Зульфия СУЛТАНОВА, Вечерние Челны, 11.5.2005 г
Всю правду о войне мы не узнаем никогда. Но многие её неизвестные страницы, информация о судьбах людей открываются до сих пор. Об этом разговор с руководителем рабочей группы республиканской редакции Книги Памяти Михаилом Черепановым.
- Михаил, каждую весну сотни поисковиков со всей страны отправляются на места боев и, если посчастливится, находят медальоны погибших солдат. Есть какая-нибудь информация по найденным в этом году медальонам, которая касается челнинцев?
- Ребята из поисковых групп Татарстана еще не вернулись, но уже известно, что среди медальонов, найденных другими группами, есть принадлежавшие вашим землякам. На территории Ленинградской обл. найден медальон Афанасия Григорьевича Кузнецова,1904 г. рожд., уроженца д. Суровка Челнинского р-на. Другой отряд в Новгородской обл. нашел медальон Василия Михайловича Кытызина, 1926 г. рожд., уроженца Камских Полян.
- Михаил, можно ли сказать, где больше всего погибло и пропало без вести выходцев из Татарстана?
- Призывались они в течение всей войны и полегли в разных местах. Большинство под Москвой в 1941-м, под Ленинградом, Сталинградом в 1942-м. Конечно, были и дивизии, полностью сформированные из татарстанцев - например, 86-я стрелковая дивизия. Она вся погибла на территории Польши в первые дни войны. Похожая участь постигла 146-ю дивизию, сформированную здесь в начале 1942 г. Она в апреле практически вся - 10 тысяч человек - полегла под Калугой на Зайцевой горе. Большинство солдат до сих пор считаются пропавшими без вести, хотя по архивам известно, что они лежат на одном поле. Причина в том, что там был плохой начальник штаба, он ничего не сообщал о погибших родственникам. Спохватились уже в 1943, 1944-м и написали в отчетах: «выбыл», «пропал без вести» - так один чиновник всю дивизию записал в пропавшие без вести.
Еще одна страшная страница войны - это люди, осужденные за якобы какие-то антисоветские высказывания, намерения перейти на сторону врага. Реабилитировали их только в 2002 г. Многие родственники об этом до сих пор не знают.
- Таких людей было много?
- За годы войны по официальной статистике по приговорам военных трибуналов было расстреляно и осуждено более 700 тысяч солдат. А вся вина человека состояла в том, что он попал в плен, плохо отозвался о командире, или сказал, что пулеметы у немцев лучше, чем у нас. Сейчас военная прокуратура прислала нам списки реабилитированных, среди них есть и ваши земляки. К примеру, Иван Яковлевич Тукеев, 1912 г. рожд., уроженец д. Мартыш Челнинского р-на по приговору военного трибунала был расстрелян в 1943 г. «за намерение сдаться в плен». Лукьян Трофимович Кузнецов, 1910 г. рожд., уроженец с. Останково Челнинского р-на, живший в Набережных Челнах, был арестован и осужден на 8 лет за пораженческие профашистские настроения и агитацию, высказывания перейти на сторону врага.
В списке реабилитированных более 20 человек только из ближайших к Челнам районов. Эти люди, как теперь доказано, совершенно невиновны. Это жертвы даже не войны, а советской системы. К примеру, Самигулла Газизуллин, 1912 г. рожд., уроженец с. Альметьево Елабужского р-на, который был осужден в ноябре 1943 г. на 10 лет за пребывание в плену. Клеймо предателей испортило жизнь этим людям и их семьям на многие годы, хотя во всех нормальных государствах за пребывание в плену пенсию военную платили, а у нас их только при Ельцине в 1996 г. признали участниками войны, и то если человек сам пошел в военкомат.
Для поиска родственников, призванных с территории Татарстана, нужно обращаться в редакцию Книги Памяти по адресу:г. Казань, ул. Тельмана, д. 5. А если пропавший без вести был призван из другого региона, запрос нужно отправлять в Межрегиональный информационно-поисковый центр «Отечество» по адресу:г. Казань, ул. Муштари, 20.
ИМЕНА, ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИСТОРИИ