с базированием Администрации ДВФО в г.Хабаровске. В округе практически все субъекты имеют выход к морю (кроме Амурской области и Еврейской автономии).
Состав округа
№ | Флаг | Субъект Федерации | Административный центр | Площадь (км²) | Население (чел.) | ВРП (млрд. руб.) |
Амурская область | Благовещенск | 361,913 | 829,200 | 136,784 | ||
Еврейская автономная область | Биробиджан | 36,266 | 176,600 | 26,695 | ||
Камчатский край | Петропавловск-Камчатский | 464,275 | 321,800 | 78,248 | ||
Магаданская область | Магадан | 462,464 | 157,000 | 41,948 | ||
Приморский край | Владивосток | 164,673 | 1,956,400 | 319,359 | ||
Республика Саха (Якутия) | Якутск | 3,083,523 | 958,300 | 304,986 | ||
Сахалинская область | Южно-Сахалинск | 87,101 | 497,900 | 335,878 | ||
Хабаровский край | Хабаровск | 787,633 | 1,344,200 | 273,212 | ||
Чукотский автономный округ | Анадырь | 721,481 | 50,500 | 30,699 |
Площадь Дальнего Востока России составляет 6215,9 тыс. км², 36% площади всей страны (самый большой по площади федеральный округ).
Территория Дальневосточного федерального округа полностью соответствует территории Дальневосточного экономического района.
Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года в Дальневосточном федеральном округе проживало на 9 октября 2002 г. 6 млн 692 тыс. 865 чел., что составляет 4,61 % населения России. Национальный состав:
1. Русские — 5 млн 470 тыс. 759 чел. (81,74 %)
2. Якуты — 435 тыс. 610 чел. (6,51 %)
3. Украинцы — 283 тыс. 000 чел. (4,23 %)
4. Корейцы — 61 тыс. 946 чел. (0,93 %)
5. Татары — 55 тыс. 361 чел. (0,83 %)
6. Белорусы — 45 тыс. 342 чел. (0,68 %)
7. Лица, не указавшие национальность — 43 тыс. 747 чел. (0,65 %)
8. Эвенки — 24 тыс. 761 чел. (0,37 %)
9. Эвены — 18 тыс. 737 чел. (0,28 %)
10. Азербайджанцы — 18 тыс. 094 чел. (0,27 %)
Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 года в округе проживало 6 млн 291 тыс 900 человек. Таким образом, за 8 лет население ДВФО сократилось на 400 тыс человек.
Вопрос
Дальний Восток принадлежит к числу многонациональных регионов страны. Большую часть населения составляют русские, много украинцев, меньше корейцев, белорусов и евреев. В Южном Приморье встречаются компактные группы татар, мордвы, чувашей, эстонцев и латышей, переселившихся сюда еще до Октябрьской революции.
В таежной и тундровой зоне на Дальнем Востоке проживают якуты, а также малочисленные народы, обитатели горно-таежных и островных районов Крайнего Севера: чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, алеуты, эвены, эвенки, юкагиры, жители Приамурья и Приморья —нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, нивхи, а также другие малочисленные народы.
Коренные жители ДВ:
АЙНЫ:
«Волосатые люди»
«Утар»-род
«Котан» - поселение
А́йны (яп. アイヌ айну?, букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка,Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались только в Японии. В Японии их насчитывается примерно 30000: около 25000 живут на Хоккайдо, остальные — в других частях Японии, в основном, в Токио.
Айны не занимались земледелием, а основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в человеческой популяции: не допускать демографических взрывов. Именно поэтому у айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — утар/утари — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке». Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились дисперсно по всем островам японского архипелага.
В настоящее время в Японии проживает около тридцати тысяч айну (то есть людей, которые самих себя считают айнами), из них около 25 тысяч проживают на Хоккайдо, остальные — в других частях Японии. 6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айну полностью ассимилированы и ничем практически не отличаются от японцев, они знают о своей культуре зачастую намного меньше японских антропологов и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов и традиционным бытовым шовинизмом японских обывателей[10]. При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айну культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример — бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов.
НИВХИ:
Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории Российской Федерации.
Самоназвания: нивх — «человек», нивхгу — «люди».
Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Язык нивхский. Численность — 5,2 тыс. человек (2002).
Нивхи заселили Сахалин в период позднего плейстоцена, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но во время ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники XII века. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их — гиляки. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849—1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1856 г. и Пекинского договора 1860 г.
Происхождение и языковая принадлежность
Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев — звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.
Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы.
По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи, коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу
Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже — варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.
1932 год – появление письменности.
ОРОКИ:
Самый малочисленный народ Дальнего Востока.
Язык ороков принадлежит к тунгусо-маньчжурской языковой группе. В настоящее время из сахалинских ороков им владеют 64 человека, также все ороки владеют русским языком.
Ороки родственны по языку и близки по культуре тунгусо-маньчжурским народам Приамурья — нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам; в хозяйственном отношении отличаются от них наличием оленеводства. В прошлом основную роль в жизни ороков играло рыболовство, оленеводство имело в основном лишь транспортное значение.
Зимним жилищем служил конический чум (сходный с эвенкийским), летним — близкий по типу к жилищу орочей двускатный крытый корой шалаш.Ороки относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы.
Ороки делились на экзогамные патрилинейные роды.В советское время почти все ороки проживающие на северо-востоке Сахалина были объединены в одном колхозе, основной хозяйственной отраслью которого являлось оленеводство.
НАНАЙЦЫ:
Жители материка.
Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. хэчжэ; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.
Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли (Г. Ходжер «Непроглядные сумерки»). В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках какгольды. В Китае нанайцы известны как хэчжэ.
Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.
Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.
ИТЕЛЬМЕНЫ:
Ительме́ны (ительмен. — ительмень, итэмэн) — одна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык — ительменский. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).
На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство, как морское, так и речное. В реках промышляли рыбу лососёвых пород. В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву. Орудия рыболовства в основном пассивные — запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объёмами вылавливаемой рыбы, её обычно заготавливали впрок — вялили, квасили, солили.
Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода. Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т. д.
В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причём не только пищевое, но и сырьевое.
КОРЯКИ:
Коря́ки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящеев время компактно проживают вКамчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.
Общая численность — около 9 тыс. чел. (8743 чел. по данным переписи 2002 года в РФ, в том числе 7,3 тыс. чел. — в Камчатском крае).
Говорят в основном по-русски, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. — алюторский язык. Письменность на русской основе.
В отношении религии среди коряков распространено христианство (русское православие), однако остаются сильны традиционные верования (шаманизм).
По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых. Каждая группа говорила на своём языке включала несколько более мелких территориальных групп:
§ тундровые коряки (кочевые, чавчувены, самоназвание чавчыв, чавчывав — оленевод) — кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык — собственно корякский. Включают:
§ каменцы (побережье Пенжинской губы)
§ паренцы (река Парень на северо-востоке полуострова Тайгонос)
§ итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос)
§ апукинцы (низовья реки Апука)
§ береговые коряки (оседлые; нымыланы, самоназвание нымылъын, нымылъу) — оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык — алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами. Включают:
§ паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная)
§ карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат)
§ алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка)
К береговым корякам близки кереки (берег Берингового моря между бухтой Наталья и мысом Наварин), в советское время включавшиеся в состав коряков.
Первые упоминания о коряках встречаются в документах середины XVII века.
Предки коряков являются, судя по культурной близости, создателями охотской культуры (1 тыс. н. э.).
Жилища коряков представляют собой конические переносные юрты — яранги. Также жилищами служили округлые полуземлянки диам. 3–12 м с центр.квадратными или округлыми очагами, обложенными камнями.
В XIX веке русскими первопроходцами началось активное освоение Дальнего Востока.
Вопрос
Каменный век на Дальнем Востоке
Центральное место в изучении истории того или иного региона занимает проблема
его первоначального заселения человеком. В результате активных археологических
исследований в бассейне Амура в 60-70-х годах XX века выдвинуто предположение о
возможности появления на этой территории человека еще в нижнем палеолите.
Палеолит в Приамурье. Древнейшие в Приамурье археологические
местонахождения человека обнаружены в долине реки Зеи – у села Филимошки, около
поселка Усть-Ту, а также у села Кумары в бассейне верхнего Амура. Найденные древние
изделия представляют архаичную галечную техникуобработки камня и отличаются
грубостью и примитивностью форм.
Орудия изготовлены из массивных, преимущественно кварцитовых, галек путем
раскалывания и оббивки. Наиболее широко представлены орудия, связанные в основном с
рубящими функциями, а так же скребла. Аналогичные памятники с древней галечной
техникой обработки камня выявлены на соседних с бассейном Амура территориях - в
Южной Сибири, на Алтае, а также в Китае, на юге Корейского полуострова, в Монголии.
Процесс обживания огромных территорий Восточной, Центральной и Северной Азии был
очень длительным. Первые люди, появившиеся здесь, с увеличением численности и
плотности населения, расселялись на новые территории. Поскольку основу существования
палеолитического человека составляла охота на диких животных, мигрировавших нередко
на значительные расстояния, становится вполне очевидной возможность появления
человека на юге Дальнего Востока. Предположения о раннем появлении человека в этой
зоне учитывает и специфику физико-географических условий того периода: отсутствие
резких климатических колебаний, не слишком суровый и относительно устойчивый
климат, что создавало вполне благоприятную обстановку для расселения первобытных
людей.
В эпоху верхнего палеолитанаряду с примитивными галечными орудиями
появляются изделия, выполненные в новой технике обработки – расщепление камня,
обработка орудий с двух сторон ретушью и т.п. Новая техника обработки камня означала
крупный сдвиг в эволюции приемов камнеобработки и явилась отражением
прогрессивных изменений во всей культуре первобытного человека.
Каменный век на северо-востоке Азии, Сахалине и Камчатке. В районах
Северо-Восточной Азии первые следы обитания людей выявлены на Камчатке, Чукотке, в
бассейне Колымы.
Судя по характеру материальных остатков на стоянках северо-восточной части
Дальнего Востока, первобытные люди занимались преимущественно охотой,
рыболовством и собирательством. В целом уровень хозяйства и техники здесь был не
ниже, чем в европейском палеолите.
В последние десятилетия серия ранних археологических памятников была открыта
на Сахалине и Курильских островах.
При сравнительном изучении материалов сахалинских и курильских памятников
устанавливается их достаточно близкое сходство со стоянками Приморья и северо-
восточной части Хоккайдо. В целом ранние комплексы Сахалина и Курильских островов
являются звеньями единой цепи древних культур в тихоокеанской зоне. Выделенные
аналогии в материалах позволяют говорить о материковых истоках этих культур и
длительных контактах первых обитателей островной гряды, которые прошли по
сухопутным мостам, связывавшим Сахалин с материком.
Неолит в бассейне Амура. В эпоху неолитаПриамурье являлось регионом, где
происходили сложные исторические процессы, формировались и развивались самобытные
культурные общности. В это время произошли коренные изменения в хозяйственной
деятельности древнего человека, осуществился переход от присваивающегося хозяйства к
производящему. Эпоха неолита на Нижнем Амуре представлена тремя культурами:
малышевской, кондонской, вознесенской. Все они имели общие черты и
последовательно сменяли друг друга. Неолитическое население Нижнего Амура
специализировалось на добыче и заготовке рыбы, об этом свидетельствуют
многочисленные находки крючков, блесен, гарпунов.
