Последствия политики Сунов
1) дублирование функций и разрастание госаппарата (не менее 200 тыс. чиновников лишние), некомпетентность, небоеспособность армии;
2) усиление противоречий в правящем классе:
- между бюрократической и частновладельческой частями;
- между верхами и низами чиновничества;
- между Северной и Южной группировками (северяне-суны не допускали в госаппарат "людей с другой стороны реки" Янцзы;
- между гражданской и военной бюрократией.
З) народные восстания - на материале одного из них в романе ХIV в. "Речные заводи" будут описаны события в плавнях Хэнани, где паролем восставших был "Все люди - братья";
4) движение реформаторов, сторонников усиления государственной власти и ослабления налогового пресса на крестьянство.
Наибольшего размаха реформаторское движение достигло после назначения императором Шэнь Цзуном на должность первого министра скромного чиновника уездного управления, писателя и патриота Ван Аньши. Находясь у власти в 1069-85 гг., Ван ставил перед собой две главные задачи: укрепление финансов и обороны. Для достижения этих целей он:
- ввел всеобщую трудовую повинность (или откуп от нее) для укрепления границ и ирригации;
- провел обмер полей и упорядочил налогообложение;
- стимулировал крестьянские хозяйства под контрактацию 20% урожая через Государственный банк;
- добился четкого государственного регулирования торговли, денежного обращения и цен;
- ввел кредитование крестьянства продуктами в государственных магазинах в трудное время накануне сбора урожая, а для этого увеличил государственные запасы зерна;
- не остановился перед налогообложением знати.
Реформы были прекращены со смертью императора, покровителя преобразований, поскольку они встречали противодействие в самых различных кругах общества, не желавших укрепления государства за их счет. Кроме того, по мере проведения реформ произошел раскол в стане реформаторов по неодинаковой степени их радикализма, вследствие соперничества за власть и влияние и отхода части из них от продолжения преобразований по мере обеспечения личного благополучия. Посягательства Ван Аньши на идеологическую монополию конфуцианства встретили ожесточенный отпор со стороны большинства шэньши всех уровней и положения.
Деятельности Ван Аньши даются самые разнообразные оценки. В трактовке идеологов КПК он "великий политический деятель, чьи интересы были интересами народа". Го Можо утверждал, что КПК взяла у Ван Аньши лозунг "учиться у народа" и приравнял аграрную политику КПК к его политике. Западная историография обращает внимание на стремление Вана к проведению "либеральной" политики создания "банков капиталистического типа", другие считают его "предтечей коммунизма" (В. И. Ленин так не считал, назвав Вам Аньши "преобразователем XI века"). На наш взгляд, нельзя давать оценку этому деятелю на основании выпячивания отдельных аспектов его правления - он был наиболее дальновидным представителем китайского общества, требовавшим от всех его слоев поступиться частью своих интересов во имя общего блага (чистоты принципов АСП и конфуцианства).
Прекращение реформ привело к деградации и политическому вырождению правящего и имущего класса, который забросил не только ратное дело, но и хозяйственное управление, погрязнув в стихах, рисовании, каллиграфии. Следующие 200 лет династии Сун прошли в борьбе за выживание перед лицом нарастающей внешней опасности.
Распад Сунской империи
С 1126 г. империя подвергается все возрастающему натиску чжурчженей. Главком Ли Ган разбил их, но для завершения борьбы потребовал всеобщего вооружения народа, за что был отправлен в ссылку. В результате повторного вторжения чжурчженей в следующем году император был вынужден пойти на переговоры с ними о заключении мира, но самобытный полководец Юэ Фэй нанес поражение кочевникам, готовым пойти на мир, завоевав тем самым уважение в народе. Это ставило двор перед перспективой продолжения опасной войны, в том числе на территориях, где находились земли первого министра Цин Гуя, богатейшего помещика своего времени (по другой версии этот сановник был "агентом влияния" чжурчженей и поэтому проводником капитулянтской линии Сунов перед ними). Цин Гуй обвинил Юэ Фэя в срыве переговоров и вызвал его в столицу для "расследования" его деятельности - по сфабрикованному обвинению в подготовке мятежа полководец был казнен (впоследствии на могиле Юэ Фэя была установлена скульптурная композиция виновной в его смерти "банды четырех" - Цин Гуя с супругой и двух клеветников, оговоривших народного героя).
В результате отказа Сунов от борьбы с чжурчженями в 1142 г. был заключен позорный мир, в соответствии с которым граница между чжурчженьским государством Цзинь и Сунской империей проходила по р. Хуанхэ. С этого времени на территории ранее единого Китая существовали четыре государства: Южное Сун, Цзинь, Си Ся и Наньчжао. Именно с таким раздробленным Китаем столкнется через 60 лет монгольская орда.