Общая характеристика, правовые основы безопасности и система органов ее обеспечения

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 де­кабря 2010 г. № 390-03 «О безопасности» (далее в данной главе — Закон о безопасности) государственная полити­ка в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, органи­зационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Государственная политика в области обеспечения без­опасности реализуется федеральными органами государ­ственной власти, органами государственной власти субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концеп­туальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.

Правовую основу обеспечения безопасности составля­ют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, фе­деральные конституционные законы, Закон о безопасности, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъ­ектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности (ст. 5 Закона о безопасности).

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспе­чения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения без­опасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтра­лизации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а так­же техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспе­чения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопас­ности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспече­ния безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обе­спечения безопасности в соответствии с законодательством РФ (ст. 3 Закона о безопасности).

Основными принципами обеспечения безопасности яв­ляются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина;

законность;

2) системность и комплексность применения федераль­ными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информаци­онных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

3) приоритет предупредительных мер в целях обеспече­ния безопасности;

4) взаимодействие федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объеди­нениями, международными организациями и гражданами к целях обеспечения безопасности (ст. 2 Закона о безопас­ности).

Законом о безопасности закреплены полномочия феде­ральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Со­нета Безопасности), органов государственной власти субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

В частности, Президент РФ обладает самыми широки- м и полномочиями в сфере обеспечения безопасности (ст. 8 Закона о безопасности). Он определяет основные направ­ления государственной политики в области обеспечения безопасности; утверждает стратегию национальной без­опасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения без­опасности; формирует и возглавляет Совет Безопасности; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, фе­деральными конституционными законами и федеральными законами.

Одним из элементов обеспечения безопасности является деятельность по обеспечению государственной безопасно­сти (ст. 1 Закона о безопасности). В соответствии с законо­дательством эта деятельность возлагается на ФСБ России, ФСКН России, Службу внешней разведки, ФСО России, ФТС России.

Наши рекомендации