Политическое лидерство в системе общественных отношений
В числе субъектов общественных отношений особое место занимают общественные лидеры, которые выделяются среди массы людей, как правило, своими способностями, одаренностью, высокой социальной активностью. Они становятся или пытаются стать во главе различных социальных групп, образований и институтов, стремятся к руководству ими и выражению их интересов. В переводе с английского «лидер» (1еадег) - ведущий, руководитель. Это личность, способная оказывать длительное и порой решающее влияние на функционирование и развитие общества, его отдельных сфер и сторон, на общественные процессы и явления, социальные институты и субъекты. Функциональная роль лидера отражается понятием «лидерство». В самом общем смысле лидерство представляет собой легитимное, поддержанное определенным социальным образованием особое поведение индивида (группы), обеспечивающее сплочение, организацию и управление совместными действиями людей в процессе достижения каких-либо целей.
Лидеры и лидерство имеются во всех сферах общественных отношений и жизнедеятельности людей. Особой их разновидностью являются политические лидеры и политическое лидерство. Политический лидер - это ведущий член общества, социальной организации, группы, наделенный определенной властью и способный с ее помощью реализовыватъ их интересы, оказывать существенное влияние на политически,
групповой деятельности людей в сфере политики, в система сти и властных отношений для достижения определение" леи. В современном обществе политическое лидерство является способом построения и организации власти, основанным на объединении различных социальных групп вокруг выдвинутой политическим лидером программы решения определенных социальных задач и проблем.
Возникновение политических лидеров и политического лидерства связано с формированием общественных интересов и государств, политики как особого вида общественных отношений, с превращением личности в самостоятельный субъект политического действия. Во все времена политические лидеры и политическое лидерство характеризовались как объективно необходимые общественные феномены, обусловленные потребностью объединения людей для их организованных и целеустремленных совместных действий. Политическое лидерство всегда представлялось как специфическая форма взаимоотношений и взаимодействия людей в процессе их стремления к политической власти, как образец мудрости и справедливости для союзников и сторонников политических лидеров.
Большинство научных идей и суждений прошлого о полити
ческих лидерах и политическом лидерстве в современной поли
тической науке в той или иной мере отражено в теория!^поли
тического лидерства. Основными из них являются: ™°^ «рт
лидера», ситуационная теория, теория конституентов («опреде
ляющей роли последователей») занять лидирующую роль в социальных отношениях. В К. Брэнд назвал 79 таких черт, а позднее американский социолог Стогдилл - 124. В настоящее время социологами выделяется от 80 до 250 необходимых для лидера качеств1. Такая многомерная система качеств позволяет подвести под нее практически любого человека, что делает теорию «черт лидера» весьма уязвимой. Но как показывает историческая практика, с одной стороны, определенный набор качеств не всегда превращает их обладателя в политического деятеля первого плана, а с другой - набор качеств всегда условен, нестандартен, у политических лидеров он оставляет желать много лучшего.
Ситуационная теория объясняет природу и характер политического лидерства внешними по отношению к личности факторами. Согласно этой теории лидер является порождением определенных обстоятельств, а лидерство - функцией конкретной ситуации, определенных социально-политических условий. Такое объяснение лидерства весьма рационально и его использовали многие мыслители. Но нельзя игнорировать и субъективную сторону политического лидерства - личные качества и активность лидера, его способность использовать ситуацию в нужном для себя аспекте и даже переломить ее для достижения своих целей. «Нет сомнения в том, - отмечал американский ученый Ю. Дженинг, - что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда - свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лиде-
ры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив» .
Теория конституентов («определяющей роли последователей») рассматривает лидера как выразителя ожиданий его последователей (конституентов). Согласно этой теории та или иная социальная группа, общность выбирает себе лидера, который
!См.: Желтое В. В. Политология: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 182.
2 Цит. по: Политология: Учеб. пособие / Под. ред. проф. А. Л. Радугина. 2-е изд. М: Центр, 2002. С. 243.
удовлетворяет их ожидания, соответствует их Ш
интересам и целям. По этой теории, ш^Стшо^
литического лидера, его решения, поведение хя" °"
действия с различными пышп состава и позиций его конституентов. го лидера своему статусу определяется не столько его^оет" ными качествами, сколько способностью действовать с Тчетом требований тех, кто помогал его общественному возвышению поддерживал его действия. На практике такой лидер нередко ста' новится инструментом определенной социальной группы и даже может превратиться в марионетку, являясь лишь выразителем сиюминутных интересов и потребностей возвысившей и поддерживающей его социальной группы, организации. Но потакание «низам», как и преклонение перед «верхами», разрушительно для политика. Политическому лидеру крайне важно учитывать настроения различных социально-политических сил, находить в них общее, «среднеарифметическое» для обеспечения себе максимальной поддержки в обществе.
Имеются и другие теории политического лидерства: психологическая, теологическая, интегративная. Но с каких бы исходных теоретико-методологических позиций ни объяснялось политическое лидерство, его, как явление, следует рассматривать в единстве объективных социальных условий (ситуаций), отношения участников политической жизни к своему лидеру и личностных качеств человека, претендующего на лидерство.
Следует подчеркнуть, что политическое лидерство - специфическое явление. Оно, во-первых, шире по своему влиянию на общественную жизнь, чем другие разновидности лидерствуим особый способ организации индивидуальной и ^РУ""08™^ обеспечения совместной деятельности людей. Политические ли дерство, писал Ж. Блондель, - это «власть, ^^^^ ним или несколькими индивидами, с тем ^^"^_ нации к действиям»1. Во-вторых, это управленческий статус,
| Блондель Ж. Политическое лидерство. М.. 1992. С. 10.
циальная позиция, определяемая способностью занимающих их лиц, групп принимать властные решения по организации коллективных действий, оказывать постоянное и широкое влияние на других людей. И в-третьих, это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают программы решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности.
Политическое лидерство является универсальным механизмом взаимодействия между руководителем и массами в процессе функционирования любой человеческой общности. Основными компонентами этого механизма являются: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуация, в которой действует лидер и под влиянием которой он находится. Единство этих компонентов определяет процесс становления лидера, эффективность его деятельности, общественное признание и легитимность, что убедительно подтверждается политической практикой прошлого и современности .
Личностные качества лидера оказывают решающее воздействие на его деятельность, на положение людей, которыми он руководит, на содержание и характер общественных отношений. В науке принято выделять три группы качеств, необходимых политическому лидеру: природные, нравственные и профессиональные. К природным качествам относятся: сила характера, решительность, интуиция, обаяние личности. К нравственным -гуманизм, ответственность, честность. Необходимыми профессиональными качествами политического лидера считаются аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, готовность к компромиссам. Решающими качествами личности политика, по М. Веберу, являются «страсть, чувство ответственности, глазомер». Страсть, как ориентация на дела, должна сочетаться с ответственностью -
1 См.: Мирошникова В.В., Мирошникова Д. С. 100 знаменитых поли тиков. Харьков: Фолио, 2002.
главной путеводной звездой деятели™
это способность политикк^пп^0тШШ' Гла30меР -
вию при воздействии на -«Д^Д^" ™СТ"
танцированию по отношению к вещам и люд^ ™' * ДИС"
В современна условиях общие требования к личностным качествам политического лидера сводятся к следующе~нТе отстаивать интересы людей, лидером которых являешься сГ собность выдвигать реалистически обоснованные программе своей деятельности и организовывать их вьтолнение способ ность генерировать новые идеи, развивать и совершенствовать старые; коммуникабельность, ораторские способности, личная скромность; объективность в подборе и расстановке руководящих кадров. Безусловно, совокупность перечисленных качеств, необходимых политическому лидеру, и требований к нему - это теоретически идеальная модель. Реальные политические лидеры частью этих качеств не обладают. Однако в каждой конкретной ситуации определенная комбинация этих качеств является необходимым условием и элементом политического лидерства, определяет возможности и характер его осуществления.
Инструменты осуществления власти применительно к феномену политического лидерства включают все то, на что опирается и что использует лидер для достижения политических целей. Это законодательные и исполнительные органы государства, суды, политические партии, бюрократический аппарат, средства массовой информации. К инструментам осуществления власти относятся также методы и приемы политического управления и руководства, которые применяются лидером для регулирования общественных отношений. Их арсенал в современных условиях весьма разнообразен и широк - от силовых до популисгско-пропагандистских. Конкретный выбор методов»иЧ"^ тического управления и руководства определяется ^жившими ся общественно-политическими ^«^^^^^^ ресурсами и возможностями лидера, важностью стоящих перед ним задач, его интересами. При демократической организации общественной жизни все более широкое применение в политическом лидерстве находят правовые и социально-экономические приемы и методы его осуществления.
