Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура
Глава государства - император. 7 января 1989 г вступил на престол император Акихито. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суверенной властью. Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров, который несёт за них ответственность. Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.
Парламент (Коккай) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган. 29 ноября 1990 г. парламент отметил 100-летнюю годовщину первых выборов. Он состоит из палаты представителей (500 мест) и палаты советников (252 места).
Члены палаты представителей избираются на 4 года, однако этот срок может быть прерван до истечения 4 лет, если палата распускается. 300 членов палаты избираются в одномандатных округах, остальные — по пропорциональной системе, партийным спискам.
Члены палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года. 100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена избираются по 47 префектурам.6
Сессии палаты представителей и палаты советников могут быть очередными, чрезвычайными или специальными. Очередные сессии парламента созываются раз в году, в январе, и длятся 150 дней. Самым важным законопроектом, представляемым на рассмотрение очередной сессии, является государственный бюджет на следующий финансовый год. Палате представителей принадлежит право первой рассматривать законопроект о бюджете, подготовленный и представленный парламенту кабинетом министров. У нижней палаты есть преимущество перед верхней
6 Фатхутдинов Р. Опыт Японии: инновации и развитие//Управление персоналом.-2010.-№10.-С.48-53.
палатой в вопросах назначения нового премьер-министра и обсуждении международных договоров. Палата представителей обладает правом выражать кабинету министров недоверие или доверие. Это является одним из самых важных прав нижней палаты в парламентской политике. Палата советников не наделена правовыми полномочиями принимать вотум недоверия.
На председателей обеих палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в соответствующих палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить свою беспристрастность в ходе заседания парламента, вышеупомянутые четыре лица обычно приостанавливают отношения со своими партиями. Палата советников может временно выполнять функции палаты представителей, если кабинет министров созывает чрезвычайную сессию верхней палаты в то время, когда нижняя распущена. Конституция предусматривает 2 способа принятия закона. Первый - одобрение закона проекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклоненного палатой советников. Последнее слово остается за палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер министров. Помимо вышеперечисленных, к наиболее важным полномочиям парламента относится контроль над деятельностью исполнительной власти, которая осуществляется, как правило, в форме интерпелляции и парламентских расследований.
Японские граждане, достигшие 25 лет, могут быть избраны в палату представителей, а достигшие 30 лет — в палату советников. В Японии существует всеобщее избирательное право, и все мужчины и женщины, достигшие 20 лет, могут принимать участие в выборах.3
Исполнительная власть осуществляется правительством Японии (Кабинет министров). Кабинет министров — высший орган исполнительной
3 Иванов В. П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы. Журнал российского права, №5, 2010.- С.13-14.
власти в Японии.
Кабинет министров Японии действует в составе: глава кабинета — премьер-министр — и 20 министров. Премьер министр — высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии.
Избираемый парламентом премьер-министр является чаще всего лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.
Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнительных учреждений.
Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно Конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять своих функций или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, если кто-либо из министров оставил свой пост или не может осуществлять своих функций.
Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пребывание на этом посту дает возможность политическому деятелю оказывать самое большое по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны. Пост премьер-министра — высший административный пост страны — неизменно является предметом вожделения политических деятелей партии парламентского большинства, и за обладание им периодически развертывается борьба между различными группами правящего лагеря. Непременным условием победы в этой борьбе служит поддержка наиболее влиятельных кругов финансового мира Японии.
В непосредственном подчинении у главы кабинета находится Канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров — 12 министерств: юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления.
При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них возглавляют государственные министры.
В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата, чтобы исключить возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма. Функции военного министра фактически выполняет государственный министр, возглавляющий Управление национальной обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности.
Согласно Конституции, не менее половины министров должно быть депутатами парламента.4Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, что подразумевает лицо, не состоящее на военной службе и не бывшее в прошлом профессиональным военным. Практика последних кабинетов свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента. Глава кабинета — премьер-министр — назначается императором по представлению парламента.
Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность «...добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой, заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обязательств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом. Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона. Принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах».
Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, относящихся к делам государства, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда, за исключением главного судьи, а также всех судей судов низших инстанций; представляет к назначению императором кандидатуру главного судьи; принимает решения о созыве чрезвычайных сессий парламента, созывает чрезвычайные сессии палаты советников в случае, если считает это «крайне необходимым в интересах страны», несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов через регулярные промежутки времени, но не менее чем один раз в год.
