Неприменение силы или угрозы силой

Становление данного принципа связано с такими междуна­родно-правовыми актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений (1899 г.) и Конвенция об огра­ничении применения силы при взыскании по долговым обяза­тельствам (1907 г.).

Определенные правовые ограничения применения силы со­держались в Статуте Лиги Наций. В частности, ст. 12 обязывала государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использо­ваны определенные мирные средства.

Особое значение в осуждении и отказе от обращения к вой­не имел Парижский договор (Пакт Бриана—Келлога) от 27 ав­густа 1928 г. Согласно его ст. 1 «Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от та­ковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия нацио­нальной политики». Статья 2 предусматривала решение споров или конфликтов мирными средствами. Данный подход, по сути дела, закреплял принцип запрещения агрессивной войны, ко­торый был конкретизирован и развит в последующем в Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов и их приговорах.

Устав ООН (п. 4 ст. 2) провозгласил: «Все Члены Организа­ции Объединенных Наций воздерживаются в их международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как про­тив территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Конкретизируя эту основополагающую норму, Декларация 1970 г. возложила на каждое государство обязанность воздер-

живаться от угрозы силой или ее применения с целью наруше­ния существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том чис­ле территориальных, споров. Развитием этого положения стало формулирование в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. принци­па нерушимости границ.

Декларация 1970 г. квалифицирует агрессивную войну как преступление против мира, влекущее ответственность по меж­дународному праву. В развитие этой нормы Генеральная Ас­самблея ООН в 1974 г. приняла резолюцию, содержащую опре­деление агрессии: применение вооруженной силы государством или группой государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Перечислив семь видов действий, квалифици­руемых в качестве актов агрессии, резолюция оговорила право Совета Безопасности определить, что и другие акты представ­ляют собой агрессию согласно положениям Устава.

Запрет применения силы, несовместимого с целями Объе­диненных Наций, совмещен в Уставе ООН с допущением пра­вомерного обращения к вооруженной силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение (ст. 51), во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае уг­розы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

Мирное урегулирование споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом неприменения силы и угрозы силой, их становление проходило, по существу, одновременно. Чем категоричнее фор­мулировались обязательства государств разрешать свои споры мирными средствами, не прибегая к войне, тем очевиднее ста­новилось правило об отказе от применения силы и угрозы си­лой. Так, анализ содержания ст. 1 и 2 Конвенции о мирном ре­шении международных столкновений 1907 г. позволяет сделать вывод, что мирное разрешение споров лишь предпочтительнее по сравнению с таким средством, как применение оружия. Применение оружия не исключается в качестве правомерного средства разрешения споров. Чтобы предупредить по возмож-

I

Глава 6. Основные принципы международного права

ности обращение к силе, государства соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение ме­ждународных несогласий (ст. 1). В случае возникновения важ­ного разногласия или столкновения они согласились обращать­ся, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав, прежде чем прибегнуть к оружию (ст. 2).

В Уставе Лиги Наций указывались средства, которые госу­дарства должны использовать для разрешения спора (третей­ское или судебное разбирательство, рассмотрение спора в Со­вете), ни в коем случае не прибегая к войне, но лишь до исте­чения трехмесячного срока после решения третейских судей, или судебного постановления, или доклада Совета (п. 1 ст. 12).

В Договоре об отказе от войны в качестве орудия нацио­нальной политики 1928 г. государства-участники признали, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть меж­ду ними споров или конфликтов «должно всегда изыскиваться только в мирных средствах» (ст. 2).

В Уставе ООН положение о мирном разрешении междуна­родных споров закреплено в качестве одного из основных принципов, в соответствии с которыми должны действовать ООН и ее члены (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем переговоров, обследования, посредничества, при­мирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разрешения споров.

На встречах представителей государств — участников СБСЕ, а также на специальных совещаниях экспертов были разработа­ны рекомендации относительно комплексной системы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ на заседании в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно одобрена и открыта для подписания Конвенция по примире­нию и арбитражу в рамках СБСЕ. Она предусматривает созда-

§ 6. Нерушимость границ

ние Суда по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ для уре­гулирования споров посредством примирения и арбитража. Он состоит из назначенных государствами — участниками Конвен­ции мировых посредников и арбитров. Примирение осуществ­ляется Примирительной комиссией, в состав которой входят мировые посредники. Арбитражное разбирательство отнесено к компетенции Арбитражного трибунала.

Нерушимость границ

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о нерушимости границ являются составной частью со­держания принципа неприменения силы и угрозы силой. Госу­дарства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее при­менения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Государства Европы всегда придавали особое значение неру­шимости границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973 гг.

В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано, что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные грани­цы». Стороны заявили, что «не имеют каких-либо территори­альных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем». Они будут «неукоснительно со­блюдать территориальную целостность всех государств в Евро­пе в их нынешних границах».

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотноше­ний между государствами."

Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований

Глава 6. Основные принципы международного права

или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ в числе других принципов является основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что подтверждается ее договорами с ними.

В Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются признание и уважение неприкосновенности существующих границ.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает следующее положение: «Стороны при­знают нерушимой существующую между ними границу и под­тверждают, что не имеют друг к другу никаких территориаль­ных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».

Приверженность принципу нерушимости границ выражена также в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., в До­говоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Рес­публикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 г. и др.

Знаменательно включение этого принципа в числе других в Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничест­ве и безопасности между Российской Федерацией и Организа­цией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Наши рекомендации