Республиканские ВВС. Самолеты
Собственный авиапотенциал республиканской Испании был весьма скромен: не самые новые истребители (например, «Ньюпор-Деляж.NiD-52») и «антиквариат» вроде «Фармана.F-29».
«Ньюпор-Деляж.NiD-52».
Для бомбардировок использовались французские «Бреге-19» (лучшие легкие бомбардировщики прошлого десятилетия!) и разведчики «Потезы-25», машины, как известно не самые быстрые и маневренные. Имелось несколько британских «Виккерсов».
Агитационный плакат республиканцев.
С началом конфликта дефицит аппаратов этого типа стал особенно ощутимым, поэтому для целей бомбометания стали переделываться гражданские самолеты: голландские трехмоторные «Фоккеры.F-7», английские «Майлзы» и др. На «Майлзах» соорудили импровизированные подвески для четырех бомб небольшого калибра. А на Моноспары «ST-12» и «ST-25», закупленные когда-то для фотограмметрических работ, поставили пулеметы и в кабины стали брать запас бомб, которые выбрасывал в боковую дверь специальный член экипажа, называемый «бомбокидатель».
Ясно, что такие аппараты имели минимальную боевую ценность и становились легкой добычей противника. Вот только один из примеров.
Лучший легкий бомбардировщик начала 1930х годов «Бреге-19».
12 декабря 1936 года бомбардировачная эскадрилья республиканцев в составе «Бреге», двух «Майлзов», «Фармана» и двух « Моноспаров» получила приказ разбомбить аэродром националистов Виллареаль.
Из-за разницы в скорости группа растянулась на несколько километров и уже не могла рассчитывать на эффективное прикрытие истребителей.
Благополучно отбомбились только первые машины, а остальные были атакованы противником. Замыкающим шел «Моноспар». Ему и досталось больше всех. Самолет оказался беззащитным против быстроходных и прекрасно вооруженных вражеских истребителей, был прошит несколькими пулеметными очередями и камнем рухнул на землю. Оба летчика погибли.
С началом войны авиапарк правительственного лагеря был усилен благодаря помощи дружественных держав.
На вооружении республиканских ВВС находился французский истребитель «Девуатин.D-510».
Страны буржуазной демократии предпочитали негласную помощь. Около 320 самолетов были тайно переправлены из Европы: французские истребители «Гурду Лизье-32», «Девуатин. D-371», «D.500» и «D.510», «Loire Nieuport-46», «Bleriot-SPAD. S-510», многоцелевые голландские «Кольховены», истребители «Летовы» из Чехословакии.
Не все «подарки» оказались кстати. Например, с чешскими аппаратами у испанцев было много проблем: пулеметы стоявшие на них оказались нестандартного для Испании калибра, поэтому боеприпасов для них было ничтожно мало, да и скорость этих истребителей оставляла желать лучшего.
Новая модификация знаменитого биплана Н.Поликарпова «И-15 бис».
Советский Союз открыто осудил мятежников. СССР передал республиканской армии около 800 своих лучших самолетов: «И-15», «И-153», «И-16», «УТИ-4», «Р-5» и бомбардировщики А.Туполева «СБ». «И-15» стали надежным подспорьем республиканцев. Из-за нехватки истребителей на советские «Ишаки» ложилась практически непосильная ноша.
Для подтверждения интенсивности их работы приводим хронику только одного дня боевой работы истребителей в небе Страны Басков. 23 апреля 1937 года:
10:00 – «И-15» без боя отогнали от Бильбао франкистские самолеты.
11:20 – еще раз отогнали бомбардировщики от Бильбао.
Испанские антифашисты.
14:20 – авиаотряд выполнил разведывательный полет над линией фронта. Отогнали 11 самолетов противника, обстреляв их с большой дистанции.
15:45 – две эскадрильи отбили налет 20 бомбардировщиков на Сан-Себастьян. Один вражеский самолет был сбит.
16:00 – противник предпринял налет на Бильбао (десятки бомбардировщиков под прикрытием истребителей). «И-15» приняли бой. Был сбит «Хенкель» и самолет неустановленного типа. Республиканцы потеряли один самолет.
И так практически каждый день….
Интересный факт: многие немецкие летчики называли «И-15» «Кертиссами», принимая их за известные североамериканские истребители, и не веря, что русские могли сами разработать столь удачный самолет.
Советский истребитель «И-16».
Моноплан Поликарпова «И-16» также прошел «боевое крещение» в небе Испании. Обычная тактика республиканцев: «И-15» атакуют вражеский аэродром, а более маневренные «И-16» прикрывают их на случай появления противника в воздухе. Во время одной из таких атак на аэродром Гарапиниольс 50 из 80 готовых к взлету самолетов мятежников были уничтожены, остальные – повреждены. Ни одна из машин республиканцев не пострадала.
На исходе Гражданской войны, уцелевшие советские самолеты были вывезены на Родину.
Несколько поврежденных «И-15» и «И-16» оказались в руках противника. Немецкие механики восстановили один из «И-16» и отправили его в Германию для сравнительной экспертизы. Это много говорит об уважении, которое заслужил этот истребитель в стане противника.
«И-15бис». Приборная доска.
«И-159.Чайка».
Вместе с тем, в испанском небе выявились недостатки советской авиатехники. «И-16» и «И-153» в сравнении с лучшими немецкими истребителями оказывались менее скоростными. Есть сведения, что порой они не в состоянии были догнать даже вражеский бомбардировщик.
Около 90% всех советских машин имели на вооружении только пулеметы, в то время как германские были оснащены гораздо более эффективными авиационными пушками.
Отрицательный опыт, полученный на Пиренеях, необходимо было учитывать в преддверии большой войны. На это была отпущена пара лет…. К несчастью, советское командование так и не воспользовалось предоставленным историей шансом!
Тем не менее, в небе Испании, в котором использовались очень разные по качеству машины, советские самолеты были еще вполне конкурентноспособны. К тому же, недостатки конструкции компенсировались мастерством и храбростью пилотов.