На Среднем Амуре наиболее древней из неолитических культур является
новопетровская, которую затем сменила громатухинскаякультура. Здесь кроме
рыболовецких орудий был найден богатый охотничий инвентарь.
Одной из основных особенностей, отличавших Приамурье и Приморье – в эпоху
неолита была оседлость. Как правило, поселения располагались на некотором удалении
от рек. Котлованы древних жилищ свидетельствуют о том, что это были полуземлянки.
Экономическую основу оседлого образа жизни людей, обитавших в Приамурье,
составляло рыболовство, а в таежных районах основным источником получения пищи
была охота. Собирательство у неолитических племен Приамурья имело подсобное
значение.
В III тысячелетии до н.э. в эпоху неолита у первобытных людей юга Дальнего
Востока зарождается земледелие. Об этом свидетельствуют присутствие в инвентаре ряда
приамурских и приморских памятников таких орудий, как мотыги, терочники, песты.
Появление этих инструментов говорит о развитии новой отрасли экономики –
культивации и обработки злаковых растений. Вместе с тем, различные районы юга
Дальнего Востока не являлись равноценными с точки зрения ведения земледельческого
хозяйства. Наряду с областями, имеющими благоприятные почвенно-климатические
условия, были зоны, где успешные занятия земледелием при низком уровне агротехники
чрезвычайно затруднялись или были просто невозможны. Это в первую очередь
прибрежные и горные районы.
Помимо занятий по добыче пищи, трудовая деятельность населения первобытных
поселков бассейна Амура включала разнообразные домашние промыслы и производства:
изготовление орудий труда и керамики, деревообработка, выделка шкур.
Примечательной чертой неолитического времени являлось выделение поселков с
узкой специализацией в определенных производствах. Такая специализация предполагала
достаточно высокий уровень присваивающей экономики.
В неолите у племен Приамурья выявилось яркое самобытное искусство. Оно
проявилось не только в оригинальности орнамента на глиняной посуде, но и в рисунках на
камнях. Самыми известными являются наскальные изображения (петроглифы) на Амуре
у с. Сикачи - Аляна, у с. Калиновки, на реках Кие и Уссури у с. Шереметьева.
Специфическая особенность амуро-уссурийских петроглифовзаключается в
наличии особых масок - личин. Маски широко распространенные у большинства народов
в прошлом, употреблялись как средство перевоплощения человека в духа.
Развитие сахалинского неолита протекало в схожих условиях. Большое количество
метательных орудий, инструментов для обработки шкур указывает на ведущее значение
охотничьего промысла. Определенную роль в системе жизнеобеспечения играли также
рыболовство и собирательство. В неолитических памятниках Сахалина еще не
прослеживается выразительных признаков экономики морского типа. Лишь в более
позднее время в этом регионе формируется культура морских охотников и зверобоев.
Обзор неолитических культур Приамурья позволяет отметить два важных момента:
1. связь, преемственность культур неолита с древнейшими на рассматриваемой
территории культурами каменного века. Это родство наиболее отчетливо
просматривается в традициях изготовления орудий труда и предметов
вооружения из камня;
2. пестрота археологической карты Приамурья в неолитический период. Каждая
культура выступает как самостоятельное, оригинальное явление со своими
традициями материального производства, быта, хозяйства.
Сопоставляя особенности развития культур севера и юга Дальнего Востока в
неолите, можно прийти к выводу о постепенном разделении исторических судеб
населения этих регионов. Если в предшествующее палеолитическое время связи северной
и южной частей Дальнего Востока были стабильными и активными, то для неолита
характерна переориентация в культурных контактах обитателей Северо-Восточной Азии,
связи с южными регионами ослабевают. Одна из причин этого явления обусловлена
формированием различных основ хозяйственного уклада и образа жизни у населения
севера и юга.
Неолит – это время, когда на смену относительному однообразию этнокультурного
развития приходит процесс индивидуализации культур отдельных этнических групп.