Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления
По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император.
На фоне централизации и бюрократизации госаппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим строем и развивающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической системы, укрепляются внешнеэкономические позиции России как многонационального гос-ва. Все эти предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которого стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственного совета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета был император, который назначал членов Совета. Основной функцией Совета являлась подготовка законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.
Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.
Роль Совета снижается с учреждением в 1826 г. Николаем I Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавившей систему центральных органов государственного управления и получившей законотворческие полномочия. Она состояла из 6 отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.
Сенат становится высшим судебным органом страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
В 1802 г. началась министерская реформа.В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.
Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров.Председательствовал на его заседаниях император. Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды,которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды.В столицах были созданы надворные суды,рассматривавшие дела всех сословий.
В 1802 г. было образовано Министерство юстиции,на которое возлагалось судебное управление.
В 1802 г. создано Министерство внутренних дел.Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, затем оно было объединено с Министерством внутренних дел.
В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.
Армиястроилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе.