Как управляет (каким способом властвует
государство, правящий класс)?»
В крайних своих значениях ответы на этот вопрос имеют два основных противоположных варианта (а это значит возможность наличия каких-то промежуточных значений ответов, включая и указание на то, куда, к какому из основных вариантов сознательно смещается или дрейфует госаппарат):
(1) «с помощью либеральных законов, т.е. классический либерализм(в те далекие времена его становления)» - преимущественно «мягкая» власть, ограничивающая себя только самыми необходимыми методами принуждения и больше опирающаяся на экономическое принуждение;
(2) «с помощью насилия, т.е. диктатура» - преимущественно «жесткая» власть, применяющая недемократические инструменты для сохранения/развития страны или использующая крайние формы насилия и, часто, внеэкономическое принуждение для собственного сохранения .
Под диктаторскимрежимом чаще всего понимают жесткую власть, не останавливающуюся перед применением крайних форм насилия. Но применение политического насилия в любых его формах может осуществляться и на «демократической основе» (например, Великобритания - в Ольстере, Франции - при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и т.д.). А это означает, что демократия и диктатура - понятия не абсолютно противоположные.
Поскольку речь идет о политическом управлении, постольку для оценки степени эффективности этого управления используются в качестве критерия содержание четырех основных системных функций политуправления.
Речь идет о полноте реализации этих четырех основных функций всеми ведомствами(критерий оценки этой результативности!), службами государства, содержание которых присуще только ему:
1. Функции целедостижения – реализации роли государства в постановке стратегических целей страны и системы задач (для госаппарата и общества), обеспечивающих достижение этих целей. Это умение власти обеспечить выживание и развитие (духовное и материальное) абсолютного большинства (или всех) социальных групп общества (это и есть главные цели политического управления) и выживание и развитие самого госаппарата в довольно определенно намеченном и вполне обозримом (при жизни 2-3-х поколений) будущем, добиваясь и (1) формулирование и (2) достижение этих целей в понятиях, выбор которых обусловлен сложившейся в стране и внешнем мире ситуации, и системы конкретных задач по достижению этих стратегических целей, предусматривающих реализацию остальных трех функций. Это умение власти добиваться реализации остальных трех функций (реализация принятой народом модели политико-правового и экономического обустройства страны);
2. Функции адаптации,т.е. приспособление(законами, тарифами, налогами, банковскими ставками, пошлинами, подготовкой кадров, целенаправленной обучающей и разъясняющей информацией и т.д.) общества и госаппарата к меняющимся внутренним и внешним условиям, раскрытия путей хозяйственного саморазвития общества, производственно-трудовой (производство товаров, услуг, материальных и/или духовных ценностей) самореализации абсолютного большинства граждан; и реализация аналогичной функции в отношении самого госаппарата.
3. Функции интеграции общества и госаппарата вокруг поставленных властью понятных и принимаемых абсолютным большинством общества задач, программ изменения страны, национальных ценностей и т.д., развития чувства идентичности граждан и общества и понимания гражданами адекватности власти стоящим перед страной задач. И реализация аналогичной функции в отношении самого госаппарата.
Особую (незаменимую ничем и никем другим) роль в реализации этой функции играют правовые институты государства и общества, правоохранительная система государства с независимым судом и четко исполняющими законы прокуратурой, государственными и добровольческими органами общественного правопорядка, нравственные нормы и принципы, национальные традиции и обычаи. Повсеместно поддерживаемые госаппаратом (включая и личный пример) и общественными формированиями.
4. Функции воспроизводства структуры, самосохранения общества и государства и разрешения конфликтов, в реализации которой особая роль принадлежит духовной системе верований и соответствующих этой системе организаций, соблюдение национальной морали госаппаратом и его руководителями и, разумеется, органы социализации: семья, дошкольные и школьные воспитательно-образовательные организации; средние и высшие образовательно-воспитательные учреждения и т.п. И реализация аналогичной функции в отношении самого госаппарата.
При этом армия рассматривается и как военная подсистема государства для самосохранения страны в условиях внешних угроз, и как необходимый для самосохранения страны особенный институт социализации индивидов, представляющих разные народы и социальные группы.
В реализация этих функций и заключен смысл и содержание ПОЛИТИЧЕСКОГО управления обществом госаппаратом, его качество. Это качество дополняется и другим – умелым политико-административным – технологическим – управлением обществом.
Это «технологическое» управление повседневной деятельностью ведомств, подразделений госаппарата, реализующих конкретизированные на данном этапе мероприятия по реализации функций политического управления, а не занимающихся «личным освоением» госбюджета (см. подробнее: Бирюков В.Д., Теплов Э.П. Гуманитарные аспекты информационной безопасности: логические основы, методология и методика (учебное пособие), раздел «Политическое» и «технологическое» управление как функция «достижения целей").
Изложенные выше функции являютсясистемными критериями оценки эффективности политического управления государством страной.