Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Право и религия.

Религия — миро­воззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регуля­тивные механизмы первобытного общества. В период распада первобытнообщинного строя происхо­дит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.

Религия как форма общественного сознания формирует систему человеческих норм и ценностей. Религия тесно связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания.

Из лекции:Религиозные и прав нормы могут взаимодействовать. В ранних государствах это были единые нормы. Для мусульман прав системы осн источник норм это коран и другие религиозные книги. То же самое в Европе когда Ватикан обладал большой властью. Бывают ситуации когда право полностью вытесняет религ нормы в духовную сферу, что логично для Романо-германской системы. Право может взаимодейст с религ нормами , так происхж с мусульман прав системе, например сейчас с Турции и Египте, религ нормы частично регулирующей сферу личных отн, а в эмиратах мусульманское право почти полностью регулирует жизнь населения, так как Эмираты экономич независимы и им не надо подстраиваться под западное право. Но взаимоотн права и религии не всегда зависит от вида прав системы.
3 формы взаимодействия государства и церкви

ü Духовная и светская власть разделены, между собой не связаны и не влияют друг на друга. Такая форма взаимодействия характерна для современного демократического государства

ü Государство и церковь тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Действия государства характеризуются как угодные богу, а церковь может выполнять гос функции. Религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества

ü Государство враждует с церковью, участвует в отрицании религиозных догматов, закрывает церковные учреждения, преследует священнослужителей.

Право и экономика.

Из лекции: Право это система регулирования, а экономика это система хозяйствования ( обмена, производства, потребления, распределения). Сама экономика явл содержанием, а право явл формой. Право оформляет эти экономические отношения, соотношения как форма и содержание.
Проблемы:
Вопрос первичности. Зачастую именно форма может определять содержание, особенно когда экономика не может развиваться сама. Например в России нефтегазовая отрасль не может сама развиваться, поэтому ее сверху, на уровне права облекают в новую форму, развитие инноваций.
( вопрос про 2008г.: Глоб кризис, пришел с запада. Отсутствие регулятивных процессов в экономике не позволяет ей самой себя обеспечит. То есть нет мер по регулированию государственному, то идет монополизация, а также уничтожается малый бизнес.)
Далее систему права и систему экономики можно рассм как две регулирующие системы. Экономика в принципе может выступать системой регулирования, есть экономич законы неправовые, эти законы теоретич можно считать нормами. Свои неправовые законы у рыночной ( законы спроса и предложения, конкуренция) и у плановой экономика ( планирование).

Право и экономика тесно связаны между собой. С одной стороны, сущность, содержание права в значительной мере предопределены системой экономических отношений, гос­подствующих в обществе, и прежде всего отношений собст­венности.

Эту предопределенность права системой экономических отношений в особенности подчеркивает марксизм. Право не может быть выше экономического и культурного уровня раз­вития общества, отмечал К. Маркс. Юридический позитивизм связывал разви­тие права с развитием товарообмена, кредита, конкуренции, сложных договорных отношений, что потребовало издания большого числа норм. Право рассматривалось как явление чисто экономическое, как слепок экономических и политических отношений.

Зависимость реализации законов от экономических усло­вий весьма ярко проявляется в социальной сфере. Экономи­ческая слабость государства является причиной того, что мно­гие из них в полную меру не действуют, подталкивает госу­дарство на корректировку социального законодательства в сторону уменьшения расходов и в конечном счете ведет к сни­жению уровня социальной защищенности граждан.

Однако влияние экономики на право не следует рассмат­ривать слишком прямолинейно. На право оказывает влияние целая совокупность социальных факторов. В силу этого право в определенных пределах относительно самостоятельно, неза­висимо от экономики, а потому оказывает обратное влияние на ее развитие. Это неизбежно, ибо экономические отноше­ния облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответст­вует уровню ее развития, или, наоборот, тормозить ее разви­тие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на развитие экономики. Это осуществля­ется путем регулирования отношений собственности, товар­ных отношений (отношений между производителями и по­требителями товаров), принятием налогового, таможенного законодательства и т. д.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определя­ются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития ры­ночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) дохо­дов между различными слоями общества через систему налогов, государст­венный бюджет, специальные социальные программы.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяется его юридическая сила. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, континентальный шельф и двенадцати мильная морская зона. Она включает территории российских дипломатических представительств за рубежом, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих государству.

По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Итак, в зависимости от своего вида нормативные правовые акты действуют по-разному:

а) распространяются на всю территорию государства;

б) действуют лишь на какой-то точно определенной части страны (например, многие нормативные акты федерального уровня в Российской Федерации касаются территорий Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.д.);

в) предназначаются для действия за пределами государственной территории (суверенитет государства распространяется на территории своих посольств, военных и воздушных судов и др.).

Следует иметь в виду и принцип экстерриториальности. Согласно этому принципу, в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки и территории, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Иностранные посольства, консульства считаются находящимися на территории того государства, чье представительство в данном здании. Соответственно, они подпадают под действие законодательства представляемого государства.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц:

- действует в отношении всех лиц находящихся на территории данного государства

- в отношении всех граждан данного государства (в отношении граждан и за пределами государства)

Искл: послы, консулы, дипломаты и члены их семей

4. Юридическая практика: понятие, виды, структура.Спросить на конс или надо из старых лекций

Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, толкование и реализацию юридических предписаний.

Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.

В структуре юридической практики выделяют:

1) объект практики. Это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы;

2) юридические действия, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений;

3) средства практики – это явления и предметы, посредством которых происходит обеспечение достижения цели;

4) способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством определенных средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;

5) результат, воплощающий в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;

6) формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания.

В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики.

В функциональном плане выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Характерной чертой этих типов считают то, что изменения общественных отношений происходят здесь посредством правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Кроме того, каждый вид юридической практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.

Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды: 1) оперативно-исполнительную; 2) юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).

По субъектам можно разделить: 1) на законодательную; 2) судебную; 3) следственную; 4) нотариальную и др.

Наши рекомендации