Зульфия СУЛТАНОВА, Вечерние Челны, 11.5.2005 г

Всю правду о войне мы не узнаем никогда. Но многие её неизвестные страницы, информация о судьбах лю­дей открываются до сих пор. Об этом разговор с руководителем рабочей группы республиканской редакции Книги Памяти Михаилом Черепановым.

- Михаил, каждую весну сотни поисковиков со всей страны отправляются на ме­ста боев и, если посчастли­вится, находят медальоны погибших солдат. Есть ка­кая-нибудь информация по найденным в этом году ме­дальонам, которая касается челнинцев?

- Ребята из поисковых групп Татарстана еще не вернулись, но уже известно, что среди медаль­онов, найденных другими группа­ми, есть принадлежавшие вашим землякам. На территории Ленин­градской обл. найден медаль­он Афанасия Григорьевича Куз­нецова,1904 г. рожд., уро­женца д. Суровка Челнин­ского р-на. Другой отряд в Новгородской обл. нашел ме­дальон Василия Михайловича Кытызина, 1926 г. рожд., уроженца Камских Полян.

- Михаил, можно ли ска­зать, где больше всего погиб­ло и пропа­ло без вести выходцев из Татарстана?

- Призы­вались они в течение всей войны и по­легли в раз­ных местах. Большинство под Москвой в 1941-м, под Ле­нинградом, Сталинградом в 1942-м. Конечно, были и дивизии, пол­ностью сформированные из татарстанцев - например, 86-я стрелковая дивизия. Она вся погибла на территории Польши в первые дни войны. Похожая участь постигла 146-ю дивизию, сформированную здесь в начале 1942 г. Она в апре­ле практически вся - 10 тысяч человек - полегла под Калугой на Зайцевой горе. Большинство солдат до сих пор считаются про­павшими без вести, хотя по архивам известно, что они лежат на одном поле. Причина в том, что там был плохой начальник штаба, он ничего не сообщал о погибших родственникам. Спох­ватились уже в 1943, 1944-м и написали в отчетах: «выбыл», «пропал без вести» - так один чиновник всю дивизию записал в пропавшие без вести.

Еще одна страшная страни­ца войны - это люди, осужден­ные за якобы какие-то антисо­ветские высказывания, намере­ния перейти на сторону врага. Реабилитировали их только в 2002 г. Многие родственни­ки об этом до сих пор не знают.

- Таких людей было мно­го?

- За годы войны по официаль­ной статистике по приговорам во­енных трибуналов было расстре­ляно и осуждено более 700 ты­сяч солдат. А вся вина человека состояла в том, что он попал в плен, плохо отозвался о командире, или сказал, что пулеметы у немцев лучше, чем у нас. Сейчас военная прокуратура прислала нам спис­ки реабилитированных, среди них есть и ваши земляки. К примеру, Иван Яковлевич Тукеев, 1912 г. рожд., уроженец д. Мартыш Челнинского р-на по при­говору военного трибунала был расстрелян в 1943 г. «за наме­рение сдаться в плен». Лукьян Тро­фимович Кузнецов, 1910 г. рож­д., уроженец с. Останково Челнинского р-на, живший в Набережных Челнах, был аресто­ван и осужден на 8 лет за пора­женческие профашистские на­строения и агитацию, высказыва­ния перейти на сторону врага.

В списке реабилитирован­ных более 20 человек только из ближайших к Челнам районов. Эти люди, как теперь доказано, совер­шенно невиновны. Это жертвы даже не войны, а советской систе­мы. К примеру, Самигулла Газизуллин, 1912 г. рожд., уроженец с. Альметьево Елабужского р-на, который был осужден в нояб­ре 1943 г. на 10 лет за пребы­вание в плену. Клеймо предателей испортило жизнь этим людям и их семьям на многие годы, хотя во всех нормальных государствах за пре­бывание в плену пенсию военную платили, а у нас их только при Ель­цине в 1996 г. признали участ­никами войны, и то если человек сам пошел в военкомат.

Для поиска родственников, призванных с территории Татарстана, нужно обращаться в редакцию Книги Памяти по адресу:г. Казань, ул. Тельмана, д. 5. А если пропавший без вести был призван из другого региона, запрос нужно отправлять в Межрегиональный информационно-поисковый центр «Отечество» по адресу:г. Казань, ул. Муштари, 20.

ИМЕНА, ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИСТОРИИ

Наши рекомендации