Конституция и «Закон о кабинете министров» провозглашают принцип «коллективной ответственности кабинета перед парламентом». Кабинет уходит в отставку в случае выражения парламентом недоверия кабинету или отклонения резолюции о доверии, если премьер-министр не распускает палату представителей в течение 10 дней со дня принятия решения. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано предоставлять парламенту любую требуемую им информацию и отчеты.
Как указывается в «Законе о кабинете министров», кабинет министров «осуществляет свои функции в форме заседаний кабинета». В соответствии с давно установленным порядком очередные заседания кабинета проводятся два раза в неделю. Помимо очередных заседаний проводятся иногда чрезвычайные заседания кабинета. В отдельных случаях некоторые документы получают утверждение кабинета опросным путем. Заседания кабинета министров проводятся при закрытых дверях.
При кабинете министров имеется секретариат, возглавляемый генеральным секретарем кабинета (государственный министр). Секретариат регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем. Наряду с секретариатом непосредственно при кабинете министров действуют Законодательное бюро кабинета, Совет по делам персонала и Совет национальной безопасности.
При кабинете министров создаются также время от времени на тот или иной срок комиссии и советы, призванные решать различные специальные вопросы.
Центральные административные учреждения кабинета министров подразделяются на Канцелярию премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем министерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию каких-либо министерств.
Канцелярия состоит из собственно канцелярии и находящихся при ней комитетов и управлений. При канцелярии, но вне ее рамок (на правах самостоятельных ведомств) функционируют, в частности, четыре комитета и семь управлений. В число комитетов входят: Комитет по делам справедливой торговли; Государственный комитет общественной безопасности (шесть членов во главе с председателем в ранге государственного министра), имеющий в своем подчинении Управление полиции; Комитет по урегулированию земельных вопросов; Комитет по делам столичной зоны.5
В число управлений входят: Управление Императорского двора; Управление общих дел и координации; Управление по развитию Хоккайдо; Управление национальной обороны; Управление экономического планирования; Управление по науке и технике. Комитеты и управления, действующие при Канцелярии премьер-министра, обладают широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений — Государственный комитет общественной безопасности с подчиненным ему Управлением полиции, Управление национальной обороны, Управление экономического планирования и некоторые другие — выполняют фактически функции министерств.
Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а департаменты — на
5 Оболонский А. В. Государственная служба: комплексный подход. М.: Дело, 2008. – С.289.
отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще и самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения, постоянные выставки и т.п.
У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Исключение составляют министр финансов, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства и министр внешней торговли и промышленности, которые имеют по два парламентских вице-министра. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом в соответствии с представлениями министров. Парламентские вице-министры оказывают помощь министрам в их парламентской деятельности, в выработке различных планов, в решении административных дел, а также являются исполняющими обязанности министров в отсутствие последних. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.
Численность персонала министерства устанавливается законом. Особое место в системе японской администрации занимает Ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Во главе этого органа стоит Совет ревизоров.
Все перечисленные выше учреждения образуют в совокупности центральный административный аппарат Японии, именуемый в японской юридической литературе «вспомогательным». Слово «вспомогательный» подчеркивает при этом верховенство кабинета министров над этим аппаратом, призванным, согласно официальной юридической схеме, быть лишь органом, осуществляющим решения кабинета. В сущности же эти учреждения представляют собой костяк всей государственной машины Японии.
Судебная власть. Современная судебная система Японии сложилась в результате после конституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14-ти членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решение и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5-ти судей. К разбирательству Верховным судом принимается жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела. Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.
Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по 2-й инстанции. Кроме того, в коллегию из 5 судей. Они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях.
Важнейшие звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.
Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.
Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды а праве приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судья. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.
Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.
Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных, и других судах.
Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет министров, обычно на основании списка кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В Японии корпорация профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12000 адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек.
Заключение
Японский опыт все более привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея о тесной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в своем социально-экономическом развитии.
Глава государства - император. 7 января 1989 г вступил на престол император Акихито. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суверенной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность.
Парламент (Коккай) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган.
Исполнительная власть осуществляется правительством Японии (Кабинет министров). Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в Японии.
Кабинет министров Японии действует в составе: глава кабинета — премьер-министр — и 20 министров. Премьер министр — высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии.
Судебная власть. Современная судебная система Японии сложилась в результате после конституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры.