Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие
Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов. Среди них есть факторы принципиального, методологического характера, прежде всего умение принимать во внимание специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов и учете их результатов.
Недостатки процесса прогнозирования зачастую могут быть связаны с двумя группами лиц — теми, кто разрабатывает модели и прогнозы и теми, кто пытается реализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессионализм первой группы — прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются или иные модели и прогнозы, приводят к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.
Вывод первый. Несоответствие описательно-информационных (до 90%) материалов в прогностических отчетах. Это может происходить, если объект исследуется в период ретроспекции прогноза. Тогда крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках занимает наименьший объем.
Вывод второй. Преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее — анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использованию прогностических систем высшего порядка.
Вывод третий. Нечеткое определение целей разработки прогнозов. Это приводит к вовлечению в описание объекта в периоде как ретроспекции, так и прогноза зачастую большего количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.
Вторая группа — представители власти, пытающиеся перенести существующие модели без должного анализа возможных проблем адаптации в новых условиях. Примером их неудачной деятельности могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Эти попытки приобретают извращенную форму, поскольку не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера страны.
Основные недостатки прогнозирования социальных процессов:
- соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза;
- недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние;
- неразработанность методических и процедурных аспектов;
- недостаточность объемов информации;
- недостаточность организационно-правовой основы процессов прогнозирования;
- недостаточность развития теории, методологии прогнозирования.
Недостатки информационного обеспечения прогнозов выражаются в первую очередь в использовании узковедомственных данных без должного учета, сравнения, сопоставления совокупной информации по смежным отраслям.
Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя все большее развитие получают временные творческие коллективы, включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности, но работающих в тесном взаимодействии.
Недостаточно полный учет свойств конкретных методов прогнозирования приводит к появлению ошибок, а иногда и к неправильным прогнозам.
В этой связи важно, чтобы специалисты по вопросам прогнозирования обращали внимание не только на свои успехи, но и на ошибки. Несмотря на отрывочность и незначительность данных об ошибках, их объем все же позволяет сделать некоторые выводы
общего характера.
Непрерывная последовательность «прогноз -> решение -> результаты -» ошибки —» прогноз» образует контур обратной связи - основную структуру управления всеми социальными системами. Именно посредством переплетения контуров обратной связи методы прогнозирования и связанные с ними ошибки влияют на дееспособность результатов прогнозирования.
Для понимания ошибок их следует рассматривать в условиях подобной структуры с контурами обратной связи. Однако подход типа «до» и «после» удобен лишь для количественных оценок ошибок и только в тех случаях, когда есть «после». При этом эффект ошибок не всегда проявляется непосредственно.
При построении глобальных качественных прогнозов эффект ошибок может быть не столь очевиден, и его выявление оказывается задачей, сравнимой по сложности с самой задачей прогнозирования: неточность прогнозов нельзя исправить с помощью простых поправочных соотношений.
Оценка широкого объема различных показателей качества прогнозирования должна быть заложена в сами методы прогнозирования.
Прогноз ценен, когда его сопровождает описание его достоверности (конечно, имеющее некоторую степень определенности). Вероятностные оценки точности прогнозов отражают лишь количественную сторону этой достоверности, и эти оценки применимы лишь для количественных методов прогнозирования.
Эффективность прогнозов
Эффективность прогнозирования - комплексный критерий качества прогнозирования, подразумевающий достоверность, точность прогноза на этапе его построения. Эффективность прогнозирования не связана жестко с методом и во времени возникает одновременно с прогнозом. Эффективность прогнозирования можно считать его качественной составляющей, которая, в отличие от количественной, призвана описывать положение прогноза во всем многообразии прогнозного фона, в том числе во взаимоотношении с окружающей средой.
Понятие «эффективность прогнозирования» вводится для того, чтобы учитывать с его помощью качественную, творческую составляющую прогнозирования в схеме реального контура с обратной связью.
Поскольку системный подход представляет собой методологию анализа объектов в природе и обществе как систем, а объекты прогнозирования могут рассматриваться как системы, то он в полной мере применим к проблемам прогностики. Отношения, устанавливаемые между элементами в системе, обладают теми или иными свойствами, характеризующими взаимосвязь, взаимодействие или упорядоченность данных элементов, и являются конкретными проявлениями центрального положения о целостности системы. Две основные функции системного подхода: а) постановка проблем, связанных с получением новых знаний и решением новых задач; б) методологический анализ существующего знания — реализуются на основе принципа целостности, согласно которому взаимосвязь и взаимодействие элементов порождают новые, системные свойства объекта, не присущие его отдельным элементам, и ряда других принципов. Таким образом, прогнозирование состояния или поведения систем нельзя рассматривать как формальное предвидение состояния или (и) поведения компонентов систем, а необходимо учитывать их взаимосвязь и появление новых свойств в связи с новым состоянием и поведением компонентов.
Кроме того, необходимо учитывать возможность новых форм взаимодействия системы с окружающей средой. С этой точки зрения можно выделить следующие аспекты рассмотрения системы при прогнозировании:
- системно-компонентный аспект, предусматривающий на
начальном этапе исследование компонентного состава системы;
- системно-структурный аспект, предусматривающий изучение внутренних связей системы;
- системно-функциональный аспект, связанный с рассмотрением функциональной зависимости между элементами системы;
- системно-интегративный аспект, рассматривающий системообразующие механизмы, т.е. основные факторы, обусловливающие формирование системы и ее функционирование;
- системно-коммуникационный аспект, рассматривающий взаимодействие системы со средой;
- системно-исторический аспект, позволяющий учитывать ретроспективу и перспективу развития.
Этот подход может быть использован в прогнозировании различных сторон общественной жизни.