Общая характеристика, правовые основы безопасности и система органов ее обеспечения
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-03 «О безопасности» (далее в данной главе — Закон о безопасности) государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Закон о безопасности, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности (ст. 5 Закона о безопасности).
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ (ст. 3 Закона о безопасности).
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
законность;
2) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
3) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
4) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами к целях обеспечения безопасности (ст. 2 Закона о безопасности).
Законом о безопасности закреплены полномочия федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Сонета Безопасности), органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.
В частности, Президент РФ обладает самыми широки- м и полномочиями в сфере обеспечения безопасности (ст. 8 Закона о безопасности). Он определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности; утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности; формирует и возглавляет Совет Безопасности; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Одним из элементов обеспечения безопасности является деятельность по обеспечению государственной безопасности (ст. 1 Закона о безопасности). В соответствии с законодательством эта деятельность возлагается на ФСБ России, ФСКН России, Службу внешней разведки, ФСО России, ФТС России.