Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
Право и религия.
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.
Религия как форма общественного сознания формирует систему человеческих норм и ценностей. Религия тесно связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания.
Из лекции:Религиозные и прав нормы могут взаимодействовать. В ранних государствах это были единые нормы. Для мусульман прав системы осн источник норм это коран и другие религиозные книги. То же самое в Европе когда Ватикан обладал большой властью. Бывают ситуации когда право полностью вытесняет религ нормы в духовную сферу, что логично для Романо-германской системы. Право может взаимодейст с религ нормами , так происхж с мусульман прав системе, например сейчас с Турции и Египте, религ нормы частично регулирующей сферу личных отн, а в эмиратах мусульманское право почти полностью регулирует жизнь населения, так как Эмираты экономич независимы и им не надо подстраиваться под западное право. Но взаимоотн права и религии не всегда зависит от вида прав системы.
3 формы взаимодействия государства и церкви
ü Духовная и светская власть разделены, между собой не связаны и не влияют друг на друга. Такая форма взаимодействия характерна для современного демократического государства
ü Государство и церковь тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Действия государства характеризуются как угодные богу, а церковь может выполнять гос функции. Религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества
ü Государство враждует с церковью, участвует в отрицании религиозных догматов, закрывает церковные учреждения, преследует священнослужителей.
Право и экономика.
Из лекции: Право это система регулирования, а экономика это система хозяйствования ( обмена, производства, потребления, распределения). Сама экономика явл содержанием, а право явл формой. Право оформляет эти экономические отношения, соотношения как форма и содержание.
Проблемы:
Вопрос первичности. Зачастую именно форма может определять содержание, особенно когда экономика не может развиваться сама. Например в России нефтегазовая отрасль не может сама развиваться, поэтому ее сверху, на уровне права облекают в новую форму, развитие инноваций.
( вопрос про 2008г.: Глоб кризис, пришел с запада. Отсутствие регулятивных процессов в экономике не позволяет ей самой себя обеспечит. То есть нет мер по регулированию государственному, то идет монополизация, а также уничтожается малый бизнес.)
Далее систему права и систему экономики можно рассм как две регулирующие системы. Экономика в принципе может выступать системой регулирования, есть экономич законы неправовые, эти законы теоретич можно считать нормами. Свои неправовые законы у рыночной ( законы спроса и предложения, конкуренция) и у плановой экономика ( планирование).
Право и экономика тесно связаны между собой. С одной стороны, сущность, содержание права в значительной мере предопределены системой экономических отношений, господствующих в обществе, и прежде всего отношений собственности.
Эту предопределенность права системой экономических отношений в особенности подчеркивает марксизм. Право не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества, отмечал К. Маркс. Юридический позитивизм связывал развитие права с развитием товарообмена, кредита, конкуренции, сложных договорных отношений, что потребовало издания большого числа норм. Право рассматривалось как явление чисто экономическое, как слепок экономических и политических отношений.
Зависимость реализации законов от экономических условий весьма ярко проявляется в социальной сфере. Экономическая слабость государства является причиной того, что многие из них в полную меру не действуют, подталкивает государство на корректировку социального законодательства в сторону уменьшения расходов и в конечном счете ведет к снижению уровня социальной защищенности граждан.
Однако влияние экономики на право не следует рассматривать слишком прямолинейно. На право оказывает влияние целая совокупность социальных факторов. В силу этого право в определенных пределах относительно самостоятельно, независимо от экономики, а потому оказывает обратное влияние на ее развитие. Это неизбежно, ибо экономические отношения облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответствует уровню ее развития, или, наоборот, тормозить ее развитие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на развитие экономики. Это осуществляется путем регулирования отношений собственности, товарных отношений (отношений между производителями и потребителями товаров), принятием налогового, таможенного законодательства и т. д.
Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяется его юридическая сила. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, континентальный шельф и двенадцати мильная морская зона. Она включает территории российских дипломатических представительств за рубежом, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих государству.
По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
Итак, в зависимости от своего вида нормативные правовые акты действуют по-разному:
а) распространяются на всю территорию государства;
б) действуют лишь на какой-то точно определенной части страны (например, многие нормативные акты федерального уровня в Российской Федерации касаются территорий Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.д.);
в) предназначаются для действия за пределами государственной территории (суверенитет государства распространяется на территории своих посольств, военных и воздушных судов и др.).
Следует иметь в виду и принцип экстерриториальности. Согласно этому принципу, в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки и территории, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Иностранные посольства, консульства считаются находящимися на территории того государства, чье представительство в данном здании. Соответственно, они подпадают под действие законодательства представляемого государства.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц:
- действует в отношении всех лиц находящихся на территории данного государства
- в отношении всех граждан данного государства (в отношении граждан и за пределами государства)
Искл: послы, консулы, дипломаты и члены их семей
4. Юридическая практика: понятие, виды, структура.Спросить на конс или надо из старых лекций
Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, толкование и реализацию юридических предписаний.
Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.
В структуре юридической практики выделяют:
1) объект практики. Это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы;
2) юридические действия, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений;
3) средства практики – это явления и предметы, посредством которых происходит обеспечение достижения цели;
4) способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством определенных средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;
5) результат, воплощающий в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;
6) формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания.
В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики.
В функциональном плане выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Характерной чертой этих типов считают то, что изменения общественных отношений происходят здесь посредством правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.
Кроме того, каждый вид юридической практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.
Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды: 1) оперативно-исполнительную; 2) юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).
По субъектам можно разделить: 1) на законодательную; 2) судебную; 3) следственную; 4) нотариальную и др.