Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Ответственность за ненадлежащую рекламу
Ненадлежащей рекламой признается недобросовестная, недостоверная (в том числе заведомо ложная), неэтичная, скрытая и иная реклама, в которой допущены нарушения требований закона.
· Недобросовестная реклама
Одним из видов ненадлежащей рекламы является недобросовестная реклама (ст. 6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 2 ноября 2004 г.; далее - Закон)). Международный кодекс рекламной деятельности содержит положение о недопустимости использования чужой репутации и имитирования в собственной работе чужой рекламы. Недобросовестная реклама не допускается. Таковой признается реклама, которая:
1) является некорректной по отношению к потребителям - дискредитирует лиц (физических и юридических), не пользующихся рекламируемыми товарами;
2) некорректна по отношению к конкурентам и/или их товарам - содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов;
3) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров. Копирование или подражание приводит к сходству до степени смешения рекламируемых товаров с другими товарами и потому недопустимо.
Недобросовестной также является и реклама, которая вводит потребителей в заблуждение путем злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний. Отсутствие в рекламе части существенной информации, приводящее к искаженному представлению о рекламируемых товарах или услугах, также признается злоупотреблением доверием потребителей. За изготовление, размещение и распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
Прямые некорректные сравнения, когда преподносится информация о том, что товар конкурента хуже рекламируемого по тем или иным параметрам, встречаются не так часто. Гораздо больше случаев, когда сравнения и выпады в адрес конкурента завуалированы, делаются в форме пародии на его рекламу, и не всегда их можно признать нарушением Закона.
· Недостоверная реклама
Ненадлежащей рекламой признается также недостоверная реклама (ст. 7 Закона), т.е. реклама, в которой искажается рыночная информация, в которой присутствуют не соответствующие действительности (ложные, преувеличенные, неточные и т.д.) сведения в отношении:
1) информации о самом рекламодателе;
2) характеристик товара. (К характеристикам товара относятся природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия (на что было указано выше), наличие сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения. Перечень характеристик является исчерпывающим. Примером недостоверной рекламы может служить реклама препарата ПА-НАН-ГИН. В ней говорилось, что указанный препарат лечит стенокардию, что не соответствует действительности.);
3) наличия товара на рынке и возможности его приобретения;
4) стоимости товара;
5) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
6) предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
7) гарантийных обязательств - ссылок на какие-либо гарантии потребителю;
8) исключительных авторских, смежных прав, прав на товарный знак (знак обслуживания);
9) прав на использование государственных символов (герба, флага, гимна РФ и др.), символов международных организаций (Международного Олимпийского комитета, Всемирной организации здравоохранения и др.);
10) официального признания, получения наград, призов;
11) результатов исследований и испытаний, статистических данных, ссылок на рекомендации либо одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
12) сравнений с другим товаром, с правами и положением иных юридических или физических лиц, использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный", "лидер", "впереди (выше) всех" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.
· Неэтичная реклама
Неэтичная реклама также не допускается (ст. 8 Федерального закона "О рекламе").
Неэтичной является реклама, порочащая какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар, государственные и религиозные символы, денежные знаки какого-либо государства, объекты искусства национального или мирового значения.
В январе 2003 г. Экспертный совет по применению законодательства о рекламе МАП в связи с жалобами метеорологических организаций рассмотрел рекламу тарифного плана "Прайм" ОАО "ВымпелКом". В рекламе приводилось сравнение точности прогноза погоды и информации о счете, получаемом абонентами сети Би Лайн. Экспертный совет пришел к выводу о том, что реклама способна ущемить репутацию профессии синоптика и принял решение рекомендовать МАП обратиться к рекламодателю с целью прекращения распространения рекламы.
Неэтичной признается также реклама, которая содержит информацию (текстовую, визуальную, звуковую), нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений физических лиц.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21 Конституции РФ). Достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами Российской Федерации.
Понятие этичности, в том числе и в рекламе, является оценочным. Критерий неэтичности, как и критерий непристойности, законодательно не установлен и субъективен для каждого конкретного случая. В отсутствие четкого определения общепринятых норм регулировать эти вопросы в рекламе затруднительно.
Неэтичная реклама, несмотря на то, что является ненадлежащей и не допускается в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", используется довольно часто, особенно на телевидении. Алгоритм действия нарушителя законодательства о рекламе в данном случае прост: он надеется, что общественный резонанс от такой рекламы с лихвой окупит "штрафные" издержки.
За гранью морали
Обычно неэтичной признается реклама, которая способна вызвать негативные эмоции, в том числе излишне сексуальная и содержащая нецензурный подтекст.
· Заведомо ложная реклама
Особый вид недостоверной рекламы - заведомо ложная реклама (ст. 9 Закона). Таковой признается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Реклама может быть заведомо ложной как в целом, так и в какой-либо ее части.
Сделка, совершенная под влиянием ложной рекламы, может быть признана судом недействительной на основании ст. 179 ГК РФ (как совершенная под влиянием обмана). Для признания рекламы заведомо ложной не требуется выявления реальных потерпевших от нее лиц, достаточно установить факт умысла в незаконных действиях рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя).
Скрытая реклама
Ненадлежащей и, соответственно, недопустимой является скрытая реклама (ст. 10 Закона).
Скрытой признается реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования отдельных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, в радио-, теле-, видео-, аудио-, кино- и другой продукции и распространяемая иными способами.
Как отмечалось, скрытой является реклама, которая подается под видом информационного и иного материала (ст. 5 Закона "О рекламе"). Кроме того, к скрытой рекламе относят и так называемый 25-й кадр. 25-й кадр в секунду невозможно уловить человеческим глазом, однако он воздействует на подсознание и психику человека.