Реформы Шан Яна и Усиление царства Цинь.
Со временем традиционные места обитания чжоусцев стали подвергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. правитель Чжоу Пин-ван был вынужден перенести свою столицу на восток, в город Ло-и (на месте нынешнего Лояна). Теперь чжоускйй правитель жил на земле удельных правителей, и его власть над последними стала чисто номинальной. Начался период Восточного Чжоу, или, как его еще называют, «Разделенных Царств» - период все более углублявшейся раздробленности и постепенно усиливавшегося соперничества между отдельными уделами. На периферии же возникли более крупные и могущественные государства: на востоке — приморское царство Ци, разбо гатевшее на торговле солью, железом и продуктами моря; на севере — царство Янь; на западе — царство Цинь, богатое боевыми лошадьми; в районе среднего течения Янцзы — царство Чу, самое крупное из всех древнекитайских царств; в низовьях Янцзы — царства У и Юэ.
С VII в. до н. э. среди сильнейших царств разгорается борьба за первенство. На первых порах она велась под флагом реставрации власти чжоуского дома.
До V в. до х.э. Цинь не принимало активного участия в междоусобной борьбе царств и считалось сравнительно слабым среди "семи сильнейших". Причиной его усиления были проведенные Шан Яном политико-административные, финансово-экономические и военные мероприятия, о которых упоминалось выше.
Шан Ян предложил не очень-то считаться с прежними традициями, восхваляющими нравственные добродетели древних правителей, а провести радикальную реформу принципов общественного устройства. Шан Ян свои реформы явно направлял против конфуцианцев, отрицающих закон. Его реформа включала в себя следующие положения.
1. В стране вводятся законы. Закон широко доводится до всеобщего сведения, но обсуждать его, даже хвалить и славословить по его поводу категорически запрещалось - это могло бы создать впечатление, будто население имеет какое-то влияние на закон, на мотивы его издания. Допустим, можно было бы подумать, что ван издает закон для того, чтобы понравиться населению.
Как-то в самом начале, когда только что в царстве Цин объявили первые законы, народ вывалил на улицы и стал праздновать нововведение. Наиболее ретивых схватили и наказали бамбуковыми палками. Не до смерти, но так, чтобы запомнили на всю жизнь. Ибо закон, по мысли Шан Яна, должен спускаться на поданных свыше как нечто беспрекословное, не поддающееся человеческой оценке и требовавшее от поданных лишь одного - незамедлительного подчинения. Закон "по-китайски" отнюдь не предполагал юридического оформления прав и обязанностей всех людей (или хотя бы части из них) по отношению к государству, он, скорее, был похож на служебные инструкции, предписывающие определенному должностному лицу делать то-то и то-то, в противном случае ему грозит вот это и это.
2. Закон, по Шан Яну, представлял жесткую регламентацию наказаний и поощрений для определенных категорий должностных лиц, начиная с приближенных вана и кончая крестьянами. Причем легисты особо напирали на то, чтобы количество и сила наказаний должны значительно превышать количество и силу поощрений. Шан Ян утверждал, что "в стране, достигшей гегемонии , 10 наказаний приходится на одну награду; в сильной стране 7 наказаний на 3 награды; и в стране, которая подвергается расчленению, 5 наказаний на 5 наград". И далее: "Если наказания преобладают, то народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождаются мерзости". Наказания и поощрения, по Шан Яну, это две рукоятки, которыми управляется весьма несложная машина, именуемая государством, причем рукоятка наказания - основная, поощрения - дополнительная. "Управление при помощи наказаний приводит к тому, что народ боится и поэтому не совершает мерзостей".
Наказывать нужно не за проступок, а за намерение, за саму мысль о нем.Шан Ян: "Если наказания будут применяться только по отношению к уже совершенным преступлениям, то злодейств прекратить не удастся. Поэтому тот, кто хочет добиться гегемонии, должен применять наказания к проступкам, которые только готовятся". А как узнать, что они готовятся? Об этом должны сообщать доносчики, они должны быть добровольно заинтересованы в этом. Шан Ян: "Награды должны даваться тем, кто сообщает о злодеяниях. Тогда даже мелкие проступки не останутся незамеченными". "Тот, кто не доносил на преступника, должен быть разрублен надвое".
Все население страны было поделено на группы из пяти или десяти семей, связанных круговой порукой. Она означала, что если "виноват" один из этой группы, то наказания несли все члены группы.
Шан Ян был государственным человеком и все время думал о силе державы... Соотношение государства и народа лучше всего выразить его словами: "Слабый народ - значит сильное государство, сильное государство - значит слабый народ. Ослабление народа, следовательно, - главная задача государства, идущего правильным путем". Население рассматривалось не как "содержание", главное богатство государства, а как нечто внешнее, исходный материал для формирования чего-то нужного государству: "Победа над народом подобна работе горшечника над глиной". То есть, чем мягче глина (слабее народ), тем легче ее формовать.
В этом смысле материальное состояние людей (кроме минимума, обеспечивающего физическое существование, а тем более их духовное состояние) ни в малейшей степени не должно беспокоить правителей. Мало того, государство сознательно должно свести это состояние к некоторому минимуму, "ослабить народ".