Существенным компонентом политического лидерства является ситуация, в которой действует лидер. Она в значительной мере определяет содержание и особенности других его компонентов: личностных качеств лидера и используемых им инструментов осуществления власти. Ситуация для политического лидерства может быть спокойной и кризисной, благоприятной и неблагоприятной. В каждой из них требуется «свой» лидер, «своя» технология политического лидерства. Так, в революционные периоды выдвигаются наиболее радикальные лидеры, способные возглавить большие массы людей, идеологически разрушить старый строй, разработать теорию нового общественно-политического устройства, организовать ее практическую реализацию. При назревании кризисных ситуаций в системе общественных отношений, в переходных общественных системах требуются лидеры-реформаторы, инициаторы и руководители общественных преобразований. Особые требования к политическому лидеру выдвигают условия военного времени. В них ценятся организаторские способности, твердость духа и воля лидера, уверенность в победе над врагом, которую он должен передать народу и армии.
Политическое лидерство, как механизм функционирования человеческих образований, воздействия на людей, различно по своему внутреннему содержанию и социальному характеру. Это находит проявление в типах политического лидерства, для выделения которых используются различные системы и классификации. В свое время Макс Вебер, основываясь на типах легитимности власти лидера, выделил традиционное, харизматическое и легальное (легально-рациональное) лидерство. Традиционное лидерство заключается в признании народом лидером того, кто является наследником престола, принадлежит к «высшим кругам общества», политической элите. Харизматическое лидерство базируется на преданности вождю вепе * ^ .
собности, божественный дДЕДК ^е™ЧИТеЛЬНЬЮ СП0"
зируетс, на вере общества I'зако'ннГсть ирХГн^с^Г ба"
ствующих норм и правил подбора и вьццСТнГГ^ ^
лидеров, необходимость подчинения ли^рТо^Г^Г
общественный порядок. кивающему
В соответствии с различиями в возможностях и механизме воздействия политического лидера на массы выделяется формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерствеГха рактеризуется официальным социальным положением определенных лиц в общественной иерархии, закрепленным в правилах и нормах. Неформальное лидерство складывается на основе готовности и способности человека к выполнению роли лидера, на признании социальным окружением его морального права на руководство, его лидерских качеств.
По стилю деятельности политическое лидерство делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство означает жесткое руководство со стороны лидера, основанное, как правило, на насилии или угрозе его применения. Демократическое лидерство характеризуется тесным взаимодействием лидера и ведомой им социальной общности при выработке решений и механизма их реализации, ее активным воздействием на лидера
или лидирующую группу.
По составу лидерство бывает индивидуальное и групповое. Групповое лидерство осуществляет, например, правящая в обществе политическая партия, ее руководящие органы. В современных уровнях при этой классификации приоритетным является индивидуальное политическое лидерство. Это связано с тем, что в последнее время падает престиж политических партий так как при их политическом лидерстве практически н-03~^ГьТа ответственных за положение дел в обществе, не *«ос*р^
невыполненныеобещания .^Р-^^ выделя-
По масштабу, социальному характеру и полити-
ется —,, лидерство в малой °°4«™ь"1"»дт. щеких партиях, общественно-политических организациях жениях, в системе государственной власти и властных отношений. Политическое лидерство в малой социальной группе (группа сотрудников в органе государственной власти, небольшая общественно-политическая организация) основано преимущественно на личностных качествах лидера и стиле его деятельности. В политических партиях и общественно-политических движениях очень важна способность лидера адекватно выражать социально-политические интересы конкретных социальных групп, поддерживающих те или иные партии, движения; формировать при необходимости эти интересы, требования людей к власти и организовывать действия масс по их реализации. Лидерство в системе государственной власти и властных отношений является способом организации политического управления обществом, который осуществляется на общенациональном, региональном и местном уровнях. Особенно высокую социальную значимость имеет политическое лидерство на общенациональном уровне, в высших эшелонах государственной власти. Общенациональный политический лидер должен обладать «универсальными» качествами, чтобы соответствовать своему социальному статусу.
При всех типах и на всех уровнях политическое лидерство определяется личностными качествами, способностями и наклонностями политических лидеров, их пониманием ситуации, отношением к объективной действительности, стилем деятельности. По этим показателям выделяют широкое многообразие политических лидеров: лидер-теоретик, обладающий фундаментальными теоретическими знаниями и воздействующий на массы силой своего интеллекта; лидер-аналитик, имеющий гибкое мышление, широкий кругозор, прогностические способности; лидер-организатор, отдающий предпочтение организаторской работе; лидер-знаменосец, обладающий привлекательными личностными качествами и являющийся неким идеалом; лидер-служитель», следующий требованиям общества, отстаивающий его интересы; лидер-торговец, обладающий способностью выразительно и ярко рекламировать свои программы и идеи, привлекать к ним внимание; лидер-пожарный, ориентированный на решение текущих, сиюминутных ры-романтики, лидеРы-фаГ^
соглашатели, лидеры-догматики патерналисты, лидеры-«успокоителиГ лидеры-реформаторы и др РььперестроШцики,
Политическое лидерство представляет собой важный социальный институт, выполняющий в обществе социально значим! функции.К основным функциям политического лидерства отГ сятся: ориентационная, диагностико-инструментальная инте™ тивная, организационно-практическая. На общенациональном уровне эти функции заключаются в выработке политического курса страны, анализе социально-политической ситуации в обществе, определении путей, средств и методов практической политической деятельности. Их реализация обеспечивает сплочение различных социальных сил, генерирование их энергии для решения общезначимых задач, координацию и регулирование действий людей, согласование их интересов на основе базовых общественных идеалов и ценностей, поддержание взаимодействия власти и народа.
Функции политического лидерства свидетельствуют, что
этот социальный институт осуществляет идеологическое и орга
низационное обеспечение любых практических действий людей,
руководство ими. Однако он представляет собой лишь часть по
литической системы, формирующей структуру властных отно
шений в обществе. Поэтому максимизация социально-политичес
кой роли лидерства и лидера, как правило, приводит к болезнен
ной деформации общественного механизма, нарушению гармо
нии социального развития. ЛЛПити-
Наиболее ярким примером непомерного роста роли палии ческого лидерства служит культ личности. Он чаще всего вони-кает в тех случаях, когда политический режим не может и не спо
« См, Блонделъ Ж Политическое лидерство. %™ ^ Р _
ее К. А. Политология. С. 322 - 326; ^^/^"1 гуторова. 189; Политология: Учебник / Под. ред. В. А. Ачкасова, в у и
М.: Юрайт-издат, 2005. С. 213.
собен найти поддержку в исторических традициях общества и демократических процедурах организации общественной жизни. На первый план в этих случаях выдвигаются особые харизматические качества лидера. На основе этого происходит значительная сакрализация власти, а нередко обожествление ее верховного носителя, устанавливается тоталитарная система политического управления.
На практике политическое лидерство проявляется по-разному. Это зависит от непосредственного окружения политического лидера, уровня развития политической культуры общества, менталитета населения страны, зрелости политической элиты, развития гражданского общества, включенности страны и общества в систему международных политических отношений, процедур и механизмов формирования и выдвижения политических лидеров и т.д. Свои особенности, определяемые исторической и современной национальной спецификой функционирования и развития общественных отношений, имеет и политическое лидерство в России.
Россия относится к лидерскому типу общества, так как в ней всегда был недостаточно развит договорно-правовой характер социального порядка, а главные политические идеи и нормы социального поведения в основном исходили и исходят «сверху». Для поиска эффективных лидеров обществом использовалось широкое разнообразие каналов их подбора и выдвижения. Поэтому в истории России известны самые различные лидеры: династические (по наследству); исторически случайные (самозванцы); классово-легитимные (вожди белого и красного движения); популистско-приспособленческие (перестройщики); инверсионные (страдальцы за правду); конструктивные (трезвомыслящие).
Долгое время в России политическое лидерство осуществлялось монархом-самодержцем, власть которого передавалась по наследству. Абсолютная власть монарха обеспечивала беспрекословное господство правящего класса над населением страны, его лидирующее положение в системе общественных отношений. Это оформилось в российскую политическую традицию, передаваемую от поколения к поколению, несмотря ня п.» смену эпох. Сохраняется Доминирующ^ ских лидеров в обществе и их определенная независГстГ! управляемых и в современном российском обществе
Политическое лидерство в России исторически носит преимущественно персонифицированный характер, основано на вере народа в исключительные качества политического лидера в его способность и желание решать общественно значимые проблемы. В современных условиях многие атрибуты персонифицированной, харизматической власти в России, безусловно, трансформировались. Легитимность Президента России, других высших должностных лиц государства приобретает рационально-легальные черты, в значительной мере определяется их индивидуальными особенностями и личностными качествами. Вместе с тем это пока во многом носит формальный характер, так как в руках высших должностных лиц государства по-прежнему сконцентрирован огромный объем властных полномочий, отсутствуют реальные правовые основы гражданского контроля над их деятельностью.
В современной России политическое лидерство пока еще недостаточно эффективно обеспечивает выработку стратегии развития общества, интеграцию народа вокруг общих целей и ценностей, взаимодействие власти и общества, защиту общества от беззакония и самоуправства бюрократии, мобилизацию масс на осуществление выдвигаемых задач и инициированных реформ. Политические лидеры заняты преимущественно тем, что реагируют на уже свершившиеся события, приспосабливаются к изменяющимся общественным условиям. В их деятельности соединяются черты различных политических стилей, преобладают популизмдемагогия и обещания, эксплуатация какой-либо нравящейся ооществу идеи, ориентация на сиюминутные настроения масс.
Власть, а не служение обществу для российских политических лидеров является так как с ее помощью они решают свои личные проблему Их деятельность преимущественно сконцентрирована на укреплении этой власти, своего политического господства. Как в советском, так и постсоветском российском обществе среди политических лидеров недостаточно профессионалов. Российская политика как в прошлом, так и в настоящее время во многом осуществляется дилетантами, приспособленцами, «лидерами-мутантами» и как следствие этого в ней изобилуют ошибки и конфликты. Профессионализм и ответственность в политике - жизненно важная необходимость для России.
Политическое лидерство составляет непременный атрибут общественной жизни. Оно представляет собой своеобразный способ организации политической власти в обществе, определяемый конкретными общественно-историческими условиями, интересами различных социальных сил и личными качествами людей, выдвигаемых на роль лидера. В современных условиях усиливается институционализация и профессионализация политического лидерства, сужаются границы его влияния на общественную жизнь за счет совершенствования системы разделения властей, расширяются возможности гражданского общества, повышается роль неформальных лидеров.
Элиты и лидеры - важнейшие структурные и функциональные элементы управленческих отношений в обществе. Наиболее ярко они проявляются в социально-политических отношениях. Роль элиты и лидерства в обществе чрезвычайно важна. Без них трудно представить упорядоченность и целенаправленность общественного развития.
Любое общество, рассчитывающее на исторический прогресс, благополучие и процветание, обеспечение надежной безопасности, суверенитета, национальной независимости, должно постоянно заботиться о формировании и воспроизводстве здоровой общественной, и прежде всего политической, элиты и достойных своего народа, преданных ему политических лидеров.
Литература
Х.АшинА.Г. Элитология: Учеб. пособие. - М.: МГИМО (Университет) МИД РФ, 2005.
2. Ашин А.Г. Наука об элитах и элитном // Власть. - 2004. - № 1.
3. Корчанюк Ю. Т. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // Политические исследования. -
2001.-№1. //п
4. Лубченков ЮЛ. Политическое лидерство как технология // Вест
ник Московского университета. - Сер. 18. - 2005. - № 1 •
З.МирошншоваВ.В., МирошникоеаД.С 100 знаменитых полити-
ков. - Харьков: Фолио, 2002. й
6. Старостин А. Современные российские элиты: на пути к новой
конфигурации // Власть. - 2003. - № 7. ,__»„,• _ М : «Весь
7. ЩербининаН.Г. Теории политического лидерства.
мир», 2004.
Глава XI