По объему толкования: 1. Ограниченная 2 Буквальная 3 Расширенная
По общему правилу юр. нормы толкуются буквально, однако если дух закона не соответствует его букве (символическому выражению) то применяются иные правила толкования. В частности если смысл юр. нормы шире её текста используем расширенное толкование.
Если смысл нормы уже её текста, то применяем ограниченное толкование.
Способы толкования юр. норм
1. Грамматическое толкование предполагает использование в процессе толкования юр. норм правил русского языка;
2. Логический (предполагает установление смысла юр. нормы по средствам применения законов логики ст. 105 уг. кодекса, наказывается лицо, а не деяние)
3. Системный (ч1. Ст. 6 предполагает уяснение смысла юр. нормы по средствам определен ия её места в структуре НПА, а также содержания других юр. установлений, регулирующих данное общественное отношение)
4. Телеологическое (уяснение их смысла в зависимости от целей принятия юр. норм)
5. Специально-юридический способ (предполагает уяснение смысла правовых норм по средствам установления смысла специальных юр. терминов и конструкций, используемых в правовом регулировании)
6. Историко-политический (предполагает уяснение содержания правовых норм, исходя из исторического значения терминов, понятий, используемых в правовом регулировании)
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
Проблемы толкования1.Проблема существования воли законодателя, закрепленного в НПА 2.Возможность изменения представления о содержании юр. нормы, в связи с изменением характера общественных отношений 3.Уровень развития юр. техники
43. Систематизация законодательства.
Систематизация нормативно-правовых актов-деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в определённую систему путём составления единых нормативно-правовых актов или их сборников.
Различают инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация-форма систематизации, при которой происходит объединение различных нормативно-правовых актов в сборники, расположение их в определённом порядке. Инкорпорация может проводиться как уполномоченными на то государственными органами, так и частными лицами (неофициальная). без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.
В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.
Кодификация-форма систематизации, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативно-правовые акты. При кодификации изменяется содержание актов: отменяются устаревшие нормы, вводятся новые, многие нормы переформулируются, ликвидируются пробелы, противоречия. В содержание кодификации входит в качестве элемента и правотворческий процесс.