Шан Ян предложил это делать так. В первую очередь нужно свести на нет духовное разнообразие, нужно "унифицировать" образование, привести народ к полному единомыслию, а это лучше всего может быть достигнуто всякой ликвидацией образования вообще: "Красноречие и ум - помощники мятежа, музыка - свидетельство разврата и праздности, доброта и человечность - пособники нарушений".
У народа, по Шан Яну, должно быть два занятия. Первое - земледелие. Ничто не должно отвлекать народ от него. Музыку и танцы, искусство вообще следует запретить. Запрещалась праздничная одежда и любые украшения. Следует запретить торговлю, ибо она связана с поездками по стране, а это, в свою очередь, позволяет сравнивать условия жизни в разных местах и может привести к нежелательным "мыслям". Тем более запретить всякие праздношатания, к коим относились, например, путешествия. В царстве Цин для предотвращения поездок были закрыты все придорожные трактиры.
Второезанятие населения - обязательная служба в армии и периодическое участие в войнах. Только так, радостно заканчивает Шан Ян, можно достигнуть гегемонии, поддерживать сильное государство и ослаблять народ.
Но закон не может быть поставлен над ваном Государство как машина само по себе не имеет самостоятельного нравственного смысла, оно должна служить высшей цели - а именно, служить желаниям и воле вана, обеспечивать его благополучие.
Сам Шан Ян недолго блаженствовал. Он был казнен по велению Хуэйвень Гуна, сына Сяо Гуна, при котором Шан состоял в главных советниках и был даже в соправителях. Наследник вана терпеть не мог Шан Яна чисто по личным мотивам. Еще бы, когда молодой наследник как-то одел праздничную одежду (что было запрещено Шан Яном), то избежал наказания только потому, что за это до полусмерти палками избили его воспитателей. Но когда наследник второй раз надел наряды, да еще и запел, то Шан Ян настоял на отрезании у наследника носа (одна из легких форм наказания). И вот, когда ван Сяо Гун умер, то Шан Ян понял: пришел ему конец. Хотя наследник более не видел дальше носа, за неимением такового, он ничего не забыл.
Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. При нем могущество потомственных знатных родов было подорвано единообразным административным делением государства. Мелкие территориальные единицы - пяти- и десятидворки - были связаны круговой порукой; в случае провинности одного лица все члены взаимоответственной группы дворов становились государственными рабами - тем самым был расширен контингент лиц, порабощаемых государством по уголовному закону. Унификация Шан Ялом мер веса, длины и объема, а также монетная реформа стимулировали развитие рыночных отношений. Вместо налога с урожая Шан Ян ввел налог с площади обрабатываемой земли, переложив все убытки от стихийных бедствий с казны на плечи земледельца. Шан Ян опирался на новую знать, не связанную с родовитым происхождением, и на зажиточные слои общины, для которых открылись возможности приобретения полей и рабов. Государство Цинь и само становилось крупным собственником земли и рабовладельцем. Основное внимание правительство Шан Яна уделяло повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и развитию военного дела. Разрешение свободной распашки пустошей с освобождением трех поколений заимщиков от налогового гнета привлекло в Цинь потоки переселенцев из соседних царств - резерв будущих призывников. Правом изготовления вооружения пользовалось только государство. Военные - обладатели чиновничьих рангов - составляли самый привилегированный слой циньского общества. Шан Ян был убежденным сторонником всенаправляющей силы юридического закона, одним из основоположников школы фацзя. При этом проблема взаимоотношения права и власти решалась им в пользу самодержавной формы правления. "Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей", - заявлял Шан Ян, обращаясь в данном случае к авторитету Конфуция.
Мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Становится наисильнейшим в древнем Китае и сразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых была захвачена область Шу-Ба в Сычуани с ее плодородными землями и горными богатствами (в первую очередь - железо); эта область была яблоком раздора между Цинь и Чу. После осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный, очень важный источник с/х продукции. Приобретение богатств Сычуани облегчило Цинь дальнейшую экспансию. В конце IV в. циньцы захватили верхнее течение р.Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, вплотную столкнувшись с царствами Чу,Вэй и Хань.
Напрасно центральные царства заключали против циньских царей союзы; они постепенно теряли свои территории; наконец, путем подкупа, обмана и интриг циньцам удалось развалить противостоявшую им коалицию и в 278 г. до х.э. захватить столицу Чу - г. Ин. Но оно и после потери древней столицы оставалось сильнейшим соперником Цинь. Вскоре последовала
кровопролитнейшая война Цинь с Чжао, стоившая сотни тысяч убитых.
Однако, хотя Цинь и очень расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны. В 241 г. до н.э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них циньцам противостояли еще Янь и Ци - т.е. всего шесть царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 238 г. до н.э. на циньский престол взошел энергичный молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. Каждую захваченную столицу он приказывал сровнять с землей. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство - Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей верховной власти - хуанди ("император"). Первый император древнего Китая вошел в историю как Цинь Шихуанди - "Первый император Цинь".Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи. Объективно выполняя задачу объединения областей первого и второго подразделений общественного производства, Цинь Шихуанди не ограничился покорением древнекитайских царств, но продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали обычным для внешней политики Первого